Практическая работа № 1
Предмет: математика
Класс: 1 класс
Тема урока: Масса
Цели урока: Создать условия для усвоения представлений о новой величине – массе и единице измерения массы – килограмме, освоение данных понятий с целью применения их в жизненных ситуациях.
Задачи урока:
Образовательные:
· - сформирование у учащихся практических навыков измерению массы с помощью весов. Познакомить с решением задач на сравнение масс предметов.
Развивающиес я:
- создать условия для формирования мыслительных операций: анализа и сравнения,
- развития логического мышления и математической речи.
Воспитательные:
- формировать умения работать в паре, группе, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения
Тип урока: открытие новых знаний
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование:
1. Чашечные весы,
2. гири,
3. два одинаковых мешочка: один с ватой, другой с крупой
4. карточки заданий
|
|
Структура и ход урока
1
Самоопределение к деятельности
- Рада всех вас видеть на уроке математики. Сегодня копилка знаний каждого из нас вновь пополнится. Для этого мы все должны постараться.
Личностные: самоопределение, готовность и способность обучающихся к саморазвитию
Коммуникативные: умение воспринимать информацию
2
Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
· - Начнём наш урок с зарядки для ума.
А) Фронтальная работа
- Угадайте, о каком числе идёт речь? Оно больше 6 на 2;
- Его соседями являются числа 7 и 9. (Это число 8)
- Чему равна разность чисел 6 и 2? (4)
- Чему равна сумма чисел 7 и1? (8)
б) Повторение понятия “Величина” (работа в парах).
– Ребята, посмотрите, что лежит у вас на партах? (Полоски цветной бумаги)
- Что у них общего? (одинаковая форма, одинаковый материал,…)
- А что можно сказать про цвет? (Цвет разный)
- Что можно сказать про размер? (Он разный)
- А как узнать размер полоски? (Измерить линейкой)
- Каждый измеряет свою полоску и записывает результат. Потом в паре вы сравниваете длины, составляете и записываете неравенство или равенство в тетради. Если пара готова, поднимите руку.
- Ребята, что мы сейчас делали? (Измеряли и сравнивали)
- Что измеряли и сравнивали? (Длины полосок)
- Можем ли мы назвать длину величиной? (Да)
- Почему? (Длину можно измерить и записать числом)
- В чём измеряется длина? (Сантиметр)
Регулятивные: умение концентрировать свое внимание, сосредоточиться, ориентироваться в своей системе знаний, делать выводы; контроль и оценка процесса и деятельности
|
|
Коммуникативные: умение строить речевое высказывание с поставленными задачами.
3
Постановка учебной задачи
- Посмотрите на эти два мешочка. (Учитель показывает детям заранее приготовленные мешочки: в одном – крупа, в другом – вата.) Чем они похожи? (Они одинаковы по цвету, форме, размеру.)
- Чем они отличаются? (Дети затрудняются дать ответ.)
- …., выйди к доске и возьми в каждую руку по одному мешочку.
- Что ты нам можешь сообщить? (Один легче, а другой тяжелее.)
Регулятивны е: планирование деятельности; целеполагание.
Коммуникативны е: осознанное и произвольное построение речевого высказывания; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
4
Открытие нового (Построение проекта выхода из затруднения)
· - Ребята, оказывается, есть свойства предметов, которые мы не всегда можем увидеть.
· - Чтобы обнаружить такие свойства, надо взять предметы в руки. Когда мы говорим легче или тяжелее, то имеем в виду свойство предметов, которое называется МАССА. (Учитель вывешивает плакат “МАССА”)
- Какой прибор поможет нам точно определить какой мешочек тяжелее, а какой легче? (Весы)
- Весы бывают разные.
- Посмотрите, ребята, на рисунок.
- Винни-Пух, Пятачок и Иа определяли с помощью весов, у кого масса больше.
- Можно ли по этим рисункам узнать, кто из тяжелее, кто легче?
- На весы положили апельсин и клубнику.
- Что можете сказать об их массе? (Масса одинаковая)
- Выразите массу апельсина через массу клубники. (апельси=5 клубникам)
- Какую мерку использовали для измерения массы апельсина? (клубнику)
- На весы положили тот же апельсин и пирожное.
- Что можете сказать об их массе? (Масса одинаковая)
- Выразите массу апельсина через массу пирожных. (апельси=2 пирожных)
- Какую мерку использовали для измерения массы апельсина? (пирожные)
- Можно ли массу назвать величиной?
- Массу можно измерить и результат записать с помощью числа. Значит масса – это величина. (В тему урока открывается слово «Величина»)
- Почему брали один и тот же апельсин, а получили, что он имеет разную массу? (разные мерки)
Физминутка для глаз.
- Раньше люди пользовались различными мерками: камнями, яблоками и др.
- Затем у каждого народа появились свои меры массы.
- Но все они были неудобны в использовании, так как возникала путаница.
- Люди долго не могли придумать единую мерку. И 210 лет назад (в 1799 году) ученые придумали такую мерку и назвали её…(предположения детей) килограмм. (Учитель вывешивает плакат “КИЛОГРАММ”)
- Мы будем часто использовать краткую форму его записи КГ (Учитель вывешивает плакат “КГ”).
- Для измерения масс используются гири в 1 килограмм, в 2 килограмма, 3 килограмма, 5 килограммов и другие.
- Сколько кг. весит дыня? (7 кг)
- Как вы узнали? (На весах стоят гири массой 3кг и 5кг. А 3кг +5кг =8кг.)
- Давайте запишем, как мы получили 8кг.
- Сколько кг весят яблоки? (3 кг.)
- Запишите, как вы получили 3кг.