Своеобразие конфликта

На 1 взгляд, классическая расстановка сил в русском обществе: уходящее дворянство (Раневская, Гаев), нарождающаяся буржуазия (Лопахин), новые силы (Петя, Аня). Конфликт, основанный на противоборстве социальных сил, приглушен. Дело не в экономическом банкротстве, а в невозможности героев принять условия новой жизни.

Внешний, бытовой конфликт – борьба за вишневый сад; внутренний конфликт – недовольство жизнью всеми персонажами, ощущение скорой гибели.

 

Образная система.

ПРОШЛОЕ Среди героев пьесы есть представители разных социальных слоев и поколений. Владельцы усадьбы, дворяне Раневская и Гаев – милые добрые люди. Они не могут жить без вишневого сада, однако ничего не делают, чтобы спасти его: их время уже прошло. Вишневый сад дорог им как воспоминание о детстве, о молодости, о легкой и изящной жизни. Они плачут о потере сада, но именно они и загубили его, отдали под топор. Эти люди, по выражению Горького, «эгоистичные, как дети, и дряблые, как старики». У них нет будущего.

В пьесе показана историческая смена социальных упадков. Кончается период вишнёвых садов с элегической красотой уходящего усадебного быта, с поэзией воспоминаний о прошлом. Герои терпят крах, потому что ушло их время. Люди подчиняются велению истории больше, чем личным чувствам.

Гаев и Раневская не могут спасти от топора свой вишнёвый сад, потому что пришел срок погибать дворянским имениям, переходить в чужие проворные руки, и ничего с этим поделать уже нельзя.

Дворянство, которое привыкло праздно жить, тратить, но не наживать, не сумело перестроиться в новых условиях после отмены крепостного права. И имение Раневской заложено и перезаложено, она давно «спустила» свое состояние, но в силу привычки не может изменить свой расточительный образ жизни. Раневская не понимает, что наступившее время требует от нее постоянных усилий, но Любовь Андреевна живет эмоциями, воспоминаниями о прошлом, она растеряна, сломлена всем происходящим и скорее всего просто боится думать о настоящем. Но она всего лишь женщина, избалованная многолетней праздной жизнью, и ее можно понять, но ее брат Гаев - это смесь тупого самомнения и полнейшей ничтожности во всем. Важной деталью в обрисовке характера Гаева является то, что в его возрасте ему штаны продолжает надевать его старый лакей Фирс. Гаев заявляет, что все свое состояние он «проел на леденцах», он произносит длинные речи, и это является лишь пародией на культурного и образованного человека. В русской классической литературе Гаев стал завершающим этапом в галерее «лишних людей».

Представителей дворянства Чехов не наделяет теми деспотическими чертами, которые мы видим в произведениях других авторов. Раневская и Гаев предстают перед читателями порядочными, честными людьми. Так, отзываясь о Раневской, Чехов характеризовал ее как “нежную, очень добрую” женщину. О Раневской благодарно говорит Лопахин. Петр Трофимов выражает Любови Андреевне свою признательность за то, что она приютила “вечного студента”. Раневская и Гаев душевно относятся к слугам. Но всем положительным чертам владельцев вишневого сада противопоставлен их иждивенческий образ жизни.

 

ТЕМА ПРОШЛОГО, УХОДЯЩЕГО, КРЕПОСТНИЧЕСТВА

В «Вишневом саде» есть прошлое, настоящее и есть живая нить, которая тянется от этого прошлого к настоящему. Фирс, старый верный слуга, – это прошлое, которое существует в настоящем. Если бы не Фирс и не последняя сцена, где его забывают в заколоченном доме, все рассуждения о крепостничестве, прошлых грехах, которые придется искупить страданиями и трудом, остались бы просто словами. Но ветхий старец, верный слуга, забытый в пустом доме, это уже не разговоры. О нем как будто бы и помнят, и заботятся, а все-таки забывают из-за барской небрежности и равнодушия.

Таким образом, действующие лица «Вишневого сада» составляют одну общую группу лиц, но не потому только, что Фирс соблюдает порядки барского дома, Дуняша подражает манерам усадебной барышни, а у Гаева есть черты почти такие же смешные, как и у Епиходова. Господа и слуги связаны в «Вишневом саде» несравненно крепче, чем в старой классической комедии. И не только через древнего Фирса, преданного владельцам имения до гробовой доски, осуществляется эта кровная связь, идущая, как электрический ток, от одного к другому – когда одни держит другого за руку.

Вишневый сад – вот их общая судьба, общая жизненная тема, общее «настроение». Никто из героев пьесы не отделен от судьбы вишневого сада, ни старые его владельцы, ни новый хозяин, купец не из знатного рода, ни разночинец, сын аптекаря, ни господа, ни слуги, ни чужие люди.

 

НАСТОЯЩЕЕ Купец Лопахин – деловой и практичный человек. Он любит Раневскую «больше, чем родную» и пытается ей помочь. Но Раневская не слушает его, и Лопахин поступает, как настоящий капиталист: покупает имение, чтобы разбить вишневый сад на дачные участки.

Явной противоположностью владельцам вишневого сада становится Лопахин, «хищный зверь», по определению Пети Трофимова. Энергия и хозяйственная целеустремленность Лопахина противопоставлены беспечности и непрактичности старых владельцев вишневого сада. Он - потомок крепостных крестьян, тех, «чьи лица глядят с каждого вишневого дерева в саду», и поэтому он пирует, купив имение. Петя Трофимов говорит о Лопахине: «Как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает все, что попадается на пути, так и ты нужен».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: