Н.А. Некрасов (15 час)

Жизнь и творчество (1 час)

СТИХОТВОРЕНИЯ «Крестьянские дети» (фрагмент), «Железная дорога» (стихотворения обязательны для изучения)

«Размышления у парадного подъезда», «Памяти Добролюбова», (возможен выбор двух других стихотворений) (8 час)

Раздумья поэта о судьбе русского народа, его унижении, страданиях, силе, терпении и покорности. Образ революционера-разночинца. Глубокий лиризм в стихотворениях о русском народе, боль за его тяжелую долю.

ПОЭМА «Кому на Руси жить хорошо» (обзорное изучение с чтением главы «Пир на весь мир») (7 час)

История создания поэмы "Кому на Руси жить хорошо". Проблемы послереформенной России. Образ правдоискателя, преклонение перед теми, кто смог отдать всего себя делу освобождения крестьян: Гриша Добросклонов - образ народного заступника. Образы крестьян. Теневые стороны крестьянской жизни: пьянство, добровольное холопство, предательство народных интересов. Проблема “господского” счастья”. Сатирические образы помещиков. Проблема "счастия народного". Фольклорная основа поэмы. Влияние творчества Некрасова на родную литературу.

Н.С. Лесков (3 час)

Жизнь и творчество (обзор)

РАССКАЗ «Кадетский монастырь» (в сокращении) (возможен выбор другого произведения).

Образы «праведников» в рассказе. Проблема воспитания юношества. Понятие о чести, чувстве долга. Своеобразие композиции рассказа.

М.Е. Салтыков-Щедрин (4 час)

Жизнь и творчество (обзор)

СКАЗКИ: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Премудрый пескарь», «Карась-идеалист» (возможен выбор трех других сказок).

Обличение социальных пороков общества. Смысл жизни и человеческое достоинство в произведениях Салтыкова-Щедрина. Объект сатирического обличения в сказках писателя, его неоднозначное отношение к простому народу; раскрытие сильных и слабых сторон народного характера. Своеобразие жанра щедринских сказок. Сатирические произведения в родной литературе.

Ф.М. Достоевский (9 час)

Жизнь и творчество (1 час)

РОМАН «Преступление и наказание» (городские сцены, образ Петербурга, линия семьи Мармеладовых). (8 час)

Замысел романа и его воплощение. “Униженные и оскорбленные" в романе, трагедия «маленьких» людей в жестоком мире (образ матери и сестры Раскольникова, семья Мармеладовых, образ Лизаветы). Образ старухи-процентщицы. Образ Петербурга– бездушного призрачного города, убивающего людей; особая поэтичность и красота Петербурга.: урбанистический пейзаж, городские контрасты, цветовая гамма и звуковой фон, уличные сценки. Интерьер в романе и его художественная функция. Образ Петербурга в русской литературе. Сонечка Мармеладова и христианское видение мира. Евангельские представления, мотивы, образы в романе. Новаторство Достоевского в изображении города. Проблема смирения и гордости; бунт «маленького» человека. Религиозные и богоборческие мотивы в романе.

Л.Н. Толстой (15 час)

Жизнь и творчество (1 час)

РОМАН-ЭПОПЕЯ «Война и мир» (сцены Аустерлицкой битвы, Бородинской битвы и партизанской войны) 11 ч

РАССКАЗ «Кавказский пленник» 3 ч

ПОВЕСТЬ «Детство» (в сокращении»

История создания. Общие сведения о романе "Война и мир". Верность историческому факту и художественный вымысел у Толстого. Антитеза как излюбленный прием писателя. Разрыв между дворянством и народом и их единение в 1812 г. Тема войны в романе. Философия истории: роль личности в истории, законы исторического движения. Реализм Толстого в изображении войны. Антинародный характер войны 1805-1807 гг. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение как композиционный центр романа. Массовый герой у Толстого, изображение народа как единого организма, батальные сцены. Пожар в Москве. Изображение партизанской войны. Платон Каратаев и нравственная концепция Толстого. Платон Каратаев и Тихон Щербатый. Истинный и ложный героизм и патриотизм. Подвиг в понимании и изображении Толстого. Проблема национального характера. Богучаровский бунт. Образы Тушина и Тимохина. Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса. Кавказская тема в творчестве Толстого.

Влияние романа Толстого на историческую романистику в родной литературе.

В.М. Гаршин (2 час)

Жизнь и творчество (обзор)

РАССКАЗ «Красный цветок» (возможен выбор другого произведения)

Красный цветок как воплощение мирового зла. Прославление великого подвига самопожертвования. Аллегорический смысл рассказа.

А.П. Чехов (8 час)

Жизнь и творчество (обзор)

РАССКАЗЫ: «Смерть чиновника», «Хамелеон» (произведения обязательны для изучения)

«Толстый и тонкий», «Крыжовник» (возможен выбор двух других рассказов)

Смешное и грустное в рассказах Чехова. Лаконизм повествования. Тема бездуховности, обывательской тупости и трусости. Юмористические произведения в родной литературе.

В.Г. Короленко (2 час)

Жизнь и творчество (обзор)

ПОВЕСТЬ «В дурном обществу» («Дети подземелья») (возможен выбор другого произведения)

Гуманистический смысл произведения. Мир детей и мир взрослых. Контрасты судеб героев. Мир детства в родной литературе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: