Погребальный инвентарь

ТЕМА 5. ИСТОРИЯ НАСЕЛЕНИЯ БРОНЗОВОГО ВЕКА НА ТЕРРИТОРИИ ОРЕНБУРЖЬЯ

Погребальный обряд срубной культуры в Оренбуржье

В настоящее время активно происходит изучение погребальных памятников срубной культуры на территории Оренбургского Предуралья.

В течение 2003–2012 гг. археологической экспедицией ОГПУ были исследованы V Мустаевский КМ, Лабазовский КМ, Скворцовский КМ, II Плешановский КМ, Боголюбовский КМ, комплексы которых полностью или частично характеризуются срубной культурной принадлежностью.

Однако, несмотря на активные археологические исследования памятников эпохи поздней бронзы в регионе, в отличие от других областей Волго-Уралья срубная культура изучена здесь недостаточно полно.

 

Хронологические этапы

В развитии срубной культуры на территории Оренбургского Предуралья выделено три хронологических этапа:

● На I этапе наиболее отчетливо проявляются признаки, генетически восходящие к посткатакомбным культурам. Природно-климатическая ситуация характеризуется засушливыми условиями перед наступлением более благоприятного, гумидного периода. Хронологические рамки этапа – XIX в. до н.э

● На II этапе четко проявляются признаки, наследуемые от культур синташтинско-потаповского круга. В это время активизируются контакты срубных и раннеалакульских племен. Природно-климатические условия характеризуются смягчением с некоторым увеличением увлажненности по сравнению с предыдущим периодом. Хронологические рамки этапа – XVIII–XVII вв до н.э.

● На III этапе в срубных комплексах появляется керамика с признаками кожумбердынского и западно-алакульского гончарства. Иногда подобная керамика сочетается с каменными сооружениями в виде ящиков или колец, либо с обрядом кремации. Несмотря на возрастание андроновского влияния, погребальный обряд основной массы захоронений демонстрирует типично срубные каноны. Природно-климатические условия характеризуются максимально благоприятной гумидной ситуацией. Хронологические рамки III этапа –XVI–XV вв до н.э.

Особенности

Все погребальные памятники срубной культуры на описываемой территории представляют собой подкурганные захоронения, грунтовые кладбища пока неизвестны. Господствовала традиция возведения срубным населением собственных могильных насыпей, не нарушавших погребальные комплексы более ранних эпох.

Срубные памятники Оренбургского Предуралья в отличие от одновременных памятников, расположенных на территории Поволжья, делятся на две большие группы по типу надмогильного перекрытия: деревянного, либо каменного. Надмогильное перекрытие является одной из важных черт, характеризующих существенное различие в погребальной обрядности срубных племен рассматриваемого региона. Исходя из этого, все некрополи были разделены на две группы: I группа памятников – в которых качестве надмогильного перекрытия использовалось, в основном, дерево; II группа памятников – могильники с применением камня.

 

Сравнение I группы и II группы памятников

Общие черты

Отличительные черты

  1. Преобладание погребальных камер подпрямоугольной формы
  2. Размер погребальные камеры соответствуют потребностям размещения тела и инвентаря
  3. Распределение ям на подкурганной площадке вкруговую, рядами или бессистемно
  4. Ориентировка костяков головой в северо-восточный, северный, восточный сектора круга
  5. Положение захороненных в позе скорченно, на левом боку с кистями рук, находящимися у лица или у груди
  6. Помещение в погребальную камеру костей животных
  7. Наличие в курганных насыпях жертвенников или остатков ритуальных тризн
В обеих группах выявлены также редкие элементы обряда:
  1. возведение курганов, состоящих из двух и более насыпей
  2. подкурганные ровики
  3. ступеньки или уступы в погребальной камере
  4. положение костяков скорченно на правом боку в одиночных захоронениях, а также на спине, на животе, либо вторичные захоронения
   
I группа
  1. упорядоченность расположения погребений
  2. Деревянные перекрытия данной группы памятников, представленные в основном, колотыми плахами и реже – мощными бревенчатыми конструкциями, расположенными вдоль или поперек могилы, находят соответствия в некрополях всех областей распространения срубной культуры.
II группа 1. бессистемность расположения могил на подкурганной площадке 2. Во данной группе памятников каменные конструкции, используемые при оформлении захоронений, представлены, в основном, перекрытиями (закладами) из плит, в единичных случаях – ящиками или оградками. 3. Надмогильные перекрытия не являются полностью идентичными  

Следует отметить, что иногда в срубных некрополях I группы фиксируются конструкции из камня, а во II группе – деревянные перекрытия. Этот факт связан с процессом постоянных контактов, происходящих между различными срубными племенами. Вероятно, в реальности эти связи носили системный и регулярный характер, визуально же они определяются по характеру перекрытия. Проявление свидетельства контактов срубного населения с традицией применения в обряде камня и дерева по другим параметрам практически невозможно, так как их погребальные каноны аналогичны.

Погребальный инвентарь.

  Наиболее массовой категорией находок и в I, и во II группах является керамическая посуда. В основу анализа формы сосудов срубной культуры, как I, так и II группы была положена типология, предложенная О.Д. Мочаловым. Выделяются три категории сосудов: горшковидные сосуды, у которых шея выражена в разной степени и образует плечико; биконические сосуды, с точкой перегиба, но без шеи; банки, бесшейные сосуды с прямыми, либо слегка изогнутыми стенками. В категории горшковидные сосуды выделено 10 типов горшков, в категории биконические сосуды – 1 тип, в категории баночные сосуды – 2 типа.

К типично срубным формам относятся горшки типов Г-1, Г-2, Б-1, Б-2. Данные формы наследуются культурой от составляющих ее генетических компонентов. Так, сосуды горшечных форм наследуются от населения, оставившего потаповские и синташтинские памятники. Помимо типов Г-1 и Г-2 по данной генетической линии в срубную среду попадают также сосуды типов Г-3, Г-4, Г-5 и биконические сосуды. Баночные сосуды происходят от носителей посткатакомбной генетической линии, принимавших участие в сложении срубной общности. Сосуды типов Г-6, Г-7, Г-8, Г-9, Г-10 появляются в срубной среде в результате взаимодействия с синхронным срубной культуре инокультурным населением (алакульским, кожумбердынским, западно-алакульским).

Помимо морфологических признаков анализировались орнаментальные образы. Выявлены типично срубные приемы украшения посуды, также определены орнаментальные традиции, возникшие в результате межкультурного взаимодействия.

В I группе памятников сосуды, соотносящиеся со стандартами срубного гончарного производства, в значительной степени преобладают. Вариации размещения сосудов относительно частей тела захороненного также выглядят более стереотипно, чем во II группе. Во II группе памятников при общем преобладании посуды, по морфологическим и декоративным признакам относящейся срубной культуре, в довольно большом числе наличествует керамика, сочетающая в себе признаки срубного и андроновского гончарства. Вариации распределения керамики относительно частей тела усопшего во II группе несколько более разнообразны, чем в I, что связано с более интенсивными межкультурными контактами. Помимо керамической посуды, анализировались орудия труда (ножи, шилья, иглы); украшения (бронзовые височные подвески, бронзовые браслеты, бронзовый щитковый перстень, пронизи, поясные пряжки); инсигнии власти (каменные и костяные навершия); предметы иного функционального назначения (костяные полированные трубочки, остатки деревянной посуды и изделий из бересты, костяной наконечник стрелы). Предметы, отражающие сферу металлопроизводства и в I и во II группах, в основном, тяготеют к срубному очагу металлообработки. Подвески, производство которых ближе к алакульскому очагу, и в I и во II группе памятников представлены единичными предметами. Типы выявленных в срубных некрополях ножей и украшений генетически связаны с культурами синташтинско-потаповского круга. Инсигнии власти, а также ряд индивидуальных находок (поясные пряжки, остатки деревянных блюд, «туески», костяной наконечник стрелы, бронзовый перстень) не характеризуют культуру как таковую. Указанные артефакты являются хронологическим индикатором функционирования погребального комплекса на так называемом покровском этапе развития культуры.

 

Огненный ритуал как часть погребального обряда:

Основными причинами распространения культа огня в эпоху бронзы и его проникновения в погребальный обряд являются:

● развитие металлургии, которое повлекло за собой дальнейшую сакрализацию огня;

● активные контакты различных племён восточноевропейской степи и лесостепи, способствовавшие распространению огненных ритуалов;

●  возможно, определённое влияние оказали климатические изменения, повышение солнечной активности и аридизация.

На территории Западного Оренбуржья обряд кремации встречается в курганных могильниках у сел Боголюбовка, Лабазы, Свердлово, Герасимовка и Бурдыгино.

В могильниках зафиксировано 32 погребения, совершённых по обряду кремации, что в среднем составляет 10% от общего числа захоронений.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: