Основное выразительное средство имажинистов - метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов — прямого и переносного

Группа 13.05.20 г..

Урок № 105

Тема: Есенин и имажинизм. Любовная тема в лирике С.А Есенина. Выразительное чтение и анализ стихотворений «С покинул родимый дом…», «Клен ты мой опавший, клен заледенелый…»

Цель: Познакомить обучающихся с художественными истоками имажинизма, представителями данного направления в литературе; выявить черты сходства и различия в произведениях писателей – имажинистов.

Учебник. Русский язык и литература,11 класс, базовый уровень, в 2-х частях, Часть1, под ред. В.П. Журавлева, 3-е издание, М.: Просвещение, 2016 г.

Домашнее задание. Изучить стр. 284-289 учебника, а также пользоваться предложенным мною методическим материалом; составить, кратко, изученного по теме, конспект, записать анализ стихотворений «С покинул родимый дом…», «Клен ты мой опавший, клен заледенелый…»

Методический материал.

Литературное направление в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа.

Основное выразительное средство имажинистов - метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов — прямого и переносного.

Для творческой практики имажинистов характерен эпатаж, анархические мотивы.

На стиль и общее поведение имажинизма оказал влияние русский футуризм.

Имажинизм как поэтическое движение возник в 1918 году, когда в Москве был основан «Орден имажинистов». Создателями «Ордена» стали приехавший из Пензы Анатолий Мариенгоф, бывший футурист Вадим Шершеневич и входивший ранее в группу новокрестьянских поэтов Сергей Есенин.

Имажинизм фактически распался в 1925 году. В 1924 году о роспуске «Ордена» объявили Сергей Есенин и Иван Грузинов, другие имажинисты вынужденно отошли от поэзии, обратившись к прозе, драматургии, кинематографу, во многом ради заработка. Имажинизм подвергся критике в советской печати. Есенин, по общепринятой версии, покончил с собой, Николай Эрдман был репрессирован.

«Поэзия занимала одно из ведущих мест в литературе в начале ХХ века. Не случайно это время называют «Серебряным веком» поэзии по аналогии с «Золотым веком». Необычайно короткий промежуток времени, 20лет с небольшим подарил литературе множество гениальных имён: А.А. Блок, М.А. Цветаева, С.А. Есенин,
В.В. Маяковский, А.А. Ахматова. Большинство из них были представителями различных направлений в литературе начала ХХ века. Назовите эти направления.

Безусловно, такие таланты не уходят бесследно, они не только оставляют «свою» поэзию, но и оказывают заметное влияние на творчество других писателей, на всю последующую литературу. Однако каждое новое время приносило с собой новую поэзию. Какие же особенные, не похожие на прежние и, в то же время, напоминающие о них новые произведения принесли поэты-имажинисты в начале ХХ века? Мы попробуем ответить изучив методический материал.

Имажинизм был последней нашумевшей школой в русской поэзии ХХ века. Одним из организаторов и признанным идейным лидером группы был В. Шершеневич, который начинал как футурист, отсюда зависимость поэтических и теоретических экспериментов В. Шершеневича от идей М. Маринетти и творческих исканий других футуристов – В. Маяковского, В. Хлебникова.

 Имажинисты подражали футуристическому эпатажу публики, но их давно уже не новые «дерзости» носили театрально-наивный, если не откровенно вторичный, характер.

Во многом повлияло на развитие течения поэтическое творчество
С. Есенина, который входил в костяк объединения. С. Есенин главными в своем творчестве считал «лирическое чувство» и «образность». Источник образного мышления он видел в фольклоре, народном языке. Вся метафорика Есенина построена на взаимоотношениях человека и природы. Лучшие его стихотворения ярко запечатлели духовную красоту русского человека. Тончайший лирик, волшебник русского пейзажа, Есенин был удивительно чутким к земным краскам, звукам и запахам.

После революции в трогательной и нежной есенинской лирике появляются новые «разбойно-разгульные» черты, сблизившие его с имажинистами.

Мы уже сказали, что особенность данного периода в том, что в нем жили и творили поэты, часто диаметрально противоположные в своих художественных пристрастиях и творческих исканиях. Даже представители одного направления затевали споры, предлагая различные способы постижения бытия. Собираясь в кафе с колоритными названиями «Бродячая собака», «Розовый фонарь», «Стойло Пегаса», критиковали друг друга, доказывая лишь свою избранность в создании нового искусства.

В жизни любого человека можно выделить несколько периодов, которые навсегда остаются в его памяти и являются основой всего сущего на земле. Это рождение с его первым знакомством с окружающим миром, юность с первой любовью, зрелость, когда человек осознаёт себя сформировавшейся личностью, и старость с необходимостью подвести итог. Все эти моменты нашли своё отражение в литературе, создав круг так называемых философских вопросов, над разрешением которых билось не одно поколение поэтов и писателей. Какие философские вопросы решает русская литература? (Что такое жизнь? Зачем человек приходит в этот мир? Что такое красота? Что такое любовь?).

Сегодня мы будем говорить о любви в жизни Сергея Есенина. Наше первое впечатление о человеке складывается из внешнего облика. Давайте рассмотрим портрет С.Есенина. Женская половина нашей аудитории, вам нравится С.Есенин как представитель сильной половины человечества? Что вас в нём привлекает? (открытость взгляда, курчавые волосы, красив). Наверное, в этом на первый взгляд и кроется тайна такой симпатии, любви, которую испытывали женщины к С.Есенину. Он знал об этом и умело пользовался своей красотой. Так писала о поэте Анна Изряднова, его гражданская жена: "Он приехал из деревни, но на деревенского парня не был похож - на нем был коричневый костюм, высокий крахмальный воротник и зеленый галстук. С золотыми кудрями он был кукольно красив».

М. Горький вспоминал: "Я видел Есенина в самом начале его приезда в Петербург: маленького роста, изящно сложенный, со светлыми кудрями, одетый как Ваня из "Жизни за царя", голубоглазый и чистенький, как Лоэнгрин, - вот он какой был».

Как вы думаете, чувства к женщине влияли на творчество С.Есенина? Была ли любовная лирика поэта искренней? Это мы и попытаемся выяснить в течение урока.

Первым юношеским увлечением поэта была Сардановская (в замужестве Олоновская) Анна Алексеевна (1896-1921), учительница, родственница Константиновского священника отца Ивана (Смирнова). Возможно, знакомство Есенина с Сардановской относится к 1906 г..

Стихотворение «За горами, за жёлтыми долами…» посвящёно А. Сардановской.

За горами, за жёлтыми долами

Протянулась тропа деревень.

Вижу лес и вечернее полымя,

И обвитый крапивой плетень.

Там с утра над церковными главами

Голубеет небесный песок,

И звенит придорожными травами

От озёр водяной ветерок.

Не за песни весны над равниною

Дорога мне зелёная ширь -

Полюбил я тоской журавлиною

На высокой горе монастырь.

Каждый вечер, как синь затуманится,

Как повиснет заря на мосту,

Ты идёшь, моя бедная странница,

Поклониться любви и кресту.

Кроток дух монастырского жителя,

Жадно слушаешь ты ектенью,

Помолись перед ликом спасителя

За погибшую душу мою.

Сергей Есенин тяжело переживал смерть Анны Сардановской (1921г.). Вот что вспоминает об этом писатель Иван Грузинов: «Есенин расстроен, усталый, пожелтевший, растрепанный. Ходит по комнате взад и вперёд. Переходит из одной комнаты в другую. Наконец садится за стол в углу комнаты. «У меня была настоящая любовь к простой женщине. В деревне. Я приезжал к ней, п0риходил тайком. Всё рассказывал ей. Об этом никто не знает. Я давно люблю её. Горько мне, жалко. Она умерла, никого я так не любил. Больше я никого не люблю».

До 1912 года, судя по воспоминаниям друзей поэта, тот вспоминал лишь двух женщин того периода. Это была помещица Кашина, с которой у Есенина был роман, и односельчанка поэта, с которой тот потом долго переписывался. Лидии Кашиной Есенин посвятил поэму "Анна Снегина".

Роман с Лидией был действительно бурным. Как рассказывала Екатерина, сестра поэта: "Была буря. Мать вернулась сердитая. Оказалось, оборвался канат, и паром понесло к шлюзам, где он мог разбиться о щиты. Паром спасли, Сергея на нем не было. Желая развеселить мать, я прочитала свое стихотворение. Оно ей по­нравилось. Настала ночь. Мать несколько раз ходила на барский двор, но Кашина еще не возвращалась. Мало того, кучер Иван, оказалось, вернулся с доро­ги, и Сергей с барыней поехали вдвоем.

— Если бы Иван с ними был, мужик он опытный, все бы спокойней было, — ворчала мать. Поздно ночью вернулся Сергей. Утром мать рассказала ему о моем стихотворении. Сергей смеялся, хва­лил меня, а через несколько дней написал стихотворение, в котором он как бы отвечал на мои стихи:

Не напрасно дули ветры,

Не напрасно шла гроза.

Кто-то тайный тихим светом

Напоил мои глаза.

Мать больше не пробовала говорить о Кашиной с Сергеем. И когда ма­ленькие дети Кашиной, мальчик и девочка, приносили Сергею букеты из роз, только качала головой. В память об этой весне Сергей написал стихот­ворение Л. И. Кашиной "Зеленая прическа...". (Е. Есенина).

Зеленая прическа,

Девическая грудь,

О тонкая березка,

Что загляделась в пруд?

Что шепчет тебе ветер?

О чем звенит песок?

Иль хочешь в косы-ветви

Ты лунный гребешок?

Открой, открой мне тайну

Твоих древесных дум,

Я полюбил печальный

Твой предосенний шум.

И мне в ответ березка:

«О любопытный друг,

Сегодня ночью звездной

Здесь слезы лил пастух.

Луна стелила тени,

Сияли зеленя.

За голые колени

Он обнимал меня.

И так, вдохнувши глубко.

Сказал под звон ветвей:

«Прощай, моя голубка,

До новых журавлей».

В 1912 году Есенин приехал покорять Москву и устроился работать в типографию Сытина корректором. Он искал славы. А по его мысли, в типографии можно было быстрее напечатать свои стихи. В марте 1913 года Сергей устроился в типографию Товарищества И. Сытина подчитчиком, то есть помощником корректора. Корректор Анна Изряднова понравилась Есенину. Они стали встречаться.

Есенин вступил с ней в гражданский брак осенью 1913 года, 21 декабря 1914 года у них родился сын Юрий, но Есенин вскоре оставил семью.

«Брак с Анной с первых дней семейной жизни показался Есенину ошибкой. Больше всего его заботил успех поэтический. В 1915 году, несмотря на рождение сына, Есенин оставил Анну с маленьким ребенком, решив попытать счастья в журналах северной столицы»,- так писал его близкий друг Анатолий Мариенгоф. Отношения со своей первой семьей Есенин поддерживал до конца жизни. Перед последним отъездом в Ленинград в 1925 году пришел проститься: "Смываюсь, уезжаю, чувствую себя плохо, наверное, умру".

Следующая страничка в жизни С.Есенина связана с именем Зинаиды Райх.

30 июля 1917 года Есенин обвенчался с красавицей-актрисой Зинаидой Райх в церкви Кирика и Улиты Вологодского уезда. 29 мая 1918 года у них родилась дочь Татьяна. Дочь, белокурую и голубоглазую, Есенин очень любил. 3 февраля 1920 года, уже после того, как Есенин разошелся с Зинаидой Райх, у них родился сын Константин. 2 октября 1921 года народный суд г. Орла вынес решение о расторжении брака Есенина с Райх.

Дети: Константин Сергеевич (03.02.1920, Москва - 26.04.1986, Москва, похоронен на Ваганьковском кладбище. Был известным футбольным статистиком. (Дочь Марина). Татьяна Сергеевна (1918 - 1992 год). Член Союза писателей. Жила в Ташкенте. Директор музея Сергея Есенина. (Два сына Владимир и Сергей)

Зинаида позже стала актрисой в театре знаменитого режиссера Всеволода Мейерхольда, вышла за него замуж. Как-то Мариенгоф обмолвился, что больше всех своих женщин Есенин ненавидел Зинаиду Райх. А значит, считал он, Сергей больше всех остальных ее - единственную - любил по-настоящему. После окончательного разрыва с Зинаидой Райх Есенин с легкостью относился к случайным встречам, с удовольствием пил и скандалил в кабаках. Именно этот период его жизни нашёл своё отражение в стихотворении «Письмо к женщине» (1924).

Вы помните,

Вы все, конечно, помните,

Как я стоял, приблизившись к стене,

Взволнованно ходили вы по комнате

И что-то резкое в лицо бросали мне…

В 1920 году Есенин познакомился и подружился с поэтессой и переводчицей Надеждой Вольпин. Надежда с юности писала стихи, принимала участие в работе поэтической студии "Зеленая мастерская" под руководством Андрея Белого. Осенью 1920 года примкнула к имажинистам. Тогда началась дружба с Сергеем Есениным. Публиковала в сборниках свои стихи, читала их с эстрады в "Кафе Поэтов" и "Стойле Пегаса" - так называется "кофейный" период поэзии.

12 мая 1924 года, после разрыва с Есениным, в Ленинграде родился внебрачный сын Сергея Есенина и Надежды Давыдовны.

4 ноября 1920 года на литературном вечере "Суд над имажинистами" Есенин познакомился с Галиной Бениславской. Галина была дочерью французского студента Артура Карьера и грузинки. Родители вскоре после рождения девочки расстались, мать заболела психически, и девочку удочерила семья врачей Бениславских. Галина Бениславская училась в женской Преображенской гимназии в Петербурге и окончила ее с золотой медалью в 1917 году.

Их отношения с переменным успехом продлились до весны 1925 года. Вернувшись из Константинова, Есенин окончательно порвал с ней. Это было для нее трагедией. Оскорбленная и униженная Галина в своих воспоминаниях писала: "Из-за нескладности и изломанности моих отношений с Сергеем я не раз хотела уйти от него как женщина, хотела быть только другом. Но поняла, что от Сергея мне не уйти, эту нить не порвать...". Галина Бениславская застрелилась на могиле Есенина. На его могиле она оставила две записки. Одна - простая открытка: "3 декабря 1926 года. Самоубилась здесь, хотя и знаю, после этого еще больше собак будут вешать на Есенина... Но и ему, и мне это все равно. В этой могиле для меня все самое дорогое..." Она похоронена на Ваганьковском кладбище рядом с могилой поэта.

После разрыва с З.Райх Есенин был бездомен и бесприютен, именно тогда в его жизнь ворвалась Айседора Дункан. Кто же она такая?

Осенью 1921 года произошло знакомство Есенина с "босоножкой" Айседорой Дункан (1877-1927), известной американской танцовщицей, приехавшей в красную Россию, чтобы открыть балетную студию танца для русских девочек".

По воспоминаниям современников, Айседора влюбилась в Есенина с первого взгляда, да и Есенин сразу увлекся ею. 2 мая 1922 года Сергей Есенин и Айседора Дункан решили закрепить свой брак по советским законам, так как им предстояла поездка в Америку. Они расписались в загсе Хамовнического Совета. Когда их спросили, какую фамилию выбирают, оба пожелали носить двойную фамилию - "Дункан-Есенин". Так и записали в брачном свидетельстве и в их паспортах. А в Германии, перед поездкой в Америку, Есенин и А. Дункан вторично зарегистрировали свой брак. В письме И. И. Шнейдеру от 21 июня 1922 г. поэт заметил: «Изадора вышла за меня замуж второй раз и теперь уже не Дункан-Есенина, а просто Есенина». После возвращения в Москву Есенин говорил Г. А. Бениславской о своем отношении к А. Дункан: «Была страсть, и большая страсть, целый год это продолжалось, а потом все прошло - и ничего не осталось, ничего нет». Через некоторое время Есенин и А. Дункан расстались. 13 октября 1923 г. поэт отправил ей телеграмму: «Я люблю другую, женат и счастлив». А в сентябре 1924 г. она уехала во Францию.

В августе 1923 года произошла встреча Есенина с актрисой Московского Камерного театра Августой Леонидовной Миклашевской. Вскоре Августа стала счастливой соперницей Дункан. Но, несмотря на страстную увлечённость молодым поэтом, она смогла подчинить сердце разуму. Именно Августе Миклашевской Есенин посвятил 7 стихотворений из знаменитого цикла "Любовь хулигана".

В зимние месяцы 1924/25 гг., когда Есенин жил в Батуми, он познакомился там с молодой женщиной, тогда учительницей русского языка – Шаганэ (Шагандухт) Нерсесовной Тальян (в замужестве Тертерян), они несколько раз встречались, Есенин подарил ей свой сборник с дарственной надписью. Но с его отъездом из Батуми знакомство оборвалось, и в последующие месяцы он никаких усилий к его возобновлению не прилагал, хотя имя Шаганэ вновь возникло в стихах, написанных в марте, а потом в августе 1925 г.

«Как-то в декабре 1924 года я вышла из школы и направилась домой. На углу я заметила молодого человека выше среднего роста, стройного, русоволосого, в мягкой шляпе и в заграничном макинтоше поверх серого костюма. Бросилась в глаза его необычная внешность, и я подумала, что он приезжий из столицы»

... На следующий день, уходя из школы, я опять увидела его на том же углу. Было пасмурно, на море начинался шторм. Мы поздоровались, и Есенин предложил пройтись по бульвару, заявив, что не любит такой погоды и лучше почитает мне стихи. Он прочитал «Шаганэ ты моя, Шаганэ...» и тут же подарил мне два листка клетчатой тетрадочной бумаги, на которых стихотворение было записано. Под ним подпись: «С. Есенин».

«Когда Есенин встречал меня в обществе других мужчин, например, моих коллег-преподавателей, то подходил сам, знакомился с ними, но уходил обязательно со мной. Всегда приходил с цветами, иногда с розами, но чаще с фиалками. Цветы сам очень любил».

Шаганэ ты моя, Шаганэ!

Потому что я с севера, что ли,

Я готов рассказать тебе поле,

Про волнистую рожь при луне.

Шаганэ ты моя, Шаганэ!

 

Потому что я с севера, что ли,

Что луна там огромней в сто раз,

Как бы ни был красив Шираз,

Он не лучше рязанских раздолий.

Потому что я с севера, что ли?

 

Я готов рассказать тебе поле,

Эти волосы взял я у ржи,

Если хочешь на палей вяжи-

Я нисколько не чувствую боли.

Я готов рассказать тебе поле.

 

Про волнистую рожь при луне.

По кудрям ты моим догадайся.

Дорогая, шути, улыбайся,

Не буди только память во мне

Про волнистую рожь при луне.

 

Шаганэ ты моя, Шаганэ!

Там, на севере, девушка тоже,

На тебя она страшно похожа,

Может, думает обо мне…

Шаганэ ты моя, Шаганэ!

Софья Толстая - еще одна не сбывшаяся надежда Есенина создать семью. Она была младше Есенина на 5 лет. 18 октября 1925 года состоялась регистрация брака с С.А.Толстой.

Любовь ее к Есенину была нелегкой. Эта женщина редкого ума и широкого сердца внесла в тревожную кочевую жизнь Сергея Есенина свет и успокоение. Но, видимо, было уже поздно. В конце декабря Есенин сбежал из Москвы в Ленинград, не сказав ни слова ни жене, ни друзьям.

"Потом я встретила Сергея. И поняла, что это большое и роковое. Как любовник он мне совсем не был нужен. Я просто полюбила его всего. Остальное пришло потом. Я знала, что иду на крест, и шла сознательно, потому что ничего в жизни не было жаль. Я хотела жить только для него. Я себя всю отдала ему. Я совсем оглохла и ослепла, и есть только он один. Если вы любите меня... то я прошу вас ни в мыслях, ни в словах никогда Сергея не осуждать и ни в чем не винить. Что из того, что он пил и пьяным мучил меня. Он любил меня, и его любовь все покрывала. И я была счастлива, безумно счастлива... Благодарю его за все, и все ему прощаю. И он дал мне счастье любить его. А носить в себе такую любовь, какую он, душа его родили во мне, - это бесконечное счастье".

Одно из последних стихотворений Есенина (14 июля 1925 г)

Видно, так заведено навеки –

К тридцати годам перебесясь,

Всё сильней, прожжённые калеки,

С жизнью мы удерживаем связь.

 

Милая, мне скоро стукнет тридцать,

И земля милей мне с каждым днём.

Оттого и сердцу стало сниться,

Что горю я розовым огнём.

 

Коль гореть, так уж гореть сгорая,

И недаром в липовую цветь

Вынул я кольцо у попугая –

Знак того, что вместе нам сгореть.

 

То кольцо надела мне цыганка.

Сняв с руки, я дал его тебе,

И теперь, когда грустит шарманка,

Не могу не думать, не робеть.

 

В голове болотный бродит омут,

И на сердце изморозь и мгла:

Может быть, кому-нибудь другому

Ты его со смехом отдала?

 

Может быть, целуясь до рассвета,

Он тебя расспрашивает сам,

Как смешного, глупого поэта

Привела ты к чувственным стихам.

 

Ну и что ж! Пройдёт и эта рана.

Только горько видеть жизни край.

В первый раз такого хулигана

Обманул проклятый попугай.

 

Кольцо на счастье вынул попугай незадолго до его женитьбы на Софье Андреевне. Шутя, Сергей подарил это кольцо ей. Это было простое медное кольцо очень большого размера, и носить такое кольцо было трудно. Но Софья Андреевна смяла его и носила между двумя своими кольцами. Красоты от этого кольца не было никакой, однако она проносила его много лет, как заветный есенинский талисман.

.

 

Краткий анализ стихотворения «Я покинул родимый дом…»

История создания – стихотворение создано в 1918 году, когда поэт покинул село, в котором родился и вырос, в нем отразились последствия переезда: грусть по прошлому, переживания поэта. Тема – стих отражает тему, сквозную для лирики Есенина – любовь к малой Родине, тоска по ней. Композиция – линейная, можно выделить четыре последовательные части: воспоминания о матери, отце, печаль о том, что расставание не скоро закончится и сопоставление самого поэта с кленом, который “стережет голубую Русь”, так любимую Есениным. Жанр – произведение относится к жанру лирического стихотворения.

Стихотворный размер – произведение состоит из четырех строф, представляющих собой четверостишия, написанные анапестом (трехсложный размер с ударением на последний слог), используется точная и неточная, мужская рифма, способ рифмовки – перекрестный АВАВ. Метафоры“березняк над прудом теплит… грусть”, “Золотою лягушкой луна распласталась…”, “седина у отца пролилась в бороде”. Олицетворения“долго петь и звенеть пурге”, “Стережет голубую Русь старый клен на одной ноге”. Эпитеты“голубую Русь”, “Золотою лягушкой”, “на тихой воде”. Сравнение“Словно яблонный цвет, седина”.

Анализ стихотворения Есенина «Клен ты мой опавший…»

 

Стихотворение «Клен ты мой опавший…» было написано С.А. Есениным в 1925 году, в период, когда он находился в пси­хиатрической клинике I Московского университета. Он лежал там по настоянию близких, скрывался от возможного ареста. Поэту была предоставлена большая, светлая комната на втором этаже, с окнами в сад. Под окнами рос клен. Очевидно, он и вдохновил Есенина на создание стихотворения.

Впервые оно было опубликовано в 1926 году в ленинградской «Красной газе­те» и в журнале «Красная нива».

Стихотворение представляет собой лирическую миниатюру, с элементами пейзажа, размышления о себе и о жизни. Оно бук­вально завораживает нас глубочайшим лиризмом, исповедаль­ными, грустными интонациями, искренностью чувств. Созда­ется впечатление, что лирический герой делится с нами самым сокровенным. Разговорные интонации переданы соответствую­щей лексикой, поэт использует просторечия («чтой-то», «нын­че», «одуревши в доску»). За природными образами угадываются размышления о жизни. Мы наблюдаем здесь полное взаимо­проникновение человеческого и природного миров. Обращаясь к клену, поэт использует прием олицетворения:

Или что увидел? Или что услышал? Словно за деревню погулять ты вышел. И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу, Утонул в сугробе, приморозил ногу.

 И наоборот, лирический герой сравнивает себя с кленом, но только «не опавшим, а вовсю зеленым». Этот образ зеленого кле­на, воспоминания о теплом лете воплощают мечту героя о той гармонии, которой нет в жизни.

Композиционно мы можем выделить в произведении две ус­ловные части.

Первая часть – это обращение героя к образу кле­на, своеобразный разговор с ним.

Вторая часть – это размышле­ние о себе и своей жизни. Композиция стихотворения основана на уподоблении образа человека образу клена.

Стихотворение написано шестистопным хореем, поэт ис­пользует двусложную рифму с ударением на первом слоге.

Му­зыкальность и эмоциональная выразительность стихотворения обусловлены использованием средств художественной вырази­тельности: эпитетов («клен заледенелый», «под метелью белой»), сравнений («как жену чужую, обнимал березку»), инверсий («сам себе казался я таким же кленом»), аллитераций («там вон встре­тил вербу»), ассонансов («Утонул в сугробе, приморозил ногу»). Произведение связано с традициями фольклора. На эти стихи создан прекрасный романс, музыка к которому была написана неизвестным композитором. Также музыку к нему писали Д.С. Васильев-Буглай, А.Н. Покровский, В. Н. Липатов.






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: