Методика экспериментального исследования

При построении методики экспериментального исследования учитывалось, что интонация тесно взаимосвязана с другими компонентами речи. Поэтому преж­де чем перейти к ее изучению, оценивалось состояние артикуляционной мускула­туры, звукопроизношения, фонематического восприятия и звукового анализа. При этом использовались диагностические приемы, описанные в работах М.Е.Хватцева, О.В.Правдиной, Л.В.ЯстребовоЙ, Г.В.ЧиркиноЙ, Г.А.Каше, Т.Б.ФиличевоЙ и других авторов.

Исходя из поставленной цели исследования, большое внимание было уделе­но состоянию мимической мускулатуры. Последняя, как известно, находится в не­посредственной взаимосвязи с эмоциональной стороной речи.

Исследование состояния мимической мускулатуры было направлено на выявление способности посредством выразительных движений мышц лица пере­давать различные эмоции. В рамках данного исследования изучались возможности мимической моторики, давалась оценка одновременному (синхронному) и после­довательному (асинхронному) выполнению движений мимическими мышцами.

С этой целью испытуемым предъявлялись задания, в которых требовалось выразить мимикой различные оттенки эмоциональных состояний. Перед выполне­нием каждого задания детям давалась словесная инструкция и демонстрировался образец выполнения упражнения. В качестве наглядности использовался набор сюжетных картин с изображением ситуаций, отображающих эмоциональное со­стояние обиды, удивления, гнева, испуга, покоя.

Оценивалось состояние мимической мускулатуры в покое (наличие сгла­женности носогубных складок); характер смыкания губ - плотное, неплотное, опущены ли уголки рта; способность выполнять упражнения, а также общий объ­ем движений мимических мышц, наличие или отсутствие содружественных дви­жений других групп мышц артикуляционного аппарата.

Особенности фонематического восприятия выявлялись через специальные задания: различение на слух и воспроизведение слов- квазиомонимов; восприятие и воспроизведение слогов и слоговых рядов; подбор картинок на заданный звук.

Оценивалось умение детей различать на слух звуки, наиболее часто смеши­ваемые в произношении, а также звуки, произносимые правильно, но противопос­тавленные по признакам акустической и артикуляционной близости и контрастности.

Выявлялась способность к тонким фонемным различиям - фонематиче­ским представлениям. С этой целью предлагалось выполнить задания: 1) распо­знать правильно и искаженно произнесенные экспериментатором слова, 2) приду­мать слова на заданный звук.

В первом случае перед ребенком поочередно выкладывались предметные картинки, названия которых произносились в двух вариантах - соответственно нормам русского языка и асемантично. Предлагалось узнать картинку и опреде­лить, правильно ли назвал ее экспериментатор. Чередование правильно и непра­вильно произнесенных слов было произвольным.

Во втором задании, с одной стороны, устанавливалась степень смешения этого звука с другими звуками речи, а с другой - уточнялся словарный запас. Это позволило проанализировать, какого рода трудности испытывают дети, опреде­лить уровень сформированности фонематических представлений.

Для изучения особенностей фонематического анализа применялась серия заданий: определение звука в слове; узнавание заданного звука в словах (позици­онное положение звука в начале, середине, конце слова); подбор картинок, начи­нающихся с заданного звука.

Так оценивалась способность осуществлять звуковой анализ слова. Устанавливалось, оказывает ли влияние позиция звука в слове на правильность выполнения задания. Параллельно выявлялась степень смешений заданного звука с другими звуками.

Предметом исследования интонационной стороны речи явились компо­ненты интонации: мелодика, темп в сочетании с ритмом, ударение (логическое и словесное), окраска голоса.

При исследовании особенностей восприятия и воспроизведения мелодиче­ских рисунков фраз за основу была взята классификация основных типов интона­ции, предложенная Л.В.Бондарко.

Исследование восприятия и воспроизведения мелодических рисунков фраз.

В предварительной беседе в доступной форме детей знакомили с основными типами интонации русского языка, после чего предлагалась серия заданий, на­правленная на выявление особенностей восприятия повествовательной, вопроси­тельной и восклицательной интонаций.

1. После прослушивания предложений различных интонационных типов определить наличие повествовательного, вопросительного или восклица­тельного предложения.

Для анализа подбирались различные интонационные конструкции: интонация завершенности в повествовательном предложении; волеизъявления, выражения высокой степени признака, действия или состояния в восклицательном предложе­нии; интонация вопроса в вопросительном предложении (с вопросительным сло­вом и без него). Сложные предложения, а также предложения с перечислением, сопоставлением, пояснением в работу не включались, так как имеют более сложную интонационную структуру.

Инструкция к заданию: «Слушай меня внимательно, и, если услышишь, что я тебе о чем-то сообщаю и говорю при этом спокойным, ровным голосом, подними вверх зеленую сигнальную карточку».

В лесу много снега. Кто это там?

На улице идет дождь. Ой, как страшно!

Саша, иди домой! Дети играют в снежки.

Это зайка. Мальчик слепил снеговика.

Инструкция: «Слушай внимательно, если услышишь, что я тебя о чем-то

спрашиваю, подними красную сигнальную карточку вверх».

Какая красивая собака! У тебя есть собака? Мама пришла с работы. Куда ты идешь?

Инструкция: «Слушай внимательно, если услышишь, что я радостно и громко восклицаю, подними синюю сигнальную карточку верх».

Кто дал тебе игрушку? Ура, мы идем в цирк! Ты пойдешь в цирк? Почему девочка плачет?

Ой, как холодно!

Мальчик слепил снеговика. Саша, открой дверь!

Ах, какое красивое платье!

Кто плавает в реке? Посмотри, летит самолет! Дима нарисовал дом. Ура, мы идем в цирк!

2. Сравнить звучание двух одинаковых предложений, произнесенных с раз­личной интонацией.

Предложения нужно было отличить друг от друга, выделяя заданную интонацию. Предлагалось 3 серии заданий, речевой материал которых был соответственно представлен повествовательными и вопросительными, повествовательными и восклицательными, восклицательными и вопросительными предложениями. Перечисленные интонационные типы предложений давались в произвольном порядке.

а) Инструкция: «Слушай внимательно, если услышишь, что я тебя о чем-то оп­рашиваю, задаю вопрос, подними карточку красного цвета» (речевой материал был представлен повествовательными и вопросительными предложениями).

-Дети играют.

-Оля поет песню?

-Собака громко лает

-Мальчики смеются.

-Самолет летит в небе?

- Дети играют?

- Оля поет песню.

- Собака громко лает?

- Мальчики смеются?

- Самолет летит в небе.

б) Инструкция: «Слушай внимательно, если услышишь, что мой голос звучит громко, радостно и звонко, когда я о чем - то говорю, подними карточку синего цвета» (речевой материал включал повествовательные и восклицательные пред­ложения).

- Птицы прилетели! - Птицы прилетели.

-Папа принес щенка. - Папа принес щенка!

-Дети играют в снежки. - Дети играют в снежки!

-Митя боится темноты! - Митя боится темноты.

-Мы идем гулять в парк. - Мы идем гулять в цирк!

в) Инструкция: «Слушай внимательно, если ты услышишь, что я о чем-то тебя спрашиваю, подними вверх красную сигнальную карточку, если восклицаю - си­нюю» (речевой материал был представлен вопросительным и восклицательными предложениями).

-Много снега в лесу!

-Гости приехали!

-На заборе сидит ворона?

- у Дины болят зубы!

-Лена пошла в магазин?

- Много снега в лесу?

- Гости приехали?

- На заборе сидит ворона!

- у Дины болят зубы?

- Лена пошла в магазин!

Исследование особенностей воспроизведения повествовательной, воскли­цательной, вопросительной интонации было представлено тремя сериями зада­ний.

1. Повторение предложений различных интонационных типов вслед за экспериментатором:

а) Экспериментатор последовательно называл предложения с различной интонацией. Ребёнок повторял их с той же интонацией вслед за экспериментатором.

Инструкция: «Послушай, как я произнесу предложение. Повтори точно так же».

Речевой материал: В лесу много снега. Зайка сидит на скамейке. Около до­ма выросли цветы. Саша, иди домой! Молодец! Как красиво в лесу! Кто выпил компот? Мама пришла с работы. Который час?

б) Предъявлялась сюжетная картинка с изображением нескольких дейст­вующих лиц, заключающая в себе как смысловое, так и эмоциональное содержа­ние (например, на картинке изображены: автобус, подъезжающий к автобусной остановке, несколько детей, ждущих его) от лица каждого, изображенного на картинке, предлагалось произнести одну и ту же реплику, различающуюся инто­национным оформлением. При выполнении задания учитывались мимика и жесты каждого озвучиваемого лица. Образец выполнения задания давался экспериментатором.

Автобус едет. Автобус едет? Автобус едет!

Бабушка испекла пирог. Бабушка испекла пирог? Бабушка испекла пирог!

Дети слепили снеговика. Дети слепили снеговика? Дети слепили снеговика!

2. Воспроизведение предложений по заданному образцу.

Вниманию ребенка предлагались те же сюжетные картинки, что и в преды­дущем задании, но без соблюдения выше указанной последовательности их предъявления. Ребенку напоминалась ключевая фраза выбранной им картинки, и нужно было вспомнить, с какой интонацией было произнесено предложение каж­дым из изображенных на ней действующих лиц.

3.Самостоятельное воспроизведение мелодики повествовательного, вопросительного, восклицательного предложений.

Данная серия заданий была направлена на полное самостоятельное воспроизведение предложений различной интонационной окраски. С этой целью ребенку предлагалось два варианта заданий:

а) по сюжетной картинке самостоятельно произнести предложения с повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией. При этом образец интонационного оформления предложения экспериментатором не приводился.

Так, ребенку предлагалась сюжетная картинка со смысловым и эмоцио­нальным содержанием. Экспериментатором в устной форме описывалась ситуа­ция, и нужно было произнести предложение, окрашенное интонационно в соот­ветствии с этой ситуацией.

Например: «Мальчик весело скачет по лужам и радостно восклицает... Как он кричит о том, что идет дождь?» (предполагалось услышать интонацию выде­ленности: «Дождь идет!»)

«Мама подошла к окну, увидела, что там идет дождь и сообщила об этом бабушке... Как она об этом сказала?» (предполагалось услышать интонацию за­вершенности: «Дождь идет.»

«Бабушка удивленно переспросила...» (предполагалось услышать интонацию вопроса: «Дождь идет?»). б) ответить на вопросы:

- какое наступило время года?

-что нарисовано на картинке? («Девочка катается на качелях»)

(в обоих случаях предполагалось услышать интонацию завершенного пове­ствования);

- задать вопросы экспериментатору:

• когда будет обед?

• кого сегодня нет в группе?

• какой сегодня день недели?

- переспросить экспериментатора, опираясь на сюжетную картинку:

• белка живет в дупле?

• собака сидит в будке?

(предполагалось услышать интонацию вопроса).

В целях лучшего усвоения приводился образец выполнения данного зада­ния. Например, создавалась игровая ситуация, в которой ребенок должен был представить себя пожилым человеком, который плохо слышит. Экспериментатор произносил предложение с повествовательной интонацией. ребенок переспраши­вал с вопросительной.

- Позвать своего товарища.

- Отдать приказание открыть дверь.

(предполагалось услышать интонацию выделенности)

Исследование восприятия и воспроизведения логическоrо ударения. Восприятие логического ударения изучалось на материале простых повест­вовательных предложений. Каждое предложение произносилось экспериментато­ром в нескольких вариантах в зависимости от положения в нем акцентируемого слова, например:

Мышка съела наш сыр. Мышка съела наш сыр.

Мышка съела наш сыр. Мышка съела наш сыр.

В предварительной беседе ребенку в доступной форме объяснялось значение термина "логическое ударение". Сам термин не назывался, но при этом пояс­нялось, что для того, чтобы наша речь была ясна окружающим, нужно уметь гово­рить понятно и выразительно. для этого в предложении голосом выделяются те слова, которые считаются особенно важными. Они произносятся громче или чуть протяжнее остальных. Перед заданием давался образец его выполнения. Так, по картинке составлялось простое предложение («Бабушка вяжет носки»), которое затем воспроизводилось в двух вариантах - с выделением первого и последнего слова. Предлагалось сравнить звучание обоих предложений. Затем ребенку предлагалось внимательно прослушать два предложения, сравнить различные оттенки их звучания и ответить на вопрос, одинаково ли эти предложения были произнесены. Выяснялось, какое слово было выделено голосом в первом и во втором случае, как изменился от этого смысл высказывания. Такому же анализу были подвергнуты и два других предложения.

Инструкция: «Внимательно слушай, одинаково или по-разному я произнесу предложения? Какое слово я выделила в первом предложении? Во втором? На что я хотела обратить твое внимание в первом предложении? Во втором?»

Речевой материал был представлен несколькими предложениями, каждому из которых соответствовала сюжетная картинка: Тёма поймал щенка. Мышка съела наш сыр. Черный кот забрался на чердак.

Предложения для сравнения:

а) Мышка съела наш сыр. Мышка съела наш сыр.

б) Мышка съела наш сыр. Мышка съела наш сыр.

а) Тёма поймал щенка. Тёма поймал щенка.

б) Тёма поймал щенка. Тёма поймал щенка.

а) Черный кот забрался на чердак. б) Черный кот забрался на чердак.

Черный кот забрался на чердак. Черный кот забрался на чердак.

При исследовании особенностей воспроизведения логического ударения де­тям предлагалось выполнить следующие задания:

1. Повторить вслед за экспериментатором фразу, интонационно выделяя ее центр.

Экспериментатор произносил предложение - образец, который ребенок должен был аналогично воспроизвести. Давалась соответствующая инструкция: «Я назову предложение и голосом выделю в нем «важное» слово. Слушай внима­тельно, повтори предложение и тоже выдели в нем это слово».

Речевой материал: У Димы болят зубы. Катя сегодня дежурная. В лесу сыро. Вчера на улице было холодно. У Дины голубые глаза.

2. Повторить вслед за экспериментатором две фразы, отличающиеся местом акцентируемого слова.

Детям предлагалось прослушать и сравнить два предложения, различаю­щиеся логическим ударением. Затем они воспроизводились ребенком с той же ин­тонацией, что и у экспериментатора.

Инструкция: «Я назову два предложения. Внимательно послушай, как они зву­чат: одинаково или по-разному. Повтори точно так же».

Предложения для анализа:

В колодце холодная вода. у Оли платье красивое.

В тарелке большие помидоры. у собаки кость.

в колодце холодная вода. у Оли платье красивое.

В тарелке большие помидоры. у собаки кость.

3.0тветить на вопрос, самостоятельно выделяя голосом слово, несущее на себе смысловую нагрузку.

Предлагалась сюжетная картинка, по которой испытуемый и эксперимента­тор вместе составляли предложение. Затем экспериментатор задавал ребенку не­сколько вопросов поочередно, на которые он должен был ответить совместно со­ставленным предложением, интонационно выделяя важное по смыслу слово.

Инструкция: «Отвечай на вопрос тем предложением, которое мы только что составили. Будь внимателен, выделяй голосом «важное» слово.

У Оли мама врач.

Вопросы:

Кто читает газету? Что делает дедушка? Что читает дедушка? Кто пьет чай?

Что делает Дима? Что пьет Дима?

Кто у Оли мама по профессии? у кого мама врач?

Речевой материал:

Дедушка читает газету.

Дима пьет чай.

Исследование постановки словесного ударения в словах и предложениях

Овладение правильным словесным ударением лежит в основе усвоения ритмической структуры слова. Ударение, как одна из составляющих интонацион­ного оформления высказывания, нуждается в его изучении у дошкольников.

для экспериментального изучения особенностей постановки словесного ударения был использован речевой материал, состоящий из отдельных слов и предложений с определенным ритмическим контуром. Лексическое значение слов было известно детям. По своему ритмическому облику слова делились на не­сколько групп, формирование которых было произведено согласно классификации О.А.Токаревой.

Постановка словесного ударения в отдельных словах:

1. Двухсложные слова с ударением на первом слоге (без стечения и со стечени­ем согласных: речевой материал:

- дыня, вата, кофе, муха, веник;

-банка, юбка, буквы, гвозди, кошка;

2. двухсложныe с ударением на втором слоге (без стечения и со стечением согласных):

речевой материал: -духи, коза, луна, утюг, совок;

-альбом, медведь, тюльпан, стакан, павлин;

3. Трехсложные с ударением на первом слоге (без стечение и со стечением согласных):

речевой материал: -ягоды, волосы, желуди, голуби, овощи;

-памятник, лампочка, яблоко, шахматы, ландыши;

 4. Трехсложные с ударением на втором слоге (без стечения и со стечением согласных):

речевой материал: -корова, лопата, машина, калоши, газета;

-калитка, кукушка, антенна, скакалка, будильник;

5.Трехсложные слова с ударением на третьем слоге (без стечения и со стечением согласных):

речевой материал:

-колесо, молоко, барабан, молоток, бегемот;

-виноград, апельсин, абрикос, мандарин, футболист;

6. Четырехсложные слова разного ритмического облика:

речевой материал: -пуговица, гусеница, подсолнухи, сахарница, снегурочка, холодильник, сковорода.

Постановка словесного ударения в предложениях с:

а) двухсложными словами

речевой материал: Тетя Дина ела дыню. Муха села на банку с соком. На полу лежат гвозди. Кошка ловит мышку. Веник стоит в углу.

б) трехсложными словами

речевой материал: Марина вымыла волосы. Дедушка с внуком играют в шахматы. Мышонок убежал в норку. Никита забивает гвозди молотком. Кукушка кукушонку купила капюшон.

в) четырехсложными словами

речевой материл: Паук плетет паутину. В буфете фиолетовая сахарница. Мама выложила котлеты со сковороды. Около ванны полотенце и шампунь. Магни­тофон в кухне на холодильнике.

В работе с отдельными словами ребенку предлагалось назвать предметные картинки в приведенной последовательности, а в работе с предложениями дава­лись сюжетные картинки, по которым предстояло ответить на вопросы:

а) Что ела тетя Дина? Кого ловит кошка?

Куда села муха? Где стоит веник?

Где лежат гвозди?

б) Что вымыла Марина?

Чем забивает гвозди Никита?

Во что играют дедушка с внуком? Что купила кукушка кукушонку?

в) Что метет паук? Где полотенце и шампунь?

Где фиолетовая сахарница? Где магнитофон?

Что выложила мама со сковороды?

Результаты выполнения этой серии заданий оценивались следующим образом: правильная постановка ударения во всех словах - 3 балла; правильная постановка ударения в большинстве слов- 2 балла; неправильная постановка ударения в большинстве слов-l балл; неправильная постановка ударения во всех словах - О баллов.

Изучение особенностей темпо-ритмической организации речи.

При исследовании особенностей темпо-ритмических характеристик речи за единицу измерения темпа принималось количество слогов, произнесенных в еди­ницу времени (секунду). Такой выбор был определен имеющимися в специальной литературе представлениями о слоге как о подлинной, не условной единице речи, наиболее равномерной величине, менее всего различающейся по длительности (В.И.Ильина, С.Ф Батура, Л.В.Бондарко). В ходе прослушивания и при выполнении заданий оценивался темп речи ребенка. Учитывалось три вида темпа: нормальный (средний, естественный для говорящего); быстрый (превы­шающий средний, ускоренный); медленный (ниже среднего, замедленный).

Кроме этого, были включены задания, направленные на выявление способности ускорять или замедлять темп речи.

Первая серия заданий включала в себя 9 фраз, которые повторялись детьми вслед за экспериментатором.

Речевой материал:

Дима пьет сок.

Никита забивал гвозди молотком.

Дедушка читает газету. Муха села на банку с соком.

Мама гладит белье утюгом. Мышонок убежал в норку. Марина вымыла волосы.

Дедушка с внуком играют в шахматы. Паук плетет паутину.

Произносимые детьми фразы зaписывались на магнитофон, после чего при помощи секундомера, подсчитывалось количество слогов, произносимых за еди­ницу времени (секунду). Определился абсолютный темп речи без учета перерывов в звучании (пауз).

Вторая серия включала следующие виды заданий:

• произнесение хорошо знакомого стихотворения

Инструкция: «Вспомни это стихотворение и расскажи его:

Идет бычок качается, Вздыхает на ходу:

Ой, дocкa кончается, Сейчас я упаду».

• произнесение стихотворения, выбранного самим ребенком

Инструкция: «Расскажи стихотворение, которое ты хорошо знаешь, или любимое стихотворение».

• пересказ небольшого рассказа, предложенного экспериментатором.

Инструкция: «Внимательно послушай рассказ и перескажи его».

Для лучшего усвоения к тексту прилагалась серия сюжетных картинок, проводилась беседа по его содержанию.

Речевой материал: «Около леса пастух пас овец, Вдруг из леса выскочил волк. Он схватил одну овечку и потащил ее в лес. У пастуха была собака. Звали ее Дружок. Дружок погнался за волком и отбил у него овечку».

Выполнение каждым ребенком всех речевых заданий записывалось на диктофон, затем секундомером подсчитывалось количество произнесенных за секун­ду слогов. Отмечался темп речи: нормальный, быстрый, медленный.

Третья серия заданий была направлена на изучение способности изменять свой темп речи. С этой целью давалась сюжетная картинка с изображенными на ней животными: лошадью, кошкой, черепахой (использовалось пособие Л.Н.МорозовоЙ «Ты и твоя речь»). В процессе беседы с ребенком выяснялось, как передвигаются эти животные: лошадь - быстро, черепаха - медленно, кошка - в нормальном темпе. Ребенку объяснялось, что и человеческая речь, аналогично движению животных, может звучать по-разному: быстро, нормально и медленно.

Инструкция 1: «Слушай внимательно, запомни и повтори за мной фразу: «Маленькие ножки шагали по дорожке: топ, топ, топ».

Инструкция 2: «Слушай внимательно, запомни и повтори медленно: «Большие ноги шагали по дороге: то • оп, то - оп, то - оп.»

Инструкция 3: «Слушай внимательно, запомни и повтори быстро: «Маленькие ножки бежали по дорожке: топ, топ, топ»

В каждом отдельном случае экспериментатором давался образец произнесе­ния текста. Как и предыдущие, все задания записывались на диктофон. Оценива­лась возможность детей говорить в замедленном и ускоренном темпе речи.

Исследование особенностей тембра и эмоциональной окраски голоса Качество голоса определялось по-разному. Оценивался тембр- акустиче­ский признак, по которому узнают знакомые голоса. В связи с этим были опреде­лены основныe критерии оценки голоса:

- звонкий - глухой

- звучный - тусклый

- назализованный- нормальный.

Помимо этого, оценивались эмоциональные характеристики голоса. Так как изменения окраски голоса характерны для определенных разновидностей эмоцио­нальной речи, изучение ее особенностей у детей проводилось на материале меж­дометий русского языка и сказки С.Маршака «Теремок».

Выяснялось, достаточно ли испытуемые владеют голосовыми возможностя­ми, насколько гибок и модулирован их голос, могут ли изменять окраску голоса в соответствии с предъявляемыми требованиями и ситуацией, способны ли передать голосом эмоциональныe переживания и чувства героев.

Выбор речевого материала был обусловлен тем, что междометия являются одним из наиболее ярких средств воздействия на слушателя. Будучи экспрессивно окрашенными и интонационно модулированными, они выражают эмоции, на­строения, волевые побуждения человека, радость, боль, гнев, страх, ужас, восхи­щение, жалобу, угрозу и т д. При произнесении междометий приводятся в актив­ность все мышцы, участвующие в голосообразовании, что позволяет судить об их подвижности.

В свою очередь, сказки также оказывают на ребенка эмоциональное воздей­ствие. Сказочный материал не только интересен и поучителен для детей, но и дает возможность каждому ребенку почувствовать себя одним из героев сказки, явля­ется стимулом к тому, чтобы ребенок захотел сам заговорить голосом того или иного героя: грубым, тонким, высоким, звонким, писклявым, спокойным, взволно­ванным, квакающим и т. д.

Прежде чем приступить к произнесению междометий, с детьми проводил ась беседа о возможных изменениях голоса. Детям говорили, что у каждого человека есть свой, особенный голос, по которому его можно узнать и отличить от другого человека. Но голос может изменяться в зависимости от ситуации, и тогда о разных событиях говорят разным голосом: ласковым или грубым, веселым или печальным робким или уверенным, жалобным или испуганным и т. д. Приводились примеры конкретных речевых ситуаций.

Приступая к работе с междометиями, предлагалось посмотреть серию сюжетных картинок и определить, какое настроение у изображенных на ней дей­ствующих лиц. Отдельно по каждой сюжетной картинке экспериментатором да­вался комментарий. Ребенок дополнял повествование одним словом, изменяя ок­раску голоса по ситуации на картинке.

Инструкция: «Посмотри на картинку внимательно, слушай меня, я начну, а ты закончи фразу тем голосом, которым в данный момент говорит малыш».

Использовались картинки, отображающие эмоциональные состояния:

- радости (предполагалось услышать радостное, звонкое, чистое, веселое «ХА!»)

- недовольства (предполагалось услышать недовольное, плаксивое, протяжное

«у-у-у»)

- испуга (предполагалось услышать дрожащее, тихое, испуганное, жалобное «Ой!»);

- гнева (предполагалось услышать громкое, сердитое, грозное, четкое «УХ!»;

- удивления (предполагалось услышать удивленное, растерянное, неуверенное

«А?», «ПРАВДА?»)

Речевой материал:

- «малыш весело скакал по комнате и радостно смеялся: «ХА!» (эмоциональное состояние Радости):

- «Рано утро, мама разбудила малыша и он недовольно захныкал: «У... }; (недовольство);

- «В комнате неожиданно погас свет, стало совсем темно, и малыш пролепетал дрожащим от страха голосом: «Ой!» (испуг);

- «Дети играли в футбол и нечаянно разбили окно в квартире на первом этаже.

Вскоре из подъезда выбежал рассерженный хозяин квартиры и погрозил убегающим кулаком: «Ух!» (гнев);

- «Малыш уже очень давно хотел, чтобы ему купили маленького щенка. Но время, но щенка не покупали. И вот однажды мама сообщила, что маленький пе­сик уже сегодня появится в доме. Малыш не поверил и удивленно спросил: «Правда?» (удивление).

Работа с отрывком из сказки «Теремок» преследовала цель выявить возможно­сти детей подражать голосам животных. Выбор этой сказки был обусловлен со­держащейся в ней возможностью подражать голосам сразу нескольких животных, изменяя высоту голоса от низкого (грубого) до высокого (тонкого).

Речевой материал:

Увидел волк теремок, постучал и говорит:

Волк: - Кто, кто

(грубым, низким голосом, с угрозой) В теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет? -я,

Лягушка - квакушка, -я,

мышка - норушка,

Лягушка: (квакающим, спокойным голосом) Мышка: (высоким, тоненьким, писклявым, испуганным голоском)

Петушок: (звонким, задорным,

чистым, веселым голосом)

Еж:

(спокойным, мягким, тихим, бархатистым голосом) Волк: (страшным, грубым, низким голосом)

В предварительной беседе вспоминалось содержание сказки, ее действующие лица. Выяснялось, какими голосами они говорят - одинаковыми или разными

-я, петушок - золотой гребешок!

-я, серый ежик,

Ни головы, ни ножек... А ты кто?

-А я волк- зубами щелк!

- И почему они говорят разными голосами, что характерно для каждого из них. Затем давался образец по которому следовало воспроизвести фрагмент сказки, и предлагалось самостоятельно его обыграть, стараясь по возможности выразитель­но передать звучание голоса каждого животного. При проведении эксперимента в качестве наглядного материала использовался настольный театр «Теремок».

Диагностические задания методики констатирующего эксперимента были взяты за основу при проведении контрольного эксперимента на заключительном этапе настоящего исследования.

Результаты экспериментального исследования и приемы логопедической работы по формированию интонационной стороны речи у детей с ФФНР пред­ставлены в параграфах следующей главы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: