Сергиевская маховая резьба

Роспись

Полхов-майдановская роспись

Монахи Саровского монастыря владели токарным промыслом и сами изготавливали себе деревянную посуду. В конце XVIII века крестьяне Полохов-Майдана переняли у них это умение, а в середине XIX века, благодаря крестьянину-кустарю Павлу Полину, узнали о существовании выжигательного аппарата, работавшего на газовом топливе. Уже в ХХ веке выжженные обводки и узоры в Полохов-Майдане стали раскрашивать красками.

В полхов-майдановской росписи используется четыре цвета: синий, зеленый, красный и желтый, а обязательный приём — обводка рисунка чёрным цветом, сменившая обжиг.

Полхов-майданские токари создавали свистульки, пасхальные яйца, подставки, шкатулки и матрёшек. Отличить их от изделий других регионов можно благодаря вытянутым пропорциям, плавным контурам и особенному цветочному орнаменту с неизменной розой, веткой яблони и клубникой, у которой чередуются синие и зелёные листья.

Ложкарный промысел

Центром ложкарных ремёсел была Нижегородская земля, богатая на деревянные промыслы. Даже в середине ХХ века 96% ложкарного промысла приходилось на эту область, а 4% — на все остальные. Этот промысел процветал также в Архангельской, Вятской и Оренбургских областях.

Ложкари появились в то самое время, когда появилась и первая деревянная посуда. Вырезание ложки — особое искусство, требующее специальных навыков и секретов, которые ложкари передавали из поколения в поколение. Так как каждый человек имел свою ложку, которую часто носил с собой, к ней всегда относились как к нечто большему, чем просто столовому прибору. Поэтому и ложкарное ремесло совершенствовалось и усложнялось, и среди промыслов было самым прибыльным.

Традиционно ложки делались из берёзы, осины и ольхи, но также и из груши, яблони, рябины, ивы и клёна. У ложек были и свои названия: рабочая, тонкая, полубаская и баская (то есть красивая), носатая, бутырка, межеумок, ложка-загибка. Существовало множество росписей, хохломская, новинская, пуриховская, и у каждой был свой особый рецепт.

Окраска ложки отличалась от окраски других изделий, так как требовала очень стойкого покрытия, не трескающегося и сохраняющего рисунок. Сначала ложки сушили, затем шпалевали раствором мела и глины, затем промасливали сырым льняным маслом — и оставляли сушиться. После просушки ложку олифили, расписывали, сушили и отправляли в специальную печь.

В старые времена в работе участвовала вся семья. Мужчины вытачивали и вырезали, сыновья обрабатывали заготовки, которые назывались баклушами, женщины грунтовали и красили. В наше время спрос на деревянные ложки, конечно, упал, но всё же существует и по сей день. По традиции центром ложкарного промысла остаётся Нижегородская область, город Семёнов.

Городецкая роспись

Деревянный промысел в Поволжье, в деревнях Букино, Боярское, Хлебаиха, Курцево, Савино, Косково и других, началось со строительства Петром Первым русского флота. Поначалу резчики по дереву делали украшения для кораблей, а когда флот перенесли к морям, перешли на вырезание посуды и прялок. Изначально роспись служила только дополнительным украшением, но со временем развилась в особое искусство. Роспись, получившее название городецкой, окончательно оформилась только в XIX веке, и первыми на неё обратили внимание известный меценат Мамонтов, а также художники Поленов, Репин и Васнецов.

Городецкий рисунок наносится на дерево без грунтовки. Иногда в качестве фона используются жёлтый, красный или чёрный фон. Основные композиции - это цветочный орнамент, композиция с конём или петухом и сложная сюжетная роспись, связанная с бытом городецких жителей - простых крестьян и купеческого сословия. Нередко встречаются и экзотические животные, львы или барсы, и сказочные существа. Основные цвета орнаментов: охра, розовый, красный, голубой, синий, белый, зелёный, чёрный и жёлтый.

Истории

История городецкой росписи

Предприятие

«Фабрика городецкой росписи»

Хохлома

История хохломы насчитывает более трёх веков. Этот промысел появился в нижегородских сёлах Заволжье и Семино у реки Узол, где жители исстари работали с деревом, а своё название получил по имени торговой деревни, где ремесленники сбывали свой товар.

По преданию, появившиеся в нижегородских землях старообрядцы, знавшие секрет золочения икон с помощью серебряного материала и олифы, передали его крестьянским мастерам. Поначалу эту технологию применяли только в иконописи, но с появлением гораздо более дешевого олова, золотить начали и посуду. Таким образом хохлома соединила в себе крестьянские ремесленные традиции и староверческое иконописное мастерство.

Начиная с XIX века самым популярным товаром хохломских умельцев стала деревянная ложка. Самая большая ложка в мире — размером в 2 метра 67 сантиметров, тоже расписана под хохлому. Хохломская посуда славится не только красотой, но и долговечностью — у неё не трескается лак и не блекнут краски. Она несколько раз обрабатывается в печах, что сохраняет потом рисунок даже при воздействии горячих температур.

Эту роспись с сочетанием золота, ярко-красной киновари и чёрного цвета, ни с чем не перепутать. В ней чаще всего можно увидеть огромные цветы, ягоды рябины и земляники, цветущие ветки и жар-птицу.

Истории

Что нужно знать о хохломе? • Восемь женщин, изменивших промысел

Предприятие

АО «Хохломская роспись» «Торговый дом Семеновская роспись»

 

Борецкая роспись

Борецкая роспись известна с XVIII века. Своё название получила от села Борок (Архангельская область), где располагался центр росписи. Впоследствие из него выросли еще два художественных направления — «пучужская роспись» и «тоемская роспись».

Один из главных образов промысла — Древо жизни, пышный цветок с прямым стеблем, вокруг которого размещаются звери, растения, ягоды и птицы.

Борецкую роспись легко отличить от других, обратив внимание на палитру. Преобладают яркие простые цвета: жёлтый, красный, зелёный, коричневый. Все элементы изображения художники подчёркивают чёрным контуром, так что рисунки выглядят очень графично. Первоначально росписью украшали только прялки, позже мастера стали браться и за сундуки, короба и шкатулки, сделанные из бересты и фанеры.

Само возникновение селения мастеров связано с легендой о временах правления царя Ивана III, обязавшего платить дань все русские земли, от Пскова и до свободолюбивого Новгорода. Но часть новгородских бояр, возглавляемых сильным лидером — боярыней Марфой Борецкой — не были согласны с таким раскладом дел. Царь Иван направил войско в город, и Новгород был покорён. Боярыня Марфа же вместе с единомышленниками сбежала за Северную Двину и основала поселение на высоком берегу реки, которое в честь её рода и было названо Бороком.

Предприятие

«Надежда»

Мезенская роспись

Мезенская роспись зародилась в селе Палащелье, на берегу реки Мезень, которая находится в Архангельской области, между Северной Двиной и Печорой. Иногда эту роспись называют палащельской, по названию села. Это один из старейших художественных промыслов Севера, и её секреты когда-то передавались по наследству строго по мужской линии. Расписывались преимущественно прялки, шкатулки, посуда и другие бытовые изделия, и поначалу роспись служила лишь украшением для домашней утвари и рабочих инструментов.

Самобытная мезенская роспись имеет только два цвета, красный и чёрный, а мезенские художники получали краски из сажи, смешанной с лиственничной смолой, и красной глины. Роспись вобрала в себя шаманские традиции, языческие верования и мифологию русского Севера, поэтому она часто изображает коня, символизирующего у северян восход солнца, и утку, которая уносит солнце до рассвета в подводный мир.

Для мезенской росписи характерна многоярусность — так по шаманским верованиям мир разделяется на три мира, подземный, наземный и небесный. Мезенские орнаменты — это не просто узоры, а первую очередь символы, унаследованные у северных народов. Так крест или крест, заключённый в круге, — это солнце, короткие штрихи — ветер, спираль — огонь, линия — небесная твердь, а линия с волнистой кривой над ней — небесная твердь, полная воды.

Предприятие

«Надежда»

Игрушка

Богородская игрушка

Сергиев Посад недаром называли «столицей игрушечного царства», здесь, в селе Богородское, в XVII веке зародился деревянный игрушечный промысел, ставший самым известным в России. Причём его появление — плод влияния Троице-Сергиевого монастыря, одного из крупнейших ремесленных центров того времени, ведь крестьяне Богородского были монастырскими крепостными.

Богородская игрушка сочетает в себе крестьянские и посадские традиции, народный лубок и творчество профессиональных художников, а также испытало на себе влияние книжных иллюстраций и керамического искусства.

Мягкая и податливая древесина ольхи, липы и осины, растущих в этих краях, - идеальный материал для вырезания. Причём до того, как стать игрушкой, дерево высушивается целых 4 года. Поначалу игрушки были одинарными, с узорной резьбой, но со временем стали усложняться по сюжету, собираясь в целые скульптурные группы. Позже богородские умельцы научились «оживлять» свои игрушки, так что деревянный медведь раскидывает лапы, медведица качает колыбель с медвежонком, а солдатики расходятся и сходятся в стройные шеренги. Механические игрушки работают с помощью верёвочки, пружинного механизма или шарика-баланса.

Самый знаменитый сюжет богородской игрушки — мужик и медведь, которые бьют молотами по наковальне, а фигурки приводятся в движение с помощью планки, на которой крепятся. Этой забаве, ставшей визитной карточкой Богородского, уже более 300 лет.

Предприятие

ЗАО «Богородская фабрика»

Матрешка

Один из самых узнаваемых символов России зарубежом — нарядная румяная фигурка девушки в платке. Внутри одной деревянной куклы находятся другие — самая большая матрешка была представлена в 1970 году на выставке в Токио, это была 72-местная игрушка.
Матрешка появилась в 90е годы 19 столетия, в период особого интереса к русской культуре и искусству. Сохранение и возрождение народной крестьянской игрушки стало основной целью мастерской «Детское воспитание». Сначала в мастерской изготавливались куклы в праздничных нарядах, затем профессиональный художник Сергей Малютин, вдохновившись японской игрушкой Дарума, создал русскую деревянную игрушку. Народные красавицы в крестьянских одеждах назвали Матрёшкой. С одной стороны, это было отсылкой на одно из самых распространённых женских имён — Матрёна, с другой стороны в этимологии этого слова заложено слово «матерь», так что эта игрушка не только веселая забава, но и один из символов материнства.
Для изготовления матрёшки мастера чаще всего используют мягкие породы деревьев — липу, ольху или березу. Каждая заготовка проходит через более десяти этапов, а самой первой изготавливают самую маленькую игрушку, которая вкладывается самой первой. Когда все фигурки готовы, их расписывают гуашевыми красками, а затем покрывают лаком — после этого матрёшка готова к встрече со своим владельцем.



Предприятия

ЗАО «Вятский сувенир» • ЗАО «Сувенир»

Резьба

Сергиевская маховая резьба

Монахи Свято-Троицкой лавры вырезали из дерева кресты, иконы и иконостасы, и старейшие деревянные изделия относятся к XIV–XV векам. А согласно легенде, родоначальником этого вида резьбы был сам Сергий Радонежский.

Резчики по дереву работали без эскизов, высекая форму богородским ножом - острым ножом особой формы, «с маху», отчего резьбу и назвали «маховой». Деревянные фигурки, как и иконы, «левкасили», покрывали левкасом — мелом, размешанным на рыбьем клею и льняном масле.

Так как среди популярных сергиевских фигурок были монахи, а также композиция «барышня и гусар» — дань европейской моде, то после революции сергиевская маховая резьба попала под запрет, а потом и забылась, так что традиции оказались утерянными. Сохранилась богородская резьба, которую часто соединяют в единое с сергиевской, но у неё другая, более гладкая, техника.

В 80-е годы резчик Александр Варганов, с помощью искусствоведа Виктора Соловьёва, восстановил искусство сергиевской маховой резьбы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: