К.Г. Паустовский (3 час)

Жизнь и творчество (обзор)

РАССКАЗ «Избушка в лесу» (возможен выбор другого рассказа)

Единство человека и окружающего его мира природы. Возвышающее и очищающее воздействие искусства на душу человека. Роль искусства в жизни родного народа.

М.М. Пришвин (4 час)

Жизнь и творчество (обзор)

СКАЗКА-БЫЛЬ «Кладовая солнца» (возможен выбор другого произведения)

Тема бережного отношения к природе. Умение видеть удивительное в незаметном. Гармония человека и природы. Художественная функция пейзажа.

Н.А. Заболоцкий (2 час)

Жизнь и творчество (обзор)

СТИХОТВОРЕНИЯ «Не позволяй душе лениться...», «Некрасивая девочка» (возможен выбор двух других стихотворений)

Философские мотивы в лирике Заболоцкого в сопоставлении с лирикой родной литературы.

А.Т. Твардовский (6 час)

Жизнь и творчество (обзор)

ПОЭМА «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два бойца», «Поединок»).

Художественная панорама войны, поэтический памятник русскому солдату - победителю. Воплощение в Теркине лучших черт русского национального характера. Фольклорная основа образа Теркина. Юмор в поэме. Образ солдата в родной литературе.

М.А. Шолохов (6 час)

Жизнь и творчество (обзор)

РАССКАЗ «Судьба человека» (в сокращении).

Героическое и трагическое в рассказе. Преодоление личной трагедии любовью. Жизнеутверждающий пафос рассказа. Роль пейзажных зарисовок в композиции рассказа.

В.М. Шукшин – (4 час)

Слово о писателе

РАССКАЗЫ «Чудик» и «Срезал»

Образы бескорыстных правдоискателей («чудиков») в рассказах, осуждение писателем эгоизма и бездушия.

А.И.Солженицын (3 час)

Слово о писателе

РАССКАЗ «Как жаль»

Трагедия простых людей в тяжелой атмосфере тоталитарного режима.

Русская проза второй половины ХХ века (22 час)

Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, В.В. Быков, Ф.А. Искандер, Ю.П. Казаков, В.Л. Кондратьев, Е.И. Носов, В.Г. Распутин, А.Н. и Б.Н. Стругацкие, В.Ф. Тендряков, В.Т. Шаламов. Произведения не менее трёх авторов по выбору, например:

В.П. Астафьев – (4 час)

Слово о писателе

РАССКАЗ «Гирманча находит друзей»

Мир подростков. Проблема преодоления национальных барьеров, путь к дружбе и взаимопониманию.

Распутин В.Г. (4 час)

Слово о писателе

РАССКАЗ «Уроки французского» (в сокращении)

Нравственная проблематика рассказа. Духовная память человека как нравственная ценность. Образ учительницы, ее чуткость, глубокое понимание ею легко ранимой души подростка. Чувство собственного достоинства юного героя.

Казаков Ю.П. (4 час)

Слово о писателе

РАССКАЗ «Арктур – гончий пес»

Стремление живого существа любой ценой реализовать свое предназначение в жизни. Лаконизм прозы Казакова, роль детали.

Русская поэзия второй половины ХХ века – (10 час)

 

И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов. Стихотворения не менее трёх авторов по выбору, например:

Рубцов Н.М. (4 час)

Слово о писателе

СТИХОТВОРЕНИЯ «Деревенские ночи», «Январское»

Тема родины в лирике поэта, вера в ее неисчерпаемые духовные силы. Гармония человека и природы. «Есенинское» направление в «тихой» лирике Рубцова.

Вознесенский А.А. (3 час)

Слово о писателе

СТИХОТВОРЕНИЯ «Тбилисские базары», «Ров»

Полнота и радость ощущения жизни. Красота мира и его беззащитность перед угрозой разрушения человеком.

Окуджава Б.Ш. (3 час)

Слово о писателе

ПЕСНИ «Молитва Франсуа Вийона», «Когда метель...»

Окуджава как поэт и как бард. Религиозные мотивы в поэзии Окуджавы. Поэт о гармонии и теплоте человеческих отношений.

Литература народов России - 20 час [2]

Мифология и фольклор народов России как средоточие народной мудрости. Национальное своеобразие героических эпосов народов России, обусловленное особенностями исторической и духовной жизни каждого народа.

Героический эпос народов России: «Гэсэр», «Джангар», «Калевала», «Маадай-Кара», «Мёге Баян-Тоолай», «Нарты», «Олонхо», «Урал-батыр». Одно произведение по выбору во фрагментах, например:

Карело-финский мифологический эпос «Калевала» (фрагменты) (6 час)

Эпическое изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников.

Многообразие литератур народов России, отражение в них национальных картин мира. Общее и национально специфическое в литературах народов России. Различные религиозно-духовные корни национальных литератур народов России. Контактные связи русских писателей с писателями-представителями других литератур народов России.

Г. Айги, Р. Гамзатов, С. Данилов, М. Джалиль, Н. Доможаков, М. Карим, Д. Кугультинов, К. Кулиев, Ю. Рытхэу, Г. Тукай, К. Хетагуров, Ю. Шесталов.

Произведения не менее двух авторов по выбору, например:

Габдулла Тукай (5 час)

Слово о писателе. Влияние на творчество Тукая творчества русских поэтов АС. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.В. Кольцова, Н.А. Некрасова.

Стихотворения цикла «О, эта любовь!»

Лиризм стихотворений, использование традиционной формы газели. Фольклорные мотивы поэмы «Шурале». Тема родной земли, родного народа в поэме, своеобразие жанра. Переводческая деятельность Тукая, его переводы АС. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и других русских поэтов. Роль Тукая в формировании татарского литературного языка, в развитии татарской литературы.

Мустай Карим (5 час)

Слово о писателе

СТИХОТВОРЕНИЯ из сборника «Европа – Азия».

Воспевание дружбы между народами. Гуманистический пафос стихотворений, их афористичность, глубокий лиризм, отражение в них народной мудрости.

Поэма «Бессмертие», близость образа героя поэмы образу Василия Теркина из одноименной поэмы Твардовского.

Трагедия «Не бросай огонь, Прометей». Переосмысление поэтом древнего мифа, тема жертвенности во имя идеала. Лейтмотив трагедии – вера в человека, надежда на его нравственное возрождение. Образ Прометея в мировой литературе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: