Глава 2: организация экспериментального исследования

ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ И

ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДУЕМЫХ ДЕТЕЙ

Цель настоящего исследования состояла в выявлении характера нарушений фонематических процессов и интонационной стороны речи у детей с фонетико­фонематическим недоразвитием.

В соответствии с намеченной целью перед исследованием были поставлены следующие задачи:

1. Провести комплексное логопедическое обследование детей.

2. Выявить и сравнить особенности фонематического восприятия, звукопро­изношения, языкового анализа и синтеза и интонационной стороны речи у детей с нормальным речевым развитием и с ФФНР.

В соответствии с задачами исследования было проведено эксперименталь­ное изучение детей старшего дошкольного возраста той и другой группы.

Дети с нормальной речью (25 чел.) посещали ДОУ № 23 г. Красноярска и обучались по «Программе воспитания и обучения в детском саду» (контрольная груп­па). Экспериментальную группу составили 60 человек, в которую вошли 30 детей с акустико-фонематической дислалией и столько же со стертой дизартрией. Все дети, по заключению специалистов, имели сохранный слух и интеллектуальное развитие в пределах нормы.

Для исследования особенностей фонематического восприятия и интонаци­онной стороны речи применялись следующие методы: теоретический анализ ли­тературы по проблеме исследования, сбор и анализ анамнестических данных, изу­чение медико-педагогической документации, комплексное логопедическое обсле­дование (наблюдение, диагностические задания), педагогический эксперимент, обработка и обобщение полученных результатов.

Индивидуальное изучение дошкольников экспериментальной и контрольной групп проводилось по следующим направлениям:

1. Выявление особенностей произносительной стороны речи у детей со стертой формой дизартрии и акустико-фонематической дислалией.

2. Изучение особенностей состояния артикуляционной и мимической мускулатуры.

3. Исследование процессов фонематического восприятия и языкового анализа.

4. Исследование процессов восприятия и воспроизведения мелодических рисунков фраз, соответствующих трем основным видам интонации рус­ского языка (повествовательной, вопросительной, восклицательной).

5. Исследование восприятия и воспроизведения логического и словесного ударения.

С целью выявления особенностей соматического и нервно-психического со­стояния детей экспериментальной группы был проведен анализ анамнестических сведений.

По данным медицинских карт, подавляющее большинство детей (52 чел.), посещавших детский сад и вошедших в экспериментальную группу, имели 2-ю группу здоровья, которая характеризуется сниженным уровнем физического развития, наличием незначительных морфологических или функцио­нальных отклонений в состоянии здоровья, реактивностью детского организма, свидетельствующей о частой заболеваемости, возбудимости, утомляемости.

Остальные (8 человек) были отнесены к 3~й группе здоровья, что характери­зовало их как больных детей, имеющих хронические заболе­вания или врожденные пороки развития в состоянии компенсации.

У тридцати одного ребенка в анамнезе отмечались вредности социального характера, обусловленныe неблагоприятными условиями воспитания (распавшие­ся семьи, алкоголизм членов семьи, дефицит внимания к ребенку, вследствие большой занятости родителей, отсутствие нормальных условий проживания).

На основании анамнестических сведений и данных логопедического обследования, бесед с родителями и воспитателями, наблюдений за детьми эксперимен­тальной группы на прогулках, в процессе игровой, а также учебной деятельности, были сделаны выводы о некоторых психологических особенностях этих детей на момент обследования. При относительно хорошем внимании, критическом отно­шении к речи, у большинства детей с дислалией отмечалась быстрая утомляе­мость, истощаемость и отвлекаемость. У детей с легкой формой дизартрии в эмо­ционально - волевой сфере отмечались неустойчивость внимания, в отдельных случаях - повышенная раздражительность, плаксивость, легкая возбудимость, или, напротив, вялость, заторможенность, малая подвижность. У всех детей с легкой формой дизартрии в процессе обследования и на занятиях наблюдалась быстрая утомляемость, истощаемость и легкая отвлекаемость.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: