Лабораторная работа № 2
Тема: «Одноклеточные организмы и клетки различных тканей».
Цель: сформировать у студентов знания о строении эукариотической клетки: раскрыть роль ядра в передаче наследственной информации и строения; ознакомить студентов со строением микроскопа и принципом его работы; изучить структуру растительных и животных клеток под микроскопом, установить их сходства и различия; рассмотреть клетки различных организмов и тканей.
Знать: - основные проблемы современной цитологии;
- строение растительной клетки;
- строение животной клетки;
- морфологию и функции основных компонентов клетки;
- основные положения клеточной теории.
Уметь: - работать с микроскопом, изучив правила пользования;
- приготовить временный препарат кожицы лука;
- отличать кровь человека от крови лягушки.
Средства обучения: микроскоп, покровные и предметные стекла, стакан химический с водой, пипетки, йод, лук, стеклянные палочки, скальпель; микропрепараты: кровь лягушки и человека, эпителий слизистой полости рта человека, клетки печени и спинного мозга, таблицы: «Строение животной клетки», «Строение растительной клетки», профессиограмма, рисунки (формы растительных клеток).
ОК. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ПРАВИЛА ТБ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ: соблюдать осторожность при работе с колюще-режущими предметами.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА: 1.Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология 10-11 кл. §§ 5; 14-20, М. 2008. 2. Общая биология, учебник для 10-11кл. Под. ред. Беляева Д.К., Дымшица Г.М. §§ 7-10, М.2005
Актуализация опорных знаний
1. Кто является автором клеточной теории?
2. Сформулируйте основные положения клеточной теории.
3. Почему клетку считают основной структурной и функциональной единицей организма?
4. Каковы основные органеллы (органоиды) животной клетки?
5. Каковы основные органеллы растительной клетки?
6. Какую роль выполняет ядро?
7. В чем сходство животной и растительной клеток?
8. В чем их различия?
Ход работы
ЗАДАНИЕ 1. Ознакомьтесь с устройством микроскопа и правилами работы с ним.
Поставьте перед собой микроскоп так, чтобы штатив был обращен к вам, а столик от вас. Поставьте в рабочее положение обьектив с малым увеличением (+8). Глядя в окуляр, осветите с помощью зеркала поле зрения. Положите на предметный столик препарат, прижмите его клеммами. Осторожно вращая макрометрические винты, опустите обьектив так, чтобы он находился на расстоянии 2-3 мм от препарата. Теперь глядя в окуляр, медленно поднимайте обьектив до тех пор, пока в поле зрения не появится четкое изображение обьекта. Рассмотрите обьект при большем увеличении. Для этого поставьте в рабочее положение обьектив(+40). Затем настройте на резкость изображение обьекта с помощью микрометрических винтов. Зарисуйте обьект. При этом в окуляр смотрите левым глазом, а в тетрадь – правым.
ЗАДАНИЕ 2. Изучить строение одноклеточных организмов под микроскопом.
а) Необходимо заранее подготовить живой материал. Для этого в емкость набирают воды с добавлением сенной трухи. Емкость на несколько дней оставляют в светлом помещении, а затем рассматриваем ее содержимое. Чистой пипеткой берут несколько капель воды и помещают на предметное стекло, затем накрывают покровным стеклом и рассматривают под микроскопом. Обнаруженных представителей одноклеточных описать и зарисовать.
б) Из водоема, сачком вместе с илом, набирают немного водных растений и помещают в стеклянную банку с водой. Помещают на несколько дней в теплое помещение, а затем под микроскопом рассматривают ее содержимое. Обнаруженных представителей одноклеточных животных описать и зарисовать.
Обратите внимание на отличительные особенности прокариот.
ЗАДАНИЕ 3. Приготовить временный препарат кожицы лука. Нарисовать 3-4 клетки кожицы лука (профессиограмма прилагается).
ПРОФЕССИОГРАММА
«Техника выработки навыка приготовления временного препарата кожицы лука»
Последовательность действий студента | Методика приготовления препарата | Контроль |
1. Выбор необходимых материалов | Предметное стекло, вода, йод, лук, скальпель. | |
2. Приготовление микропрепарата | Очистить лук. Снять полупрозрачную легко отделяемую пленку с вогнутой поверхности луковицы репчатого лука, распластать ее в капле раствора Люголя (раствор йода в водном растворе йодида калия) на предметном стекле и дополнительно нанести каплю раствора Люголя на пленку, чтобы краситель покрывал ее сверху и снизу для хорошей окраски. Накрыть пленку покровным стеклом. | |
3. Изучение препарата под микроскопом | Готовый препарат рассмотреть, обратить внимание на составные части растительной клетки. |
Приготовление препарата чешуи кожицы
У растений пластиды могут быть разных цветов: зеленые, желтые или оранжевые и бесцветные. В клетках кожицы чешуи лука, например, пластиды бесцветные.
Формы растительных клеток
ЗАДАНИЕ 4. Рассмотреть под микроскопом эритроциты человека и лягушки. Нарисовать 3-4 клетки. Описать, чем отличается кровь человек от крови лягушки.
ЗАДАНИЕ 5. Изучить под микроскопом органоиды животной клетки. Нарисовать животную клетку.