Идеология и культура

Идеологический диктат, ослабевший в годы войны во всех сферах общественной жизни страны, в послевоенные годы был вновь резко усилен. Были раскритикованы фильм А. Довженко «Украина в огне» и фильм Л. Лукова «Большая жизнь». Про фильм Довженко заявили, что он превозносит украинский национализм. Фильм «Большая жизнь» рассказывал о восстановлении Донбасса. Высказывая свое мнение об этой картине, Жданов отметил, что «показан не тот Донбасс, который мы сейчас имеем, наши люди – не те люди, которые показаны в фильме. Люди Донбасса в фильме показаны извращенно, как люди малокультурные, пьяницы, ничего не понимающие в механизации...». Критике подверглись также кинофильмы «Свет над Россией» С. Юткевича, «Молодая гвардия» С. Герасимова и др.

Научные дискуссии.

В конце 40‑х – начале 50‑х гг. ХХ в. произошли многочисленные дискуссии по различным вопросам науки и культуры. С одной стороны, эти дискуссии отражали поступательное развитие многих отраслей знаний, с другой – высшее руководство организовывало их прежде всего с целью укрепления идеологического контроля над обществом. Научная дискуссия состоялась в августе 1948 г. на очередной сессии Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук им. В.И. Ленина (ВАСХНИЛ). Эта дискуссия привела к утверждению монопольного положения группы академика Т. Лысенко в области агробиологии. Была разгромлена теоретическая генетика с ее учением о наследственности, которую уже давно признали в широких научных кругах. Такие отрасли биологической науки, как медицина и почвоведение, испытали на себе влияние теории Лысенко. Пострадала также и далекая от биологии кибернетика, олицетворявшая на Западе прогресс науки. В СССР и генетика, и кибернетика были объявлены «лженауками». Отрицательную оценку получили различные концепции в физике, такие, как общая теория относительности Эйнштейна и др.

 

Задание. Ответьте на вопросы

1. Как изменилось положение СССР после войны?

2. Что было сделано для того чтобы противостоять атомной угрозе со стороны Запада?

3. Какие мероприятия проводились по восстановлению экономики, чего удалось достичь?

4. С чем были связаны экономические трудности?

5. Укажите основные черты жизни общества после войны.

6. Какие структурные изменения произошли в правительстве и партии?

7. Против кого проводились репрессии послевоенные годы?

8. Какие произведения и деятели культуры подвергались критике, почему?

9. Почему именно евреи подвергались преследованию?

10. Как развивалась наука и культура после войны?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: