Задание 6. Проанализируйте средства выразительности в тексте

Итоговая контрольная работа

Вариант 1

Задание 1. Выполните синтаксический анализ предложений текста.

Прочитайте текст.

(1)Здоровому взрослому ягуару нечего бояться в природной среде: пожалуй, единственное животное, способное справиться с ягуаром, — это гигантская анаконда. (2)Другое дело — люди: коренные обитатели джунглей Южной Америки иногда убивали ягуаров, но в большинстве своём всегда относились к ним с благоговением и не истребляли понапрасну. (3)Однако, став предметом охоты из-за своей красивой пятнистой шкуры, ягуар постепенно исчезает с лица земли. (4)Хотя торговля шкурами ягуара во всём мире запрещена, браконьеры всё ещё поставляют их на чёрный рынок. (5)Сокращению популяции ягуаров способствует и вырубка лесов — естественной среды обитания этих животных.

 

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Первая часть сложного предложения 1 представлена односоставным неопределённо-личным предложением.

2) В предложении 2 три грамматические основы.

3) Предложение 3 осложнено вводным словом.

4) В первой части сложного предложения 4 составное именное сказуемое.

5) Предложение 5 осложнено обособленным приложением.

 

Задание 2. Выполните пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Брянская область (1) земля (2) древняя и славная(3) удивительно красива. Прекрасно все(4) ее леса (5) сияющие в лучах осеннего солнца (6) и (7) поля(8) покрытые зимой(9) сверкающим снегом (10) и луга (11) пестреющие летом (12)и (13) опустевшие осенью. А сколько героических событий видели деревья великаны (14) храня тайны веков!

 

Задание 3. Выполните синтаксический анализ словосочетания.

Замените словосочетание «сказал со злостью», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

 

Задание 4. Выполните орфографический анализ слов.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера ответов.

1)ПРЕБЫВАТЬ (на станции) — написание приставки определяется её значением — приближение.

2)ТКАННЫЙ — в имени прилагательном, образованном от существительного с помощью суффикса -АН-, пишется одна буква Н.

3)В АЛЬБОМЕ — в форме творительного падежа единственного числа имени существительного 2-го склонения пишется окончание -Е.

4)НЕВТЕРПЁЖ — в кратком имени прилагательном с основой на шипящий буква Ь не пишется.

5)СТЕЖОК — после шипящих в суффиксах имён существительных под ударением пишется буква О.

Текст

(1)Благодетельная судьба скоро послала мне неожиданное новое наслаждение, которое произвело на меня сильнейшее впечатление и много расширило тогдашний круг моих понятий. (2)Против нашего дома жил в собственном же доме С. И. Аничков, старый богатый холостяк, слывший очень умным и даже учёным человеком. (3)Аничкова не любили, а только уважали и даже побаивались его резкого языка и негибкого нрава. (4)К моему отцу и матери он благоволил и иногда давал взаймы денег, которых больше никто просить у него не смел.

(5)Он услышал как-то от моих родителей, что я мальчик прилежный и сообразительный, очень люблю читать книжки, но что читать нечего. (6)Старик, ярый сторонник просвещения, естественно, был покровителем всякой любознательности. (7)На другой день вдруг присылает он человека за мною; меня повёл отец. (8)Аничков, расспросив хорошенько, что я читал, как понимаю прочитанное и что помню, остался очень доволен: велел подать связку книг и подарил мне... (9)О счастие!.. (10)«Детское чтение для сердца и разума», изданное безденежно при «Московских ведомостях» Н. И. Новиковым!

(11)Я так обрадовался, что чуть не со слезами бросился на шею старику и, не помня себя, побежал домой, оставив своего смущённого отца беседовать с Аничковым. (12)Помню, однако, благосклонный и одобрительный хохот хозяина, загремевший в моих ушах и постепенно умолкавший по мере моего удаления.

(13)Боясь, чтоб кто-нибудь не отнял моего сокровища, я пробежал прямо через сени в детскую, лёг в свою кроватку, закрылся пологом, развернул первую часть — и сразу же позабыл всё меня окружающее. (14)Когда отец воротился и со смехом рассказал матери всё происходившее у Аничкова, она очень встревожилась, потому что и не знала о моём возвращении. (15)Меня отыскали лежащего с книжкой. (16)Мать рассказывала мне потом, что я был точно как помешанный: ничего не говорил, не понимал, что мне говорят, и не хотел идти обедать. (17)Должны были отнять книжку, несмотря на горькие мои слёзы. (18)Угроза, что книги отнимут совсем, заставила меня удержаться от слёз, встать и даже обедать. (19)После обеда я опять схватил книжку и читал до вечера. (20)Разумеется, мать положила конец такому исступлённому чтению: книги заперла в свой комод и выдавала мне по одной части, и то в назначенные ею часы.

(21)Я читал свои книжки с восторгом и, несмотря на разумную бережливость матери, через месяц с небольшим прочёл всё. (22)В детском уме моём произошёл совершенный переворот, и для меня открылся новый мир... (23)Я узнал в «Рассуждении о громе», что такое молния, воздух, облака; узнал образование дождя и происхождение снега. (24)Многие явления в природе, на которые я смотрел бессмысленно, хотя и с любопытством, получили для меня смысл, значение и стали ещё любопытнее.

(По С. Т. Аксакову*)
*Акса́ков Сергей Тимофееевич
(1791-1859) — русский писатель, чиновник и общественный деятель,
литературный и театральный критик, мемуарист

 



Задание 5. Проанализируйте содержание текста.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)Богатый сосед, узнав о способностях мальчика, начал оказывать его родителям посильную материальную помощь.

2)Родители мальчика, стеснённые в средствах, экономили на книгах.

3) Матушка, боясь, что непомерное чтение помешает сыну найти правильную дорогу в жизни, стала прятать книги.

4) Аничков ценил в людях стремление к образованию, поэтому с готовностью подарил мальчику, страстно любившему читать, столь редкие в то время книги.

5)Журнал «Детское чтение для сердца и разума» стал для рассказчика источником новой и интересной информации об окружающем мире.

Задание 6. Проанализируйте средства выразительности в тексте.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: