Тема урока: «Сказка в творчестве Эдварда Грига».
Э. Григ родился 15 июля 1843 г. в Норвегии г. Бергене. Норвегия - это страна диких скал, густых лесов, узких извилистых заливов – фьордов. Издавна норвежский народ населил леса и горы фантастическими существами, добрыми и злыми духами гномами и троллями. Создал множество прекрасных песен, сказок и легенд. В такой прекрасной стране родился замечательный композитор Э. Григ. С 6 лет начались его серьёзные занятия музыкой. В 14 лет он стал студентом консерватории в Лейпциге. Получив диплом композитора и пианиста, Эдвард возвращается на родину и сочиняет музыку своего народа. Григ был подлинно народным композитором, гордостью Норвегии. Ну, а самым известным его сочинением стала музыка к драме «Пер Гюнт». Этот спектакль принёс композитору грандиозный успех, его показ проходил на многих сценах театров.
Главный герой драмы – Пер Гюнт.
Юноша красив и смел, но неисправимый фантазёр, искатель приключений. Не дождалась от Пера помощи его мать Озе.
|
|
После её смерти он отправляется искать счастья на чужбину, бросив горячо любящую его невесту по имени Сольвейг.
Долгие годы скитания не принесли ему счастья. Он стал богат, а потом в один день утратил все свое богатство. Через 40 лет седой, измождённый он возвращается в Норвегию.
Никто не узнаёт его, он ни кому не нужен. И только в лесной избушке, его по-прежнему, ждёт и любит девушка, по имени Сольвейг.
Открывается сюита пьесой «Утро» - это поэтичная картина пробуждающейся природы. Мелодия напоминает незатейливый пастуший наигрыш.
Очень красочно звучит середина пьесы, мелодия переходит в новую тональность. Каждый раз тема как бы «расцветает». Так возникает в музыке картина рассвета. Этот момент в мелодии является кульминацией.
Кульминация - это высшая точка развития мелодии.
Мелодия достигает высшей точки, в оркестр вливаются новые инструменты. Растет звучность от пиано к форте.
Задание: послушать пьесу «Утро». Запомнить понятие: кульминация.
Теперь от поэтичной картины переходим к скорбной музыке. Старая женщина всю свою жизнь посвятившая сыну, умирает у него на руках.
«Смерть Озе». Эта скорбная, печальная, строгая проникновенная пьеса, звучит в минорном ладу в темпе Andante (медленно). Музыка рисует благородный образ Озе, отчаяние Пера.