История одного разрушения

Аттестационная работа по родному языку

ВАРИАНТ 1

Часть А

Какое из приведенных утверждений является логическим определением понятия «язык»?

А) Язык – ключ науки, орудие правды и разума.

Б) Язык – естественно возникающая в человеческом обществе и развивающаяся система облеченных в звуковую форму знаковых единиц.

В)Язык – это то, что объединяет нас, когда мы говорим.

2.Начало русского языка идет от … языка.

А)славянского

Б)греческого

В)древнерусского

Г)украинского

Выберите основную функцию языка.

А) название предметов

Б) познание

В) коммуникативная

Г) накопление и передача знаний

4. Как называются слова, употребляемые только жителями той или иной местности?

А) Общеупотребительные слова

Б) Профессионализмы

В) Диалектизмы

Что такое ономастика?

А) раздел языкознания, изучающий любые собственные имена, историю их возникновения

Б) раздел языкознания, изучающий омонимы

В) раздел языкознания, изучающий звуковой состав слов

6.Название какого-либо географического объекта (города, реки, озера, горы, урочища и т. п.) - это…

А) топоним

Б) антропоним

В) гидроним

Что такое аннотация?

А)краткое изложение, краткая запись содержания чего-нибудь.

Б)краткое изложение содержания книги, статьи и т. п.

8.Лексика - это раздел науки о языке, который изучает…

А) словарный состав языка

Б) способы образования слов

В) слово как грамматическую величину (часть речи)

Что изучает грамматика?

А) закономерности построения правильных осмысленных речевых отрезков на этом языке (словоформ, синтагм, предложений, текстов)

Б) строение и функциональное взаимодействие различных частей речи в предложениях, словосочетаниях и прочих языковых единицах

В) знаки препинания, правила их постановки, употребления

10.Соотнесите понятия и определения:

А) эпитет 1) образное (красочное) определение

Б) метафора 2) преувеличение

В) олицетворения 3) это образное слово или выражение, основанное на сопоставлении предмета с новым предметом или явлением на основе их сходства в чем-либо.

Г) сравнение 4) воплощение чего-нибудь в образе живого существа.

Д) гипербола 5) слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому.

11.Соотнесите стили речи и жанры:

А) Заявление, протокол, расписка, резюме и т.д.

Б) Реферат, тезисы, доклад и т.д.

В) Семейная беседа, анекдот, рассказ о себе и т.д.

Г) Сказка, художественная автобиография, мемуары и т.д.

Д) Репортаж, интервью, дискуссионные выступления и т.д.

1. Публицистический.

2. Научный.

3. Разговорный.

4. Художественный.

5. Официально-деловой

12.Найдите соответствия:

А) эпитеты 1) Светлее солнца тронный зал.

Б) метафора 2) На пушистых ветках снежною каймой распустились ветки белой бахромой.

В) олицетворение 3) В сто сорок солнц закат пылал!

Г) сравнение 4) Сбежались отовсюду облака…

Д) гипербола 5)седой туман, грустно-сиротеющая земля

В каком ряду слов ударения падает на 2-й слог?

А)свекла, торты, средства

Б)оптовый, банты, начать

В)звонит, щавель, красивее

14.Найдите соответствия:

А) неологизмы 1) бурак, кочет, евонный

Б) диалектизмы 2) байкер, блокбастер. копирайтер

В) фразеологизмы 3) жалейка, казна, нагайка

Г) устаревшие слова 4) реветь белугой, задеть за живой, битый час

Найдите предложение (я) с грамматической(ими) ошибкой(ами).

А. Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента.

Б. Я поднял глаза и увидел то, что высоко в небе неслись над станицей птицы.

В. Создавая метеорологический прогноз, учёными обрабатывается большой статистический материал.

Г. Каждый программист закреплён за определённым компьютером, следящим за его состоянием.

Д. Те, кто бывал в Ялте, не мог не любоваться красотой набережной.

Часть Б

История одного разрушения

 

Академик Грабарь считал дореволюционный Архангельск одним из 13 городов-музеев, «архитектурный ландшафт которого был в своем роде единственным в мире». Спустя всего несколько десятилетий профессор П.Н. Савицкий писал: «К 1936 году Архангельск не существует более как город искусства...»

Архитектурной доминантой города, которого еще не коснулась рука большевиков, его самым высоким сооружением был Свято-Троицкий кафедральный собор. Он стоял примерно на месте современного Архангельского драмтеатра. Настоящий красавец высотой 51 метр, он был ориентиром для кораблей, входивших в архангельский порт, культурным и духовным центром жизни горожан. На площади у собора проходили городские праздники, смотры войск. Около него служили торжественные молебны, встречали почетных гостей, провожали арктические экспедиции. «Самый красивый и светлый храм России», так было написано о нем в Памятной книжке Архангельской губернии (газета «Архангельск», 1913). Неоднократно собор посещали русские государи и члены царских семей. В прежнем деревянном храме, стоявшем на месте каменного, дважды побывал император Петр I в 1693 г. и в 1702 г. По преданию царь пел басом вместе с хором певчих на литургии. В1819 г. каменный собор посетил Александр I. Император был поражен красотой иконостаса и царских врат: «Я всю Россию дважды объехал, но таких царских врат нигде не видел». В1858 году в храме был Александр II. В1913 г. собор посетила Великая княгиня Елизавета Фёдоровна.

Свято-Троицкий собор хранил в себе множество реликвий. Одной из значительных был сосновый крест, сделанный Петром I в память спасения его от гибели в Унских Рогах в 1694 г. при возвращении из Соловецкого монастыря. На подножии креста его создатель написал по-голландски надпись: «Сей крест соорудил Капитан Петр в лето от Христа 1694» (сейчас этот крест хранится в краеведческом музее). Среди других ценностей были штандарт и палестинский флаг со струга, на котором Пётр I совершал морское путешествие к берегам Поноя и Семи островов, три пушки с разбитых шведских судов.

В 1920 году в Архангельске, после короткого периода правления белогвардейского правительства, окончательно установилась советская власть. С этого времени в городе разрушаются и передаются под разные «хознужды» многие храмы.

В 1928 году в газете «Волна» развернулась кампания за снос или переоборудование Свято-Троицкого кафедрального собора в дом культуры: «В центре города, на Октябрьской площади, стоит собор, который уродует площадь... Таких соборов, как наш, да ещё и получше и подревнее, сотнями разбросано по СССР. И мы можем пожертвовать не ахти какую ценность для такого большого культурного дела»; «Октябрьскую площадь до сих пор уродует неуклюже стоящий собор. Это „достопочтенное" учреждение не на своем месте»; «Лучше построить в Архангельске дом культуры, чем иметь из года в год перед глазами кафедральный собор. Купола намозолили глаза».

В газету писали рабочие и служащие, перечисляя деньги для постройки дома культуры. Защитников храма оказалось немного. 6 октября 1928 г. заведующая Северным краевым музеем Т.С. Бурлакина обратилась в редакцию газеты «Волна»: «Вряд ли было бы целесообразно для одного культурного начинания, для нового памятника современной архитектуры губить архитектурный памятник двухсотлетней давности».

В комиссию содействия постройке дома культуры 12 октября 1928 г. обратился Иустин Михайлович Сибирцев, член-корреспондент Академии наук, с предложением «принять все меры к неприкосновенному хранению собора как историко-художественной ценности, оставленной нам предками».

Против сноса собора выступил даже Наркомпрос. В ноябре 1928 г. в губисполком пришло письмо из Главнауки Наркомпроса: «Здание собора представляет собой большую архитектурно-художественную ценность, как грандиозное и выдающееся по декоративной обработке здание первой половины XVIII века...»

Но ничего не помогло. На заседании президиума Архангельского губисполкома 2 апреля 1929 г. принято решение об использовании храма под дом культуры.

Но переделка требовала больших затрат. И Свято-Троицкий собор решено было снести. Уже 2 апреля в его сторожку вселился сотрудник строительного управления «Северолес», «имеющий своей задачей подготовительную работу к сносу здания собора».

20 апреля 1929 г. в газете «Волна» было опубликовано сообщение о том, что Архангельский кафедральный собор закрыт: «Центральный очаг дурмана Архангельской губернии, в последнее время обслуживающий горсточку верующих, будет разрушен».

В июле 1929 г. разборка здания подходила к концу.

Если сегодня встать рядом с драматическим театром и представить, что когда-то здесь стоял белоснежный собор высотой 51 метр, захватывает дух. Мы многое потеряли в архитектурном облике Архангельска за XX век. Ушла красота и гармония. С разрушением Свято-Троицкого собора разрушалось то, что раньше было дорого целым поколениям архангелогородцев, разрушался и сам человек. Это требует осмысления, восстановления культурной и исторической памяти, возрождения лучшего начала в людях. Но, может быть, зная всё прекрасное, что было в архитектуре и истории Архангельска раньше, мы сможем этим вдохновляться и бережнее относиться к своему городу, просто его любить.

Татьяна Пархомович,

журнал «Ла Плюс. Архангельский городской журнал», № 3 (113), 2019

Задания к тексту

1. Прочитайте текст. Определите тему текста.

2. Сформулируйте идею текста. Найдите в тексте предложение (-я), отражающее (-ие) идею.

3. Как известно, основным назначением изобразительно-выразительных средств в публицистическом стиле речи является воздействие на читателя (слушателя), убеждение его в чём-либо, информирование (передача сведений). Какие изобразительно-выразительные средства использует автор, чтобы раскрыть идею текста?

4. Попытайтесь определить проблемное поле текста. Сформулируйте своё читательское мнение по одной из проблем, заявленных в тексте.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: