Отношение автора к героине

Группа Литература Урок № 67-68

Тема: Многообразие философско-психологической проблематики в рассказах зрелого А.П.Чехова. «Вишневый сад»

Цели:

образовательные: ознакомить студентов с основными фактами жизни и творчества А.П. Чехова; обозначить темы и проблемы произведений;

воспитательные: воспитывать гордость за национальное литературное наследие, интерес к жизни и творчеству А. П. Чехова, великого мастера русского слова.

развивающие: развитие умений студентов самостоятельно и творчески мыслить, сопоставлять биографические факты;

Задачи урока: студент должен

знать: основные факты жизни и этапы творчества писателя; темы и проблемы произведений А. П. Чехова (главные герои, основные сюжетные линии и события); авторское отношение к изображенному;

уметь: воспроизводить, анализировать и оценивать конкретное содержание литературных произведений; владеть монологическими и диалогическими формами устной речи; работать с биографическими материалами.

Представим Антона Павловича Чехова в последние годы его жизни, обреченного, знающего, что ему предстоит. Ольга Леонардовна Книппер в Москве, Ялта, одиночество. В это время он создает свою последнюю пьесу о жизни, о Родине, о любви, об утрате, о безжалостно ускользающем времени.

В ней он передал свои думы о человеке, о смысле земного бытия.

Пьеса «Вишневый сад» стала завещанием читателям, театру, ХХ веку.

Учитель читает письмо Чехова Суворину (9 декабря 1890 г. Москва).

«Хорош Божий свет. Одно только не хорошо: мы. Как мало в нас осталось справедливости и смирения, как дурно понимаем мы патриотизм! Мы, говорят в газетах, любим нашу великую родину, но в чем выражается эта любовь? Вместо знаний – нахальство и самомнение паче меры, вместо труда – лень и свинство, справедливости нет… Работать надо, а все остальное к черту. Главное – надо быть справедливым…»

Пьеса была написана на переломе веков, Чехов изобразил уходящее дворянство (Раневская, Гаев) – это прошлое России, век девятнадцатый, уходящий; расцвет буржуазии (Лопахин) – начало ХХ века и новые демократические силы, с которыми автор связывал будущее России (Петя Трофимов, Аня). Тема нашего урока – прошлое, настоящее и будущее в пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад».

 

Беседа по вопросам

1. Узнай героя. Кто это?

«…прожила за границей пять лет, не знаю, какая она стала… Хороший она человек. Легкий, простой человек»

«Хотелось поглядеть на вас, поговорить. Вы все такая же великолепная»

(ответ: Раневская)

2. Что мы знаем о прошлом Раневской?

Ответ: Когда-то она была богата, ездила на лошадях в
Париж, на балах у нее танцевали генералы, бароны, адмиралы, имела дачу на юге Франции. Прошлое теперь стоит перед Раневской в виде цветущего вишневого сада, который предстоит продать за долги.

 

3. Какие положительные и отрицательные черты характера вы видите в образе Раневской?

Ответ: Образ Раневской очень сложный, его нужно рассматривать в двух

планах: внешняя линия

внутренняя линия

На первый взгляд, она простая, непосредственная, добрая.

В ней много положительных черт: обаятельная, изящная, непосредственная и искренняя, эмоциональная, восторженная.

Она любит природ, музыку, свой дом, вишневый сад. Вишневый сад для нее «самое прекрасное, что может быть на земле». Рассматривая образ Раневской более глубоко, мы приходим к выводу, что в ее душевных переживаниях нет глубины, что она эгоистична. Доказать это можно ее поступками:

А) Бросает 12-летнюю дочь Аню и уезжает в Париж на 5 лет

Б) В конце пьесы снова оставляет дочь, забрав у нее 15 тысяч, которые ей прислала ярославская бабушка

В) Забывает преданного слугу Фирса (он остается в заколоченном доме)

Раневская легкомысленна, ей свойственны такие черты, как безделье, непрактичность, мотовство, неспособность защитить дорогое ей имение.

 

4. Как Раневскую характеризует ее отношение к Ане, Варе, Фирсу и ее отказ от предложения Лопахина?

В отношении к Ане, Варе, Фирсу она поступает эгоистично, она их всех предает.

Раневская отказывается от проекта спасения вишневого сада, который делает Лопахин, т.к. для нее сад – это самое дорогое, что у нее есть, это ее детство, ее счастье.

Цитата из текста: «Вырубить? Милый мой, простите, вы ничего не понимаете. Если во всей губернии есть что-нибудь интересное, даже замечательное, так это только наш вишневый сад».

В Раневской развито чувство красоты, она не может от нее отказаться. С другой стороны, ее отказ характеризует ее как человека непрактичного, легкомысленного. Лопахин говорит о Раневской и Гаеве: «Простите, таких легкомысленных людей, как вы, господа, таких неделовых, странных, я еще не встречал».

Работа с таблицей по образу Раневской (обобщение).

 

 


Образ Раневской

 

Внешняя линия

Внутренняя

Линия

Поступки

Обаятельная, изящная, непосредственная, искренняя, эмоциональная, восторженная

 

 

Добрая, простая. Сочувствует людям

В душевных переживаниях нет глубины, эгоистична

1.Бросает 12-летнюю дочь Аню и уезжает в Париж на 5 лет.

2.В конце пьесы снова оставляет дочь, забрав ее деньги.

3.Забывает преданного слугу Фирса и оставляет его в заколоченном доме

Любит природу, музыку, свой дом, вишневый сад

Неспособность защитить дорогой ей вишневый сад, беспомощность, легкомыслие, мотовство, безделие, непрактичность

Отказывается от проекта Лопахина спасти вишневый сад

 

Драматизм

(тяжесть положения)

 

1. Лишена чувства реальности: время для нее остановилось. Прошлое невозвратно уходит.

2. Неустроенность в настоящем.

3. Душевный кризис, угасающая воля к жизни.

4. Одиночество.

 

Отношение автора к героине

Ирония неотделима от сочувствия и сожаления

 

 

5. Чем похож Гаев на Раневскую? Чем он отличается от нее? Докажите цитатами из текста.

Ответ: Гаев, как и Раневская, кажется добрым, гуманным, в нем развито чувство красоты, сентиментализм. Он любит свой дом, вишневый сад, родных.

Гаев неспособен к труду, ему свойственна лень, беспомощность. В своей жизни много времени он тратит на два занятия: игру в бильярд и вкусную еду.

Цитаты из текста: «Говорят, что я все состояние проел на леденцах»

«От шара направо в угол! Режу в среднюю». Вся его жизнь похожа на игру.

Появление Фирса, его фразы помогают раскрыть неспособность Гаева к труду.

Цитаты: Гаев: «Проценты мы заплатим…Я убежден! (кладет в рот леденец)

Фирс: «Леонид Андреевич, Бога вы не боитесь! Когда же спать?»

В другой сцене Гаев: «Мне предлагают место в банке. Шесть тысяч в год…»

Фирс: «Извольте, сударь, надеть, тут сыро» (одевает пальто).

Гаев легкомысленен, занимается пустым философствованием, иногда доходящих до глупостей.

Цитата: «Многоуважаемый шкаф, приветствую твое существование…»

В нем также, как и в Раневской, нет глубины душевных переживаний. Очень ярким доказательством этого является сцена, когда Гаев возвращается с аукциона. «Я сегодня ничего не ел. Сколько я выстрадал (дверь в бильярдную открыта, слышен стук шаров…он уже не плачет). От Раневской он отличается тем, что бывает бестактным, грубым, хамоватым. В нем есть барское высокомерие.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: