Рис. 1. Структура модели психологического сопровождения СПА.
По своей структуре модель психологического сопровождения СПА представляет собой комплекс организационно-методических, исследовательских, коррекционно-развивающих и консультативных мероприятий. Целью психологического сопровождения является оптимизация социально-психологической адаптации молодых воинов, результатом которой станет эффективное взаимодействие с воинским коллективом и успешное осуществление служебно-боевой деятельности. Цель определяет и задачи сопровождения:
) побуждение позитивной активности воинов, направленной на преодоление психологических барьеров, воображаемого образа непреодолимости препятствия (неуставные взаимоотношения);
) создание благоприятных условий для личностного роста военнослужащих;
) формирование устойчивой групповой идентичности;
) формирование психологической готовности и устойчивости к выполнению учебно-боевых задач.
Нами выделены следующие условия реализации психологического сопровождения:
согласованность мероприятий сопровождения с учебным планом и распорядком дня (регламентом служебного времени);
единство действий командиров и их заместителей по воспитательной работе и психолога при реализации задач сопровождения;
наличие системы наставничества молодых солдат.
При организации и реализации указанной модели необходимо учесть ряд факторов, способствующих решению задач сопровождения:
здоровый морально-психологический климат воинских коллективов;
готовность командиров и начальников к сотрудничеству с воинами в интересах реализации задач психологического сопровождения СПА;
оптимальный режим воинского труда и отдыха, питания (разнообразие, качество, полнота порций).
Работа психолога в рамках сопровождения предполагает следующие направления деятельности: организационно-методическое, исследовательско-аналитическое, коррекционно-развивающее, консультативное.
Основной целью организационно-методического направления является планирование своей деятельности, подготовка по аспектам психологического сопровождения СПА. Решаемые задачи:
) планирование своей работы и пункта психологической помощи с учетом реализуемой модели;
) информирование заместителей командиров по воспитательной работе, начальника медицинской службы, начальника физической подготовки и спорта об индивидуально-психологических особенностях призывного контингента и специфике работы с ним;
) психологическое просвещение должностных лиц, нацеленное на формирование потребности в психологических знаниях и желания использовать в построении своей деятельности.
Формы и приемы могут быть разнообразные, к примеру: а) лектории о сущности психологической адаптации человека, особенностях ее развития в условиях армии, показателях и критериях адаптированности и т.д.; б) показы видеофильмов с обсуждением психологических характеристик героев, с проведением психологического анализа поведения; семинары по актуальным для конкретного подразделения проблемам (разрешение конфликтных ситуаций и конфликтов, психологии малых групп и т.д.).
Результатом работы этого направления должны стать:
повышение психологической компетентности должностных лиц, задействованных в осуществлении психологического сопровождения СПА;
проведение круглого стола с задачей обмена опытом по результатам реализации модели сопровождения.
В исследовательско-аналитическом направлении основными целями выступают: проведение психологического изучения адаптационных и адаптивных возможностей молодых солдат; анализ полученных результатов; составление прогноза их дальнейшей службы. Задачи, которые решаются в рамках указанного направления:
) психодиагностическое обследование, ориентирование на выявление адаптационных затруднений (АЗ), личностного адаптационного потенциала (ЛАП), уровня нервно-психической устойчивости (НПУ);
) составление и реализация программы наблюдения на период психологического сопровождения СПА по выявлению признаков нарушений адаптации;
) мониторинг психологического состояния и личностного роста по определенным показателям (прил 5);
) анализ получаемой информации, выявление тенденций развития адаптационного процесса молодого солдата, обобщение полученных данных;
) повторное психодиагностическое обследование;
) составление заключения об индивидуально-психологических особенностях военнослужащих, выдача рекомендаций по работе с каждым солдатом (прогноза на дальнейшую службу).
Результатом работы должны стать:
банк данных по интересующим психолога характеристикам, состояниям и ситуациям;
коррекция модели сопровождения или создание возможно более оптимальных моделей, технологий психологического сопровождения СПА.
Коррекционно-развивающее направление имеет следующую цель - это изменение, формирование и укрепление психологических свойств и качеств личности воина, способствующих нормальному прохождению военной службы. Основные задачи данного направления представлены следующим образом.
) Проведение психопрофилактики, представляющей собой комплекс мероприятий, направленных на:
предотвращение нервно-психических срывов в ходе СПА;
недопущение неадекватного реагирования молодых солдат на психотравмирующие факторы армейской среды;
развитие коммуникативных навыков;
создание благоприятного морально-психологического климата и здоровых взаимоотношений.
Рекомендуемые приемы реализации задач психопрофилактики: эстетическое оформление казарменных помещений, комнат досуга и уголков отдыха; социально-психологические тренинги, нацеленные на обеспечение эмпатийных отношений между военнослужащими; овладение навыками саморегуляции, самокритичности, самоанализа; профилактические беседы, ориентированные на формирование здорового образа жизни.
) Проведение психокоррекции:
А. Индивидуальной, направленной на:
развитие эмоционального самоконтроля;
укрепление самообладания и уверенности в себе;
формирование нормативно-ценностных и поведенческих эталонов и т.д.
Основной формой здесь выступает индивидуальная беседа с обратной связью (побуждение самостоятельного осмысления поступков, поведения).
Б. Групповой, ориентированной на развитие:
коммуникативных способностей;
рефлексивных навыков;
умений адекватного восприятия себя и окружающих;
способности гибкого реагирования на различные ситуации и быстрого перестраивания своей стратегии поведения.
Основные формы: социально-психологические тренинги, ролевые психологические игры, групповые дискуссии.
Результаты работы данного направления:
развитие психологической толерантности к психотравмирующим факторам в различных ситуациях;
не столько во взаимодействии с психологом, а в большей степени оказание помощи молодому солдату в процессе повседневной включенности в жизнедеятельность подразделения (ориентирование в реальных условиях);
личностный рост военнослужащего;
способность нести ответственность за свои поступки.
Консультативное направление предусматривает в качестве основной цели оказание адресной психологической помощи в каждой конкретной ситуации с помощью вербальных средств и невербальных коммуникаций. Выделяется в рамках этого направления два вида консультаций:
а) управленческое, нацеленное на знакомство командиров и их заместителей по воспитательной работе с психологическими особенностями личного состава, ориентировку во внутриколлективных отношениях, получение информации о социально-психологическом климате в подчиненных подразделенияхи т.д.;
б) индивидуальное: очное (по запросу должностных лиц, личная необходимость); анонимное (по телефону доверия).
Результат этой работы:
выработка рекомендаций по изменению тех или иных психологических факторов, затрудняющих процесс СПА;
обучение самостоятельному использованию методов саморегуляции психоэмоционального состояния;
совместная проработка стратегий поведения и оказание помощи в овладении ими.
Таким образом, психологическое сопровождение СПА детерминируется оптимизацией функционирования субъектов жизнедеятельности: уровень подготовленности человека к выполнению определенного вида деятельности и активной социальной жизни определяет степень их оптимальности. Такая целостная система мероприятий, которые применяются в рамках модели психологического сопровождения СПА, позволяет достижению оптимальных показателей жизнедеятельности военнослужащих: эффективность взаимодействия с социальным окружением и успешность служебно-боевой деятельности.
Выводы по главе
. Психологическое сопровождение СПА представляет собой такую интегративную комплексную модель деятельности психолога, которая обеспечивает формирование социально адаптированной личности, успешной в реализации себя как субъекта активной жизни.
. Успешно завершенная адаптация обеспечивает самонастройку личности на должный уровень взаимодействия с конкретными индивидами, социальными группами.
. Модель психологического сопровождения СПА включает в себя организационно-методическое, исследовательско-аналитическое, а также коррекционно-развивающее и консультативное направления работы войскового психолога.