В 1890-1900 в обществе назревали перемены. Драма Чехова выражает характерные особенности начинающегося общ.пробуждения, которое становится массовым. В скрытом брожении начинает проявляться недовольство всех и всем. Изменяется понимание героического: на смену героизма одиночек приходит недовольство всех, неудовлетворенность жизнь ощущается людьми постоянно.
Значение А. П. Чехова в истории русского театра трудно переоценить. К написанию драматургических произведений А. П. Чехов обращался на протяжении всей жизни - от первой незаконченной пьесы «Безотцовщина» (1878) до пьесы «Вишневый сад» (1903). Драматургическое наследие писателя составляет более 20 пьес. «Чайка» (1896), «Дядя Ваня» (1896), «Три сестры» (1900) и «Вишневый сад» открыли новую эпоху в русской и мировой драматургии. Чехов выступил в своих пьесах как реформатор классического театра. Хрестоматийно утверждение о том, что Чехов заложил основы «новой драмы», создал «театр философского настроения». Однако в начале века это положение не представлялось бесспорным. Современникам писателя его пьесы казались несценичными, лишенными действия, нарушающими традиции.
|
|
Так, «собрат» Чехова по сцене Художественного театра М. Горький увидел в «Вишневом саде» перепевы старых мотивов: «Слушал пьесу Чехова — В чтении она не производит впечатления крупной вещи. Нового — ни слова. Все — настроения, идеи, — если можно говорить о них — лица, все это уже было в его пьесах. Конечно — красиво, и — разумеется — со сцены повеет на публику зеленой тоской. А — о чем тоска — не знаю».
Вопреки таким прогнозам пьесы Чехова стали классикой отечественного театра и до сегодняшнего дня остаются одной из пленительных загадок. Рассмотрим принципы «новой драмы», созданной Чеховым-драматургом.
В классической драматургии до Чехова преобладал театр действия. В основе конфликта, организующего пьесу, лежала обычно борьба характеров, столкновение героя с обстоятельствами. Чехов создал театр настроения. В его пьесах нет явных столкновений, нет противоборства сил. Внимание автора сосредоточено на внутреннем состоянии персонажей.
Особенности «новой драмы» А. П. Чехова:
— создание «театра настроения» (вместо «театра действия»);
— отсутствие «сквозного действия», ключевого события, организующего сюжетное единство классической драмы. Единство внутреннее, так называемое «оркестровое звучание судеб героев» => полифония.
Чехов осознавал необычность своих пьес. Так, работая над «Чайкой», он понимал, что пишет что-то «странное», что «страшно врет» против условий сцены. Он считал, что вышла комедия-повесть, написанная «вопреки всем правилам драматического искусства» (А. П. Чехов). Драматург не придавал решающего значения интриге, не строил действие на борьбе характеров, его интересовал внутренний мир персонажей.
|
|
Точно понял авторский замысел «Чайки» А. Ф. Кони, едва ли не первым заметивший, что главное действующее лицо пьесы — «это сама жизнь... обыденная, всем доступная и почти никем не понимаемая в ее внутренней жесткой иронии».
Л. Андреев воспринял новаторство Чехова-драматурга как создающего иллюзию потока жизни: «Взят кусок жизни такой, какова она есть, с ее медленным движением и потаптыванием на 1 месте, когда люди успевают состариться, наплодить детей, умереть, а «действий» как будто никаких не совершить. Поступков много, а действий нет. Пьют, едят, разговаривают, ссорятся, сходятся и расходятся, являются участниками происшествий и сплошной копошащейся массой движутся куда-то вперед. И только тогда, когда увидишь, как все они ушли далеко вперед и как конец не похож на начало, — только тогда почувствуешь, поймешь, что за этим видимым отсутствием действия кроются могучие силы жизни, разрушающей, карающей, судящей и созидающей».
В пьесах Чехова система образов принципиально отлична от классической драматургии. Писатель предупреждал, что в его пьесах не следует искать «ни святых, ни подлецов», что его правило — не выводить ни злодеев, ни ангелов, никого не обвинять, никого не оправдывать, а его задача состоит в том, чтобы нарисовать человека, простого и в то же время сложного — «как в жизни». Важную роль драматург отводит внесценическим персонажам. Они становятся незримыми участниками действия. (Л. А. Иезуитова).
Особенности «новой драмы» А. П. Чехова:
— отсутствие классической одногеройности, сосредоточенности классического сюжета вокруг главного героя, отсутствие деления героев на «+» и «-», нет явного деления персонажей на главных и второстепенных, «каждый представлен один на один со своей судьбой»
В классической драме диалог движет действие и раскрывает характер персонажа. Это всегда разговор на общую тему, возможно, спор героев о чем-либо. Драматургию Чехова отличают диалоги, в которых каждый из участников ведет свою партию, произносит «случайные» реплики, тематически не связанные с высказываниями собеседников.
Особенности «новой драмы» А. П. Чехова:
— новый тип диалога, наполненность текста «случайными» репликами
Чеховский диалог полифоничен как внешне, так и внутренне. Благодаря этому приему автор развивает тему человеческой разъединенности, одиночества, создавая в то же время внутренний сюжет пьесы, формируя ее подводное течение.
Особенности «новой драмы» А. П. Чехова:
— наличие лирико-психологического подтекста (подводного течения). Подводное течение (подтекст) – невысказанное прямо в тексте, но как бы вытекающее из отдельных реплик, деталей и прочего отношение автора к действующим лицам и их взаимоотношениям.
Подводное течение (подтекст) является важной особенностью «новой драмы». Чехов в совершенстве владел искусством передавать настроение персонажа через быт, умел показать «за внешне бытовыми эпизодами и деталями присутствие непрерывного интимно-лирического потока» (А. П. Скафтымов).
Для Чехова значимы каждая реплика, каждый штрих. В его пьесах нет ничего случайного: каждое слово, каждая деталь непременно играет определенную роль в раскрытии авторского замысла. «Нельзя ставить на сцене заряженное ружье, если никто не имеет ввиду выстрелить из него», — считал драматург.
Особенности «новой драмы» А. П. Чехова:
— открытие новых возможностей в изображении характеров (не борьба за достижение цели, а переживание противоречий жизни). Пафос действия сменяется пафосом размышления. Это тоже отголосок подводного течения.
|
|
Важным способом выражения авторской позиции становятся у Чехова ключевые символы: «чайка» («Чайка»), «дом» («Три сестры»), «сад» («Вишневый сад»). По мнению Л. А. Иезуитовой, символы Чехова восходят к реалистическим символам (вспомним «Грозу» А. Н. Островского), но в то же время существенно от них отличаются «почти музыкальным сочетанием лирической тонкости, зыбкости, философской глубины и способностью связывать будничное и вечное в неразложимое поэтическое целое».
Каждый образ-мотив создает вокруг себя семантическое поле символических значений. Поиск «общей идеи», «за которую можно отдать душу, искание силы, которая могла бы преодолеть холод всемирного одиночества» — постоянный мотив творчества Чехова.
Особенности «новой драмы» А. П. Чехова:
— символическая образность пьес
Чеховская концепция жизни наиболее полно реализовалась в драме:
1) чеховские драмы пронизывает атмосфера всеобщего неблагополучия, в них нет счастливых людей
2) всеобщее неблагополучие приводит к ощущению всеобщего одиночества
3) царит атмосфера психологической глухоты
4) особое ощущение драматизма жизни – зло растворяется в мелочах, т.е. прямого носителя зла нет.
ВИШНЕВЫЙ САД
Художественные открытия Чехова в драматургии и его особая «оптика» отчетливо проявились в «Вишневом саде». Характер конфликта, персонажи, поэтика чеховской драмы — все было неожиданно и ново. Последняя пьеса А. П. Чехова — его поэтическое завещание.
Вспомним историю создания пьесы «Вишневый сад». С весны 1901 года в письмах А. П. Чехова встречаются мысли о новой пьесе. Она задумывалась каккомедия, «как смешная пьеса, где бы черт ходил коромыслом». В пору работы над «Вишневым садом» в 1903 году А. П. Чехов писал друзьям: «Вся пьеса веселая, легкомысленная». Тема ее — «имение идет с молотка» — была не нова для Чехова. Впервые она прозвучала в его ранней драме «Безотцовщина» (1878—1881). Сюжетная ситуация продажи имения, утраты дома интересовала и волновала писателя на протяжении всего творческого пути.
|
|
Работа над последней пьесой требовала от А. П. Чехова больших усилий: «Пишу по 4 строчки в день, и те с нестерпимыми мучениями», — жаловался он друзьям. Однако, превозмогая недомогание и болезнь, Чехов писал «бодрую пьесу».
Неоценимо значение писем Чехова режиссерам и актерам, в которых он комментирует отдельные сцены «Вишневого сада», дает характеристики ее персонажам, высказывается о жанре своего творения. В этом вопросе А. П. Чехов разошелся с К. С. Станиславским и Вл. И. Немировичем-Данченко. Основатели Художественного театра, высоко оценив пьесу, восприняли ее как драму. Чтение «Вишневого сада» в труппе имело «блестящий успех». По словам Станиславского, она была принята «единодушно восторженно».
После ее чтения в труппе Станиславский писал Чехову: «Я плакал, как женщина, хотел, но не мог сдержаться. Слышу, как Вы говорите: «Позвольте, да ведь это же фарс». Нет, для простого человека это трагедия... Я ощущаю к этой пьесе особую нежность и любовь».
Было очевидно, что пьеса потребует нового театрального языка, особых интонаций, и это отчетливо понимали и ее создатель, и актеры. М. П. Лилина (первая исполнительница роли Ани) писала Чехову 11 ноября 1903 года: «...мне представилось, что «Вишневый сад» не пьеса, а музыкальное произведение, симфония. И играть эту пьесу надо особенно правдиво, но без реальных грубостей».
Режиссерская интерпретация «Вишневого сада» не во всем удовлетворяла Чехова. «Это трагедия, какой бы исход к лучшей жизни Вы ни открывали в последнем акте», — писал Станиславский Чехову, утверждая свою логику движения пьесы к трагическому финалу, в сущности, к уничтожению прежней жизни, к утрате дома и исчезновению сада. В его видении спектакль лишался комедийных интонаций, что бесконечно возмущало Чехова. «Сгубил мне пьесу Станиславский», — заявлял он на репетициях 1 акта. По его мнению, Станиславский (исполнитель роли Гаева) затягивал это действие. «Как это ужасно! — высказывался Чехов жене. — Акт, который должен идти 12 минут, maksimum, у вас идет 40 минут».
Станиславский в свою очередь жаловался в декабре 1903 года: «Он («Вишневый сад». — И. Б.) пока не цветет. Только что появились было первые цветы, приехал автор и спутал всех нас. Цветы опали, а теперь появляются только новые почки».
И все же, несмотря на неизбежные сложности репетиционной работы, спектакль был подготовлен к выпуску, Его премьера состоялась в день рождения А. П. Чехова 17 января 1904 года. МХТ чествовал в первый и последний раз своего любимого писателя и автора в связи с 25-летием его литературной деятельности.
Появление Чехова в зале в антракте после II I действия вызвало гром аплодисментов. Среди зрителей находились Андрей Белый, В. Я, Брюсов, А. М. Горький, С. В. Рахманинов, Ф. И. Шаляпин.
5 октября 1903 года Н. К. Гарин-Михайловский писал одному из своих корреспондентов: «Познакомился и полюбил Чехова. Плох он. И догорает, как самый чудный день осени. Нежные, тонкие, едва уловимые тона. Прекрасный день, ласка, покой, и дремлет в нем море, горы, и вечным кажется это мгновение с чудным узором дали. А завтра... Он знает свое завтра и рад, и удовлетворен, что кончил свою драму «Сад вишневый».
Чехов писал свою последнюю пьесу о доме, о жизни, о родине, о любви, об утрате, о безжалостно ускользающем времени. Пронзительно-печальная комедия «Вишневый сад» стала завещанием читателям, театру, ХХ веку.
Пьеса «Вишневый сад» была написана А. П. Чеховым в 1903 г., на стыке эпох, когда во всех сословиях в России ощущалось ожидание крупных и решительных перемен. И в своем последнем произведении А. П. Чехов размышляет о судьбе России, ее будущем. «Вишневый сад» называют лебединой песней писателя, и в этом произведении особенно полно проявилось его новаторство.
«Вишневый сад» – итоговая пьеса А. П. Чехова, пьеса о родине, о подлинных и мнимых хозяевах русской земли, о близком обновлении России.
Фронтальный опрос на знание текста, письменно ответить; если читали текст, а если не читали, на вопросы ответить после прочтения.
1. Кто сказал «Вся Россия – наш сад»?
2. Кто себя сравнивает со свиньей? Почему?
3. Кого называют вечным студентом?
4. Какое историческое событие старый слуха Фирс называет несчастьем? Почему?
5. Каким символическим действием закончилась пьеса?
О сюжете.
В основе сюжета – продажа дворянской усадьбы. Драматург рассказал в пьесе о судьбе трех общественных групп: дворянства, буржуазии и интеллигенции.
О композиции. Интересна композиция пьесы:
1. Первый акт – надежда на спасение усадьбы. Лирические воспоминания, нежные встречи.
2. Второй акт – нервозность, отрезвление. Приближение торгов.
3. Третий акт – герои в смятении, ждут решения судьбы. Предчувствия оправданы – вишневый сад продан за долги.
4. Четвертый акт – расставание с прошлым, отъезд, прощание
Характерная черта сюжета «Вишневого сада» – внешняя «бессобытийность». Главное событие пьесы – продажа вишневого сада – не происходит на сцене; герои только говорят о нем. Кульминация внешнего сюжета – продажа с аукциона 22 августа вишневого сада – совпадает с развязкой. Надежда, что все как-нибудь само собой устроится, растаяла как дым. Вишневый сад и имение проданы, но в расстановке действующих лиц и их судьбах ничего не изменилось.
Уже современники Чехова заметили, что «главное, невидимое действующее лицо в его произведениях – беспощадно уходящее время» пьеса дает почти физическое ощущение текучести времени, его неумолимый ход – главный нерв внутреннего сюжета комедии.