В связи с высокой контагиозностью и недостаточной изученностью COVID-19 необходимо обеспечить строгое соблюдение противоэпидемического режима в организациях здравоохранения.
1. Медицинские работники организаций здравоохранения каждого пациента с признаками респираторной инфекции и пневмониями должны рассматривать как потенциально инфицированного (источника инфекции). Использовать средства индивидуальной защиты согласно приложению №2.
2. Медицинские работники и младший медицинский персонал, обеспечивающие уход за пациентами COVID-19 в больницах, определяются приказом руководителя медицинской организации.
3. Медицинские работники и младший медицинский персонал проходит инструктаж по вопросам инфекционного контроля при уходе и лечении больного COVID-19, с отметкой в журнале об инструктаже и личной подписью медицинского персонала.
4. В карантинных и провизорных стационарах необходимо в каждом подразделении (отделение, блок, этаж) из числа опытных медицинских работников назначить лицо, ответственное за соблюдение сотрудниками мер безопасности (масочный режим, гигиена рук, своевременная смена СИЗ).
|
|
5. За медицинскими работниками устанавливается постоянное медицинское наблюдение с ежедневным опросом и измерением температуры тела 2 раза в день с регистрацией в журнале наблюдения госпитальным эпидемиологом или старшей медицинской сестрой отделения.
6. В случае высокого риска передачи инфекции, связанной с оказанием медицинской помощи больному COVID-19 (не использование средств индивидуальной защиты, например, отсутствие защитных очков у медперсонала, не использование маски больными или медицинским работником, проведение инвазивных манипуляции на органах дыхания (трахеостомия, интубация, бронхоскопия и др) без респиратора N95 и соответствующей СИЗ (комбинезон, щиток для лица, перчатки) необходимо предпринять следующие меры: отстранение от работы на 14 дней после последнего контакта и изоляция на домашний или стационарный карантин, с забором материала на лабораторное исследование, организацией медицинского наблюдения, с ежедневной термометрией. При положительном результате направляется на лечение, при отрицательном результате находится на карантине и допускается к работе через 14 дней после повторного лабораторного обследования, при отсутствии клинических проявлении респираторной инфекции.
7. При соблюдении всех мер индивидуальной защиты медицинские работники, оказывавшие медицинскую помощь больному COVID-19 продолжают исполнять свои должностные обязанности, согласно графику работы.
8. При появлении респираторных симптомов или повышении температуры медицинский работник или младший медицинский персонал, имевший риск инфицирования COVID-19 оповещает руководителя медицинской организации, немедленно изолируется и помещается в провизорный стационар. В дальнейшем в отношении проводятся мероприятия как
|
|
9. При регистрации COVID-19 в стационарах неинфекционного профиля, принцип изоляции и наблюдения за медицинскими работниками проводится согласно пунктам 6,7 и 8 настоящего приложения.
10. Медицинские работники с повышенным риском заражения COVID-19 должны проходить тестирование на COVID-19 согласно приложению 1 к настоящему постановлению.
11. Вся территория стационара (помещения, отделения, блоки и т.д.) условно подразделяется на «чистые» и «грязные» зоны.
12. Допускается зонирование «чистых» и «грязных» зон посредством перегородок и прочих технических механизмов с соблюдением требований к шлюзам с созданием бесконтактного взаимодействия с персонала чистых и грязных зон.
13. К «грязной зоне» относятся помещения, где госпитализированы инфекционные больные и проводятся все манипуляции, связанные с их обслуживанием.
14. К «чистой» зоне относятся административные служебные подразделения и другие подразделения, которые не проводят лечения и в своей производственной деятельности не имеют контакта с пациентами (центрально стерилизационные отделения (кабинеты), пищеблок, диспетчерская инженерной службы, финансовые подразделения, кабинеты (отделения) гемотрансфузии и др.
15. Службы жизнеобеспечения (котельная, помещения для вспомогательного персонала – электрики, сантехники и т.д.) находятся изолированно от чистых зон, но с соблюдением правил передвижения людей, мер безопасности в соответствии требованиям к чистым зонам. При работе в грязной зоне ими соблюдаются строгие меры в соответствии алгоритму работы в грязной зоне.
16. Во всех медицинских организациях при работе с пациентами необходимо обеспечить бесконтактное взаимодействие между персоналом «чистых» и «грязных» зон.
17. В грязной зоне персонал (4 смены в сутки) постоянно работает в СИЗ согласно приложению 2 настоящего постановления.
18. Старший по смене отвечает за соблюдение в отделении противоэпидемического режима, перед входом персонала в заразный блок тщательно проверяет правильность одевания средств защиты, и на выходе через стекло наблюдает за правильностью их снятия, объясняются знаками.
19. Каждая смена содержится в изоляции от другой смены. Данное мероприятие позволит избежать возможного заражения медицинских работников из разных смен, предупредить внутрибольничное распространение инфекции персоналом, а также ее распространение среди населения.
20. В случае необходимости, консультации и ведение пациентов узкими специалистами максимально необходимо проводить дистанционно.
21. В приемном отделении у поступающих больных производят забор материала для лабораторного исследования.
22. После приема пациента осуществляется обработка поверхностей – стол, перегородка, кушетка, стулья, дверные ручки, предметы мебели и изделия медицинского назначения, непосредственно контактировавшие с пациентом.
23. В отделении для больных должны быть предусмотрены палаты для раздельного размещения больных по срокам поступления, клиническим формам и степени тяжести болезни.
24. Больничные койки размещаются на расстоянии не менее 1 м друг от друга.
25. В инфекционном стационаре основной структурной единицей палатного отделения может быть не палата, а бокс, полубокс или боксированная палата. В боксах предусмотрена полная изоляция больных, они спланированы на 1—2 койки.
26. Больной находится в боксе до выписки и выходит из него через наружный выход с тамбуром (при наличии). Персонал входит в боксы из неинфекционного коридора через шлюз, где производятся смена спецодежды, мытье и дезинфекция рук.
|
|
27. Полубоксы, в отличие от боксов, не имеют наружного выхода. Режим полубоксированного отделения отличается от боксированного тем, что больные поступают в полубоксы из общего коридора отделения через санитарный пропускник.
28. В отделениях, где госпитализированы пациенты с COVID-19 желательно иметь индивидуальные на каждого пациента фонендоскоп, тонометры, термометры. При использовании более чем для одного пациента необходимо проводить дезинфекцию с использованием антисептика. Обработку необходимо начинать с чистой области и заканчивают грязной. К примеру, фонендоскоп начинают обрабатывать с наконечников для ушей и заканчивают мембраной; тонометр для измерения давления – начинать с манжеты и заканчивать мембраной.
29. Ежедневно проводится тщательная текущая дезинфекция, после выписки больных – заключительная дезинфекция.
30. Оборудование и мебель должны быть гладкими, легко моющимися, устойчивыми к действию дезинфицирующих средств.
31. Пища для больных доставляется в посуде кухни к служебному входу «чистого» блока и там перекладывается из посуды кухни в посуду буфетной госпиталя. В буфетной пища раскладывается в посуду отделений и направляется в раздаточную отделения, где распределяется по порциям и разносится по палатам. Посуда, в которой пища поступила в отделение, обеззараживается, после чего емкость с посудой передается в буфетную, где ее моют и хранят до следующей раздачи. Раздаточная снабжается всем необходимым для обеззараживания остатков пищи. Индивидуальная посуда обеззараживается после каждого приема пищи.
32. Персонал административной-хозяйственной части при входе в грязную зону инфекционного стационара обязан одеть средства индивидуальной защиты (СИЗ) согласно приложению 2 к настоящему постановлению.
33. Все сотрудники медицинской организации после окончания работы при выходе из грязной зоны должны снять СИЗ, пройти санобработку, принять душ и надеть собственную одежду.
|
|
34. Запрещается сотрудникам повторно заходить в грязную зону после отработанного рабочего времени.
35. Не допускается заносить в «грязную» зону предметы, не требуемые для проведения функциональных обязанностей (часы, мобильные телефоны и др.).
36. Необходимо определить сотрудников, ответственных за доставку в грязную зону медицинских изделий, лекарств, препаратов крови, инструментов, белья, документов пищи для пациентов и т.д.
37. Передача лекарств, питания пациентам и других предметов в «грязную» зону осуществляется с минимальными инфекционными рисками. Передаваемые предметы сотрудник «чистой» зоны оставляет на столе шлюза и закрывает дверь с чистой стороны. После закрытия шлюза с чистой зоны, сотрудник «грязной» зоны открывает дверь шлюза с грязной стороны, забирает предметы и закрывает дверь.
38. Всё что выносится из «грязной» зоны обрабатывается с применением дезинфицирующих средств по режиму вирусной инфекции.
39. Обеззараженные медицинские отходы утилизируются в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к обращению с медицинскими отходами.
40. Необходимо наличие канализационного септика для предварительного обеззараживания сточных вод перед сбросом в общую канализацию.».
41. Транспортировку больных с подозрением на COVID-19 необходимо осуществлять при соблюдении следующих требований безопасности:
1) медицинские работники бригады скорой медицинской помощи, выполняющей вызов к пациенту с подозрением на новую коронавирусную инфекцию COVID-19, непосредственно перед выездом надевают средства индивидуальной защиты. Средства индивидуальной защиты меняются после каждого больного;
2) водитель бригады скорой медицинской помощи также обеспечивается средствами индивидуальной защиты;
3) в случае загрязнения салона биологическим материалом от пациента с подозрением на новую коронавирусную инфекцию COVID-19, места загрязнения незамедлительно подвергают обеззараживанию;
4) водитель и медицинские работники бригад скорой медицинской помощи обязаны продезинфицировать обувь, средства индивидуальной защиты рук в отведенных местах после передачи пациента в медицинскую организацию;
5) после завершения медицинской эвакуации пациента с подозрением на новую коронавирусную инфекцию COVID-19 в медицинскую организацию автомобиль скорой медицинской помощи и предметы, использованные при медицинской эвакуации, обеззараживаются силами дезинфекторов на территории специальной медицинской организации на специально оборудованной площадке;
6) при невозможности проведения дезинфекции салона автомобиля скорой медицинской помощи силами дезинфекторов на территории медицинской организации дезинфекция проводится водителем и медицинскими работниками бригады скорой медицинской помощи;
7) дезинфекции в салоне автомобиля скорой медицинской помощи подвергают все поверхности в салоне, в том числе поверхности медицинских изделий;
8) обработка поверхностей проводится способом протирания ветошью, смоченной дезинфицирующим раствором, или способом орошения путем распыления дезинфицирующего раствора;
9) после экспозиции дезинфицирующий раствор смывают чистой водой, протирают сухой ветошью с последующим проветриванием до исчезновения запаха дезинфектанта;
10) одноразовые средства индивидуальной защиты, использовавшиеся при оказании медицинской помощи, уборочную ветошь собирают в пакеты и сбрасывают в специальные контейнеры для отходов класса В на территории медицинской организации;
11) водитель и медицинские работники специализированной выездной бригады скорой медицинской помощи после выполнения вызова обязаны пройти санитарную обработку, включающую протирание открытых участков тела кожным антисептиком.
Приложение 13 к постановлению
Главного государственного
санитарного врача
Республики Казахстан
№ от 2020 года