Доклад – развёрнутое сообщение, которое раскрывает какую-либо важную научную или общественно-политическую проблему, на определённую тему. По времени доклады могут длиться от 10-15 минут, до 2-3 часов (например, доклады правительства).
Сообщение – небольшое по времени (5-10 минут) выступление, в котором рассматривается один небольшой вопрос или проблема.
Выступление – краткое, обычно подготовленное сообщение при обсуждении какого-либо, заранее объявленного вопроса. Выступления всегда кратки – 3-5 минут.
Лекция – связанное, развёрнутое научное или научно-популярное изложение какого-либо вопроса специалистом. Лекции обычно бывают по длительности от 20-30 минут до 1-1,5 часов (вузовская лекция).
Беседа – развёрнутый, подготовленный (то ест заранее продуманный оратором) диалог со слушателями. Используется когда аудитория небольшая (не более 30 человек).
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПУБЛИЧНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ
Эффективность устной речи
Основные преимущества устной речи перед письменной
1. Устное выступление – наиболее древний, а значит, наиболее освоенный человечеством вид речи. (Очень многим людям письменно изложить свои мысли трудно, а некоторым просто не под силу, а рассказать о них устно они могут, устная речь – способ общения, которым владеют все, включая маленьких детей, письменной же речью владеют не все)
2. Устная речь имеет богатый арсенал дополнительных коммуникативных средств – мимика, жесты, позы, интонация («Есть 50 способов сказать да и нет и только один способ их написать», Б. Шоу)
3. В устной речи гораздо легче передать эмоцию, эмоциональное состояние говорящего
4. В условиях устной речи дополнительно воздействует сама личность оратора, его внешность, манера общения, эмоциональность, убеждённость
5. В устной речи допускается многочисленное дублирование, повторы мысли, что усиливает её воздействующую силу, облегчает понимание
6. В процессе устного выступления говорящий, как правило, имеет обратную связь со слушателями, он следит за тем, как его слушают, понимают или нет, может учесть реакцию аудитории и изменить свою речь.
7. Устное выступление часто легче понять слушателям, можно задать выступающему вопрос, можно вести диалог с оратором
Основные трудности публичного выступления.
Американский специалист в области ораторского искусства Снелл указывал на следующие трудности оратора:
- нельзя прервать выступление, когда хочется;
- нельзя рассчитывать на собеседников, успех зависит только от вас;
- трудно понять отношение аудитории к себе;
- слушатели сопоставляют вас с образцовыми ораторами, с теми кого видят по телевизору;
- нельзя вести себя свободно, так, как хочется;
- по вашему выступлению о вас составят мнение, которое потом будет трудно изменить
«Борьба» слушателей с оратором
1. Аудитория инертна. В среднестатистической аудитории обычно только 30% заинтересована в получении информации, примерно 60% не имеют мотивации, и их надо заинтересовать, а 10% обычно вообще «пробить» не удаётся, это негативная аудитория, которой ничего не будет интересно или полезно из услышанного (в силу различных причин). Таким образом, основная част аудитории инертна, что создаёт эффект пассивного сопротивления аудитории оратору.
2. Аудитория склонна сопротивляться тому воздействию, которое пытается оказать на неё оратор, в силу стремления каждой личности противостоять внушению
Выделяются три самых распространённых способа «борьбы» слушателей с речевым воздействием оратора:
а) стратегия избегания – аудитория проявляет невнимание, пропускает мимо ушей важную информацию, ищет и находит повод отвлечься от восприятия выступления оратора, не смотрит на него, стремится сесть подальше от оратора или просто не является на его выступление
б) стратегия подрыва авторитета – источник информации квалифицируется как неавторитетный, не специалист в данной области, и поэтому всё то, что он говорит, можно всерьёз не воспринимать. Повод для подрыва авторитета оратора всегда может быть найден: или он молодой (яйца курицу не учат), или рядовой человек (она не психолог, какие она может дать полезные советы по воспитанию детей), или слишком модно одет (он думает только о своей внешности), или одет и выглядит старомодно (он отстал от жизни), или он не специалист в данном вопросе (он терапевт, а не фтизиатр, врач, занимающийся диагностикой и лечением туберкулеза, как он может судить о вреде курения).
Подорвать авторитет оратора может слишком высокий авторитет у них другого лица. Очень высокий авторитет одного лица может привести к отказу в авторитете всем другим, кроме него (Бога, царя, учителя, тренера).
в) стратегия непонимания – аудитория интерпретирует идеи и аргументы оратора как непонятные, отвергая сами идеи, отказываясь вникать в их смысл.