Художественное своеобразие

Закончив работу над «Жизнью Человека», Андреев чётко сформулировал свою цель:

 «Хочу реформировать драму». По поводу пьесы он писал Станиславскому:  «Если в

Чехове и даже Метерлинке сцена должна дать жизнь, то здесь — в этом представлении — сцена должна дать только отражение жизни... должны быть преувеличения, доведение типа, свойства его до крайнего развития. Нет положительной, спокойной степени, а только превосходная...». В пьесе действительно отсутствует «спокойная степень». Андреев и передает светлый строй мыслей и чувств («Любовь и бедность»), и добавляет сатирический гротеск («Бал у Человека»), и нагнетает безысходный ужас («Смерть Человека»).  Средства выразительности автор использует  с целью нейтрализации возможности эмоционального сопереживания и выражения интеллектуального философского содержания пьесы. Для этого же Андреевым используются  различные музыкальные, живописные, пластические средства.

  Важную роль в «Жизни человека» играет символика музыки. Например, небольшой крикливой «полькой с подрагивающими, веселыми и чрезвычайно пустыми звуками», под которую старательно танцуют «девушки и молодые люди», Андреев подчеркивает полную обезличенность собравшихся на балу Гостей. Это марионетки, которые охвачены выражением «самодовольства, чванности и тупого почтения перед богатством Человека».

  Столь же существенна в пьесе и цветовая палитра. Она довольно подвижная: каждой картине, пронизанной определенным настроением, соответствует своя цветовая гамма. Так, во второй картине тему молодости Человека и его жены Андреев усиливает «ярким, теплым светом», «яркими, веселыми платьями», «прекрасным букетом полевых цветов», «совершенно гладкими светло-розовыми стенами», А в последней картине теме смерти аккомпанируют «неопределенный, колеблющийся, мигающий сумрачный свет», «гладкие грязные стены», «бесконечное разнообразие отвратительного и ужасного».   

  Геометрически правильное помещение, в котором происходит действие третьей картины, в окна которого всегда смотрит ночь, углубляет мысль об однообразности

 

существования.

В «Жизни человека» есть установка Андреева на обобщенность в изображении

обстановки и персонажей. Этим можно объяснить особенности построения диалога.

Так, для каждой группы персонажей Андреев по определенной схеме строит диалог. который часто поясняет отношение героев к какому-либо высказыванию или событию,

обычно происходящему за сценой. Так, уже в первом монологе «Жизни человека», который произносит Некто в сером, субъективный смысл Человека сводится к нулю. Реплики Гостей на балу: «Как богато! Как пышно! Как светло! Как богато!», произносятся монотонно и вяло. Гости ведут разговор «не перешептываясь, не смеясь, почти не глядя друг на друга... отрывисто произнося, точно обрубая... слова». Слуги Человека говорят «ровным голосом, обращаясь к воображаемому собеседнику». 

Каждую картину пьесы предваряет особая экспозиция, которую Андреев строит или

в форме диалога второстепенных персонажей (разговор Старух в первой картине, разговор Соседей во второй картине), или в форме монолога какого-то героя (служанка, рассказывает в четвертой картине о том, что «Человек снова впал в бедность»). Все экспозиции уясняют связь частей пьесы. Единство сюжетной линии в пьесе подтверждает и Некто в сером, который всегда присутствует на сцене. В его руках свеча, воск которой постепенно тает. Так автор как бы отмечает пройденные этапы жизненного пути.             

Казалось бы, все события в пьесе происходят случайно: случайно Человек богатеет, случайно его сына лишают жизни, случайно Человек снова бедным. Однако, по убеждению Андреева, перед вечностью все уже заранее предопределено и ничтожно. Это в прологе пьесы автор обосновывает тем, что Человек «покорно совершает» определенный ему судьбой «круг железного предначертания». Для того чтобы показать «слепое неведение» Человека, Андреев убирает реалистические мотивировки сюжетных событий, обезличивает других героев, развивает действие как выражение основной авторской идеи. Поэтому он не наделяет Человека мотивом трагической вины. Обреченность, страдания, смерть — итог внешнего рока, а не внутренней душевной борьбы героя. 

      У художественных особенностей «Жизни человека» одна задача — показать в отношениях Человека и судьбы трагедию всего человечества. С этим связан отказ Андреева от раскрытия внутренних переживаний героев, от напряженной динамики действия.  


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: