Городская архитектура Вологодского края XVIII века

Тема: «КУЛЬТУРА И БЫТ ВОЛОГОДСКОГО КРАЯ»

Теоретическая часть.

Образование, наука и просвещение в Вологодском крае в XVIII веке.

В 1714 году Петр I ввел в городах «цифирные школы» для обучения математике и геометрии детей дворян и приказных чиновников. Была открыта такая школа и в Вологде, она просуществовала 30 лет. Кроме того, Духовный регламент 1721 года требовал от каждого архиерея открыть при своем доме епархиальную школу для образования детей

церковнослужителей. Такая школа была открыта в Вологде в 1724 году, в ней начали обучать букварю и арифметике. Но уже через год после смерти вологодского епископа Павла

ученики были распущены по домам, и школа перестала существовать. Вологодский епископ Афанасий Кондоиди, ученый грек, лично известный Петру I, открыл в 1730 году Вологод-

скую семинарию. Несмотря на личное участие епископа, развитие даже духовного образования в Вологде продвигалось медленно: спустя 9 лет после открытия в семинарии учились всего 29 человек и было два учителя. Затем число учащихся возросло, а во второй половине XVIII века Вологодская духовная семинария стала одним из самых крупных учебных

заведений на Русском Севере и крупнейшим учебным центром в самой Вологде. Наряду с ним с 1786 года существовало Главное народное училище, дававшее начальное образование

на уровне четырех классов.

Со второй половины XVIII века в Вологодском крае начинается научно-просветительская деятельность, которую ведут уроженцы края, воспитанные на современной для того

времени культуре. Именно в это время создаются первые труды по истории Вологодского края. Наиболее известным является сочинение вологодского дворянина Александра Алек-

сандровича Засецкого «Историческое и топографическое известия о России и частно о городе Вологде и его уезде, из разных печатных и рукописных и иностранных книг и из собственных примечаний собранные и сочиненные в 1777 году». Книга была издана в Москве в 1780 году и уже спустя два года переиздана. Другое сочинение по истории Вологодского края принадлежит Якову Фризу, члену-корреспонденту Академии Наук, служившему в Вологде и в Великом Устюге. В своей работе «Руководство к историческому и физическому описанию областного города Устюга Великого, сочиненное в 1793 году» он подробно изложил исторические сведения об этом городе с начала XIII до конца XVIII века.

Одним из самых авторитетных общественных деятелей Вологодского края XVIII столетия был Александр Васильевич Олешов. Хотя он получил лишь домашнее образование, это не помешало ему освоить самые разные отрасли тогдашнего научного знания. Он занимался переводами с иностранных языков, издал несколько книг на философские темы, активно участвовал в деятельности знаменитого «Вольного Экономического общества», которое неоднократно публиковало его ценнейшие материалы об особенностях сельского хозяйства в условиях Вологодской губернии.

Во второй половине ХVIII века среди крупных российских ученых было уже немало выходцев из Вологодского края. Это А. М. Брянцев – профессор философии Московского университета, Н. В. Верещагин – крупный математик и преподаватель военных наук, читавший свои лекции Екатерине II, М. Я. Мудров – врач, первый русский доктор медицины в России, профессор Московского университета, П. И. Рычков – географ, начальник горнорудной промышленности Урала, автор почти 50 работ по истории и географии, Х. А. Чеботарев – историк, географ,

лингвист, профессор, а затем и ректор Московского университета. Все они внесли свой вклад в развитие культуры России.

 

Городская архитектура Вологодского края XVIII века.

В начале XVIII века под влиянием новой московской архитектурной традиции композиция храмов изменилась: они стали меньше по размерам и завершались не пятью, а одной

большой главой. Так построены церковь Покрова Богородицы на Козлене (1709) и церковь Иоанна Предтечи в Рощенье (1710). Большую художественную ценность церкви Иоанна

Предтечи составляют ее фрески, считающиеся одним из лучших образцов фресковой живописи того времени, а также деревянный резной позолоченный иконостас.

Самой изящной церковью XVIII века в Вологде можно назвать церковь Сретения, построенную в 1731–1735 годах. В ней гармонично соединилисьи черты уходящей архи-

тектуры XVII века, и то новое, что принесла с собой европеизация русской культуры. Стены церкви богато убраны изразцами, узорчатыми каменными наличниками.

Во второй половине XVIII века в Россию пришел стиль барокко, представленный и в архитектуре Вологды. Так, в 1757 году было начато строительство Воскресенского теплого собора. Спустя 13 лет он был почти закончен, но неожиданно появились трещины в стенах, арках и сводах – постройку пришлось разобрать. Для нового собора епископ Иосиф Золотой выбрал другое место. На постройку собора было разрешено брать камень, заготовленный при Иване Грозном для постройки каменных стен вологодской крепости. Возводить собор начали

в 1772 году и закончили строительство за 4 года. Построен он архитектором Златицким.

Другое замечательное здание в Вологде, построенное в стиле барокко – Иосифовский корпус, построенный в 1764–1769 годах. Возможно, что и он тоже был построен архитектором Зла-

Тицким. Он привлекает своей нарядностью, значительно отличаясь от других построек архиерейского двора. Интересно, что для этого корпуса кафель с рисунками на разные сюже-

ты был привезен в Вологду из Архангельска еще при Иване Грозном. Епископ Иосиф Золотой устроил при доме сад с большим прудом. После него все архиепископы жили в этом доме, и он стал называться архиерейским домом.

Неповторимый ансамбль каменных церквей сложился в ХVIII веке в Тотьме. Тотемские церкви построены в стиле барокко, причем в столь своеобразном, что образуют особую школу в

провинциальном зодчестве той эпохи. Поставленные в наиболее выгодных для обзора точках города, эти стройные и нарядные здания, напоминающие застывшие корабли, сделали

Тотьму настоящей сокровищницей провинциальной архитектуры XVIII века.

Среди наиболее хорошо сохранившихся церквей необходимо отметить Входоиерусалимскую церковь, построенную в период расцвета тотемского барокко (1774–1794). Этот изящный храм был воздвигнут на средства купцов Пановых, известных нам по их предпринимательской деятельности в Америке. Входоиерусалимский храм соединил в себе и монументальность, и устремленность всех форм ввысь, и необычайно пышный и узорчатый декор. Все это делает тотемскую Входоиерусалимскую церковь подлинным шедевром архитектуры Русского Севера XVIII века.

Среди других памятников особенно выделяется церковь Рождества Христова, построенная

во второй половине XVIII века. Этот храм также впечатляет своей стройностью и легкостью.

В XVIII веке развивалась в Вологодском крае и гражданская архитектура. Каменные жилые дома в Вологде начали строить в середине XVII века, но тогда это были исключительно церковно-монастырские постройки. С начала XVIII века начали строить дворянские и купеческие дома-особняки в центре города и на набережных реки Вологды, а с образованием губернии строительство каменных домов увеличилось.

Самым замечательным из них является здание концертного зала областной филармонии на улице Лермонтова. Этот трехэтажный каменный дом был построен в конце XVIII –начале XIX века богатым дворянином Колычевым и использовался как жилой дом. Впоследствии его занимало Дворянское собрание Вологодской губернии.

Двухэтажный дом Скулябина отличается монументальностью своих форм. Его главный фасад выходит на реку Вологду и оформлен шестиколонным ионическим портиком.

Скулябин был городским головой и дом свой передал городу для размещения в нем богадельни, поэтому сейчас это здание именуется «Скулябинской богадельней».

Двухэтажный дом Масленникова – это образец классического особняка. Центральная часть дома подчеркнута возвышающимся мезонином и балконом на металлических консолях с красивой металлической решеткой, фасад украшен разнообразным декором.

Однако эти и другие сохранившиеся жилые каменные дома XVIII века в Вологде – признак исключительного богатства местных купцов и дворян. Абсолютное большинство жителей Вологды XVIII столетия жили не в каменных, а в деревянных домах. Главная причина была экономическая: деревянное жилье было доступно большей части населения, а вот построить каменный дом стоило чрезвычайно дорого. Известен случай, когда в конце XVIII века вологодская городская дума решила построить в городе три каменных дома. На их

строительство выделили более 30 тысяч рублей, это был почти весь городской бюджет. А обычный деревянный сруб в Вологодской губернии стоил в это время всего 20 рублей.

Поэтому, как писал один дореволюционный историк, в Вологде XVIII века типичные городские дома имели «скудную, ненарядную и решительно деревенскую физиономию». Что же

представляло собой именно типичное городское жилье вологжанина того времени?

Зажиточный городской дом состоял из нескольких бревенчатых срубов или «клетей», каждый из которых был покрыт двускатной крышей. «Клети» стояли на небольшом расстоянии друг от друга, а между ними делались покрытые крышей переходы, которые назывались «сенями». Эти жилые постройки всегда были двухэтажными, правда, первым «этажом» чаще всего был амбар или погреб. В зависимости от размера срубы-клети назывались избами, избушками, горницами, горенками. Как правило, горницы и горенки были либо временным жильем, либо помещением для приема гостей.

Однако большинство горожан имели для жилья единственное помещение – избу. Такая городская изба ничем не отличалась от деревенской: в ней не было никаких комнат, доща-

тая перегородка делила ее на две половины, в дальней (главной) половине стояла печь, из мебели были только стол и скамьи, а окна чаще всего были волоковыми (то есть высотою

в одно бревно). В такой избе проходила жизнь всей городской семьи от мала до велика, а зимой здесь же размещались собаки, куры, утки или гуси. Только в теплое летнее время

семья могла разделиться на ночь по чуланам и сенникам. Еще в начале XVIII века Вологда была просто битком набита различными деревянными строениями, тесно прижавшимися друг к другу. Например, только в центральной части Вологды (Город) площадью в 1 квадратный километр располагалось более 1100 деревянных жилых построек, плюс примерно 500 деревянных торговых помещений и 9 деревянных церквей. Примерно та же картина была и в Верхнем и Нижнем посадах, и только в Заречье было несколько просторнее.

Но именно в XVIII веке планировка Вологды и других городов Вологодского края стала меняться и принимать современный вид.

В 1763 году был издан указ о составлении планов для русских городов. По этому указу была проведена топографическая съемка Вологды и составлен план существующего города. На основе этого плана в 1780 году составлен проектный вариант нового плана губернского города Вологды, утвержденный Екатериной II в 1781 году. Одновременно были составлены и утверждены планы городам Вологодского наместничества: Грязовцу, Кадникову и Тотьме. Позднее были составлены планы для Великого Устюга и Никольска, утвержденные Екатериной II в 1784 году. Так была начата перепланировка городов Вологодского края, существенно изменившая их облик, сложившийся в XVI–XVII веках.

Правда, при составлении плана Вологды в 1780 году соблюдалась определенная преемственность в планировке и застройке города. Были сохранены остатки каменных стен и

башни крепости Ивана Грозного. Композиционным центром города стала территория кремля с собором Софии. Сохранялись и все набережные реки Вологды с построенными на них жилыми домами и храмами. Криволинейные улицы старого города предполагалось ликвидировать. Улицы Вологды должны были образовать четкую прямоугольную систему, пересекаемую тремя радиальными улицами. Ширина улиц предполагалась от 27 до 80 метров, что было совершенно неслыханно по меркам XVII века. Предусматривалась также

постройка двух мостов через реку Вологду.

Не все из этого плана было реализовано, но ряд изменений все же произошел. Появились десятки новых улиц, не совпадавших со старыми. Так, в результате застройки города по но-

вому плану к началу XIX века в Вологде сложились два административных комплекса: губернской (на Парадной площади) и городской (на Сенной, бывшей Торговой площади) администрации. В конце XVIII века был построен первый в городе каменный мост через реку Золотуху. Этот Каменный Мост – однопролетный, арочный, кирпичный – существует около 180 лет.

С XVIII века Вологда стала застраиваться по новым правилам. Постройка новых домов разрешалась лишь по линиям новых улиц, между ними должны были соблюдаться пожар-

ные разрывы, на каменных домах рекомендовалось устраивать железные крыши, были запрещены крыши из драни, хвороста и соломы, в каждой части города отводились земельные участки для кладбищ, а церковные кладбища внутри города были закрыты. Все эти меры должны были упорядочить городскую застройку, уберечь город от пожаров и эпидемий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: