Требования работодателей к молодым специалистам в сфере туризма на примере турфирм города Тулы

В обществе возникает потребность в непрерывном совершенствовании системы подготовки квалифицированных кадров, необходимость создания целостной концепции профессионализации, выявления форм, в которых она происходит. Главное внимание следует сконцентрировать на личности специалиста, так как от того, какой смысл он вкладывает в свою профессию, как он относится к другим людям, к себе, зависит его профессиональная позиция и успешность профессионализации.

Развитие современной рыночной экономики и обеспечение устойчивости финансовой системы туристического бизнеса требует, среди прочего, высокого уровня практических навыков, грамотности и экономической активности выпускников. В современных условиях профессиональная активность и мобильность, умение легко находить и использовать информационные ресурсы является основой профессиональной успешности выпускников.

В последние годы, наблюдается устойчивая тенденция роста доли работодателей, которые хотели бы рекрутировать специалистов с уже сформированными практическими навыками и компетенциями. Поэтому особую актуальность приобретает задача повышения практических навыков обучающихся по направлению подготовки «Туризм».

Работодатели, давая оценку подготовки выпускников, недвусмысленно обозначают приоритет компетенций, связанных с практическими навыками специалистов в области туризма. Необходимость следовать за актуальными тенденциями рынка, требует пересмотра методов, форм и содержания традиционного профессионального туристского образования.

В настоящее время проведенные исследования показывают, что современные менеджеры сферы туризма не проявляют готовность к эффективной работе в условиях применения международных стандартов, способность к непрерывному профессиональному росту, профессиональной и социальной мобильности в условиях постоянно меняющейся внешней среды[29].

По мнению Мутавчи Е.П., профессиональное самосознание специалиста характеризуется:

• социальной открытостью и предполагает обширность, многочисленность и разнообразие личностных и деловых контактов, осуществляемых с клиентами, партнерами и конкурентами по бизнесу;

• деловой репутацией, имеющей особую роль в профессиональной сфере сервисных услуг, поскольку многие вопросы, в том числе и финансовые, решаются на «честном слове»;

• временной неопределенностью периода рабочего времени, так как он не ограничен четкими рамками - это «образ жизни», «круглосуточное понятие»[30].

Доронина О.В. и Яговец В. С. В своей статье «Формирование системы тренингов в профессиональном туристском образовании»[31] рассмотрели изменения в системе профессионального туристского образования. Особое внимание было делено эффективности внедрения тренингов в систему обучения. Авторами рассматривается собственный опыт организации и проведения тренингов для обучающихся по направлению подготовки «Туризм». Основное содержание исследования составляет анализ успешных вариантов тренингов по дисциплинам туристского профиля.

На примере дисциплины «Организация туристской деятельности» разработан тренинг «Разработка индивидуального тура» авторы отмечают, что по итогам такой практики студенты, овладевшие такими компетенциями как способность к разработке туристского продукта и готовностью к применению инновационных технологий в туристской деятельности и новых форм обслуживания потребителей и (или) туристов, показывали лучшие результаты на различных конкурсах и олимпиадах по направлению «Туризм» (в том числе Региональный чемпионат «Молодые профессионалы» - WorldSkills Russia). Положительно оцениваются результаты тренинга и на местах производственной и преддипломной практики. Так, по результатам опроса прошедших практику в 2017-2018 гг. в туроператорских компаниях студентов «Пригодился ли на практике опыт тренинга?» большинство - 15 из 19 опрошенных - ответили положительно. В заключении статьи раскрываются приобретаемые обучающимися в результате тренингов важнейшие знания, умения и навыки.

Данное исследование хорошо зарекомендовало практику проведения тренингов в системе образования и подтвердило эффективность тренинговой деятельности.

 В статье «Применение новых информационных технологий в профессиональной подготовке специалистов по туризму в ВУЗе»[32] Пузанкова Людмила Викторовна разработала учебный курс «Информационные технологии в туризме», который разбит на 3 модуля.

Первый модуль посвящен знакомству с информационными технологиями, применяемыми в туристической индустрии. По разработанной программе студенты познакомятся с понятиями технология, информационная технология, научатся использовать интернет и интернет технологии, компьютерную графику и создают защищенные файлы.

Во втором модуле обучающиеся научатся использовать специализированные информационные технологии управления в туризме (компьютерные системы бронирования, программные комплексы для управления туристическими фирмами и т.д.).

И третий модуль посвящен инновационным средствам оргтехники, с которой придется работать в офисе турфирмы.

Таким образом, к завершению курса студенты приобретают общее понимание о возможностях ИКТ в сфере туризма, а кроме того практические навыки деятельности с важными для будущей профессии аппаратными и программными комплексами. Благодаря данному курсу специалист по туризму становится более квалифицированным и востребованным на рынке вакансий.

Обе статьи, приведенные выше, показывают хорошие результаты у студентов ВУЗов по направлению «Туризм», что говорит нам о том, что выпускники будут более востребованы на рынке и смогут эффективнее работать, если еще на этапе обучения будут применять практические навыки с помощью цифровых и тренинговых технологий. К сожалению, на данный момент эти исследования остаются только на бумаге, а значит многие выпускники не получают практических навыков.

ВНИИ труда Минтруда России провело исследование, по результатам которого лишь 71% выпускников российских вузов, закончивших учебу в 2015–2017 годах, нашли себе работу по специальности. Одной из причин почему выпускники не находят работы по только что полученной специальности, эксперты считают несоответствие подготовки выпускников требованиям работодателей[33].

В другом исследовании по трудоустройству выпускников Росстат сообщает, что почти 30% выпускников, трудоустроившихся по найму на первую работу по специальности, в первые три месяца работы проходили дообучение (переобучение). «Ключевым моментом для быстрой адаптации молодежи на рынке труда является получение опыта работы еще во время учебы», – говорит директор ВНИИ труда Дмитрий Платыгин[34].

Далее хотелось бы привести результаты исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения. В рамках исследования была поставлена задача выявить какие требования предъявляют работодатели к квалификации своих работников и соискателей. Данная тема актуальна в связи с необходимостью прогнозирования и обеспечения работодателей кадрами, отвечающими современным требованиям рынка труда[35].

В таблице 4 приведены ответы работодателей о необходимости наличия общепрофессиональных компетенций, где в шкале 1 нет необходимости в наличии такой компетенции, а 5 — очень высокая необходимость в наличии такой компетенции.

Название компетенции Средний балл по всем ответившим
Работа в коллективе 4.32
Самообразование 4.25
Деловая коммуникация 4.1
Инициативность 4.07
Применение информационно-коммуникационных технологий 4.06
Самоорганизация 3.87
Обучение других 3.86
Поиск и структурирование информации 3.86
Решение проблем 3.85
Мобильность 3.85
Приоритизация 3.79
Межкультурная коммуникация 3.75
Междисциплинарный подход 3.67
Лидерство 3.61
Кризис-менеджмент 3.52

Таблица 4. Необходимость наличия общепрофессиональных компетенций.

Думая о развитии общепрофессиональных компетенций, соискателям следует обратить внимание на работу в коллективе, самообразование, деловую коммуникацию, инициативность и применение информационно-коммуникационных технологий — данные качества набрали более четырех баллов по шкале важности для работодателей.

Интересно, что 98% от опрошенных работодателей проводят различные мероприятия по восполнению знаний и умений у работников. Статистику проводимых мероприятий можно увидеть на диаграмме ниже.

Работники сферы туризма должны иметь высокую степень готовности к реализации проектов туристской индустрии, разработке туристского продукта на основе современных технологий, принятию решения в организации туристской деятельности, эффективному общению с потребителями туристского продукта, к применению инновационных технологий туристской деятельности.

Требования к компетенциям специалистов туристской отрасли особенно актуализируются в свете реализации мероприятий Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019-2025 гг.)»[36]. Федеральная целевая программа содержит сложные и масштабные задачи, выполнение которых приведет в ближайшие годы к весьма существенным изменениям как в структуре туристской отрасли, так и в её географии и повлекут за собой новые требования и приоритеты к персоналу предприятий туриндустрии.

В профессиональном стандарте[37] четко прописаны ключевые трудовые функции, требования к образованию, опыту практической работы и особые условия допуска работника в сфере туризма. Возьмем для примера должность «агент/консультант». Стандарт требует от работника высшее профессиональное образование в сфере туризма или квалификацию бакалавра по направлению подготовки Туризм. Опыт работы не менее года и знание иностранного языка. Обобщенной трудовой функцией названа вспомогательная деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта. К трудовым функциям относятся:

· Мониторинг туристского продукта

· Консультирование и информирование заказчиков о туристском продукте

· Формирование туристского продукта

· Продвижение туристского продукта

· Реализация туристского продукта

Каждая трудовая функция включает в себя целый перечень необходимых умений, знаний и трудовых действий. Приведем некоторые не профильные требования в таблице:

Умения · Должен уметь оказывать туристам помощь в выборе туристских направлений, туристских маршрутов, времени проведения туристской поездки. · Должен обладать культурой межличностного общения. · Должен уметь владеть техникой приема клиентов и переговоров с ними, включая телефонные переговоры.
Знания · правила работы с базами данных и компьютерными системами бронирования гостиниц и других туристских услуг; · теорию межличностного общения; · основы психологии; · конфликтологию; · правила обслуживания клиентов; · профессиональную этику и этикет; · информационные технологии, применяемые в туризме; · правила пользования оргтехникой; · методики составления отчетов; · программное обеспечение, пользование компьютерами, электронной почтой, и глобальными и локальными телекоммуникационными системами и др.;
Другие характеристики · соблюдать этику делового общения; · не создавать конфликтные ситуации на рабочем месте и в отношениях с потребителями туристских услуг;

Таблица 5. Умения, знания и др. характеристики агента по туризму в соответствии с профессиональным стандартом.

Из приведенной таблицы мы видим, что сотрудник должен владеть навыками делового общения, техниками продаж, владеть офисной техникой и обладать знанием цифровых технологий, применяемых в туризме. Но, к сожалению, выпускники учатся этим стандартам только в процессе работы.

В связи с профессиональным стандартом сейчас на должности менеджера по туризму имеют права работать люди только с высшим профильным образованием, но, даже отучившись в ВУЗе по направлению «Туризм» выпускники не владеют многими навыками и не могут полноценно работать. Молодым специалистам, которые только что пришли в турфирму не хватает в большей степени практических навыков и навыков общения. Что подтверждает наше исследование.

Нами были разработаны два опроса для руководителей туристических фирм и для молодых специалистов, которые недавно выпустились из ВУЗа или имеют небольшой опыт в работы в турфирме. С помощью данных опросов была проанализирована востребованность специалистов после выпуска и, главное, выявлены пробелы в знаниях и навыках молодых специалистов.

Опрос выпускников был направлен на выяснения того каких навыков по их мнению им не хватает для успешной работы в турфирме. В опросе руководителей опытные менеджеры и директора турфирм также давали оценку необходимым навыкам молодых специалистов.

Чтобы выяснить, насколько востребованы кадры без опыта в туристической сфере, мы спросили у руководителей: приходилось ли им когда-нибудь брать на работу сотрудника без опыта.

Почти 90% респондентов когда-либо брали на работу людей без опыта, это означает, что турфирмы нуждаются в новых сотрудниках, несмотря на отсутствие опыта.

Вторым вопросом мы уточнили, готовы ли работодатели взять на работу студентов или выпускников.

Данный вопрос показал, что лишь четверть турфирм сейчас не готова взять человека без опыта, остальные же, напротив положительно относятся к обучению выпускников. Также при опросе некоторые работодатели высказались, что предпочитают брать сотрудников без опыта, чтобы обучить их «как надо», не доверяя предыдущему опыту.

Остальные вопросы в двух опросах схожи, поэтому для более удобного анализа приведем ответы двух групп параллельно. Первым вопросом рассмотрим вопрос об общих группах навыков, которых не хватает специалистам и мнению руководителей и их собственному мнению.

На приведенной выше диаграмме мы видим, что обе группы с отличием всего в 3,2% уверены, что наиболее ощутимо молодым специалистам не хватает практических навыков. Значит, несмотря на прохождение практики в образовательном учреждении, приходя на работу практики все равно не хватает. Можно было бы порекомендовать ВУЗам увеличить количество часов практики студентам для формирования практических навыков и знаний специализированных программ в туризме. Вторым, не хватающим навыком, респонденты назвали знание психологии клиентов. Подобным навыком возможно овладеть только на собственном опыте или проходя заранее различные обучающие курсы, чего, конечно, выпускники не делают. Знания специальных программ в туристической сфере почти одинаково были оценены группами респондентов. Освоение программ не представляется трудным и долговременным, поэтому эти знания не самые важные при обучении. Интересно, что только 3,4% среди молодых специалистов считают, что им не хватало общетеоретической подготовки, в то время как этот вариант выбрало почти в 7 раз больше руководителей. Это значит, что молодые специалисты высоко оценивают свои теоретические знания.

В следующем вопросе мы хотели узнать, какие навыки обе группы считают главными у менеджера по туризму.

Результаты показывают, что руководители видят идеальным менеджером коммуникативного, ответственного и гибкого человека, вторая группа респондентов почти согласна с первой, назвав тремя главными навыками коммуникативность, ответственность и сообразительность. Мы считаем, что схожесть ответов в данном вопросе среди двух групп является хорошим знаком, влияющим на общее понимание идеального сотрудника.

 


 

В целях развития конкурентных преимуществ специалистов, необходимых для эффективной профессиональной деятельности в области туризма, целесообразно использовать возможности тренинг-технологий, организуемых на основе системного и практикоориентированного подходов.

Таким образом, для повышения конкурентоспособности специалистов сферы туризма руководителям туристских предприятий целесообразно применение тренинга. Сюда могут относиться все разновидности тренинга, воздействующие на качества, умения и способности, которые проявляются в процессе общения.


 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: