Визуальное восприятие фактуры

Восприятие — это процесс получения, осознания и понимания сенсорных данных [16].

Визуальное восприятие фактуры объектов зависит от свойств поверхности, условий наблюдения, способа обработки материала, а также остроты зрения наблюдателя.

Свойства поверхности

От способности поверхности отражать или поглощать освещение напрямую зависит восприятие ее фактуры. Например, шершавые и бархатистые фактуры отражают меньше света, чем гладкие, из-за этого воспринимаются более мягкими (рисунок 6, а). Глянцевые же фактуры при ярком свете практически всегда блестят, вызывают впечатление торжественности, строгости (рисунок 6, б)

а                                        б

Рисунок 6 - Влияние поверхности материала на визуальное восприятие фактуры: а – фрагмент бархатной ткани [17]; б – фрагмент глянцевой фактурной стены[18]

 

Как и цвет, фактура  может передавать определенные ощущения, прежде всего связанные с восприятием тепла или холода. Поверхности с достаточно выраженной фактурой (ткань или дерево) создают психологическое ощущение уюта и тепла. Напротив, блеск и глянец «охлаждают» и создают ощущение стерильной чистоты [19].

На восприятие фактуры также влияет цвет материала. Чем светлее поверхность, тем отчетливее читается фактура (рисунок 7, а), тогда как на темной поверхности фактура различима хуже (рисунок 7, б).

 

а                                        б

Рисунок 7 - Влияние цвета на визуальное восприятие фактуры: а – фрагмент светлой стены с фактурной штукатуркой [20]; б – фрагмент черной стены с фактурной штукатуркой [21]

 

Условия наблюдения

К условиям наблюдения, от которых зависит восприятие фактуры, относят: освещенность, расстояние до рассматриваемого объекта от источника света и от наблюдателя, углы наблюдения и освещения.

Освещённость - световая величина, равная отношению светового потока, падающего на малый участок поверхности, к его площади [22]. Освещенность поверхности включает в себя такие характеристики как тип освещения и его яркость. Совместно с углом падения светового луча и углом наблюдения поверхности освещенность определяет контрастность видения неровностей фактуры. Например, шероховатость поверхности хорошо видна при сильном боковом освещении, тогда как при интенсивном фронтальном освещении неровности фактуры не имеют теней и различаются значительно хуже или не различаются совсем [23].

Используя ту или иную фактуру поверхности в дизайне изделия, необходимо учитывать конкретные условия освещения, при которых она будет восприниматься: удаленность источника света, характер (угол, яркость, цветность) освещения и др. В зависимости от того, как падают лучи света, неровности фактуры могут быть сильно или слабо заметны. Например, шероховатость поверхности хорошо видна с близкого расстояния при сильном боковом свете. Если уменьшить угол освещения, такая поверхность будет выглядеть относительно гладкой.

За счет освещения фактура может придавать изделию различный характер, усиливая или ослабляя пластику формы.

Близко расположенные к поверхности источники искусственного освещения дают направленный свет. Такой свет способствует образованию контрастных зон света и тени на неровностях. Светотеневые переходы хорошо передают фактурные особенности предмета. С увеличением расстояния освещения или площади светящейся поверхности источника света по отношению к площади освещаемого объекта светотеневые зоны становятся более сближенными по яркости, а фактурные особенности поверхности менее заметными [24].

Когда объект освещается рассеянным естественным светом, наблюдаются тона и тональные оттенки, присущие самому объекту. Неровности фактуры воспринимаются менее выразительно, чем при свете от искусственного источника.

Важным фактором в оценке фактуры является расстояние, с которого она рассматривается. При близком расстоянии зритель воспринимает ограниченное число элементов фактуры поверхности. Элементы фактуры воспринимаются наблюдателем как рельеф. При увеличении расстояния мелкие детали перестают восприниматься как отдельные элементы формы, представая в качестве элементов фактуры. По мере удаления от рассматриваемой поверхности число охватываемых зрением элементов увеличивается, их угловые размеры уменьшаются, и рельефная фактура воспринимается уже как шероховатость поверхности, а шероховатость - как гладкость [25].

Многое при оценке фактуры зависит и от угла наблюдения. Фактуру не всегда можно визуально распознать при фронтальном наблюдении. Этот процесс значительно облегчается, если повернуть объект на некоторый угол. Наиболее благоприятный угол для оценки поверхности зависит от ее свойств: рельефности, блеска, рисунка. Значение угла может располагаться в интервале от 1º до 89º, при расположении предмета под углом 90º рельеф поверхности возможно оценить лишь по профилю неровностей.

Способ обработки материала

Специалисты считают, что восприятие фактуры во многом зависит от способа обработки материала. Например, для большинства потребителей керамогранит ассоциируется со сверкающим полом, напоминающим полированный камень. Но специальная обработка, например – лаппатирование, при котором с поверхности плитки снимается меньший, чем при полировании, слой, дает возможность добиться более мягкого эффекта. В этих же целях применяют и сатинирование, при котором поверхность становится почти матовой, напоминающей благородный шелк [26].

4. Острота зрения наблюдателя.

Способность глаза различать мельчайшие детали строения поверхности связана с остротой зрения. Острота зрения является качественным показателем зоркости глаз, дающим возможность оценить, насколько хорошо (четко) видит человек. За норму принята острота зрения величиной в 1,0 (100%) - так называемая единица. Определяют ее по специальным таблицам с оптотипами. Среди отечественных таблиц наиболее распространенной является таблица Головина-Сивцева (рисунок 8).

Рисунок 8 – Таблица для исследования остроты зрения Головина-Сивцева [27]

Основная характеристика остроты зрения -  пространственный порог раздельного видения, т. е. минимальный угол (угол «разрешения») между двумя соседними точками или линиями, при котором они видны раздельно, не сливаясь. Угол разрешения зависит от освещенности и у разных людей колеблется от 90 до 20". Острота зрения считается нормальной и оценивается единицей, если при хорошем освещении угол разрешения равен 1'. При расстоянии наилучшего зрения 25 см наименьшее расстояние различимости между объектами равно 0,073 мм, или приблизительно 0,1 мм [28].

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: