1. Чтение сочинений, рецензирование.
2. Рассказ о судьбе героев Толстого в эпилоге.
II. Беседа с учащимися по теме «Путь исканий главных героев Л. Н. Толстого».
В оп ро сы:
1. Где и когда автор впервые знакомит читателей с князем Андреем Болконским и Пьером
Безуховым?
2. Что примечательно в их внешности?
(А. Болконский — весьма красивый молодой человек, изящный аристократ. Князь Андрей
небольшого роста. У него усталый, скучающий взгляд в салоне Шерер.
Пьер Безухов — «массивный, толстый молодой человек… в очках, в светлых панталонах
по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке». Взгляд его умный и наблюдательный.)
3. На какие черты характера героев обращает внимание писатель?
(Пьер — искренний и непосредственный, он не знает еще жизни. На вечере у Шерер Пьер
высказывает смелые мысли, говорит убежденно.
Князь Андрей никогда «не маскирует» своих чувств. Он испытывает крайнее отвращение к
лживой атмосфере великосветского салона. Толстой пишет, что «брюзгливое выражение лица» Ан-
|
|
дрей «напускал на себя в гостиных».)
4. В чем похожи и в чем различны герои Толстого?
(Андрей Болконский и Пьер Безухов — натуры сложные, преобладают черты духовные. Их
жизненные пути — бесконечные поиски смысла жизни, которая гармонировала бы с потребностями
сердца и приносила бы моральное удовлетворение» (Т. Браже).
5. Пьер и Андрей в жизни проходят через ряд сменяющих друг друга этапов, через увлеч е-
ний и разочарования. Какие важнейшие этапы в духовном развитии героев можно выделить?
(Вот, к примеру, важнейшие пути этапа в духовном развитии князя Андрея Болконского.
— На первом этапе — отвращение к светской фальши, симпатии к непосредственной про-
стоте, стремление к славе, желание совершить подвиг, восхищение Наполеоном.
— Аустерлицкое сражение. Разочарование в своем кумире, резкая критика Наполеона. Бол-
конский понимает, что честолюбивые замыслы не могут принести счастье, стать смыслом жиз ни.
Внимание к простому солдату.
— Отношение к окружающим после смерти жены и рождения сына. «Жить для себя и сво-
их близких».
— Встреча с Наташей Ростовой. Решение Болконского «жить для других».
— Новое разочарование князя Андрея (в деятельности Сперанского).
— Любовь к Наташе.
— Под Бородиным — чувство единения с народом.
98
— В последние часы жизни — глубокая человечность, а затем путь к каратаевщине, полное
торжество которой возможно только в смерти. Принятие всеобщей любви.)
6. Как ведут себя герои в различных сложных ситуациях? Как стремятся прожить свою
жизнь?
7. Что увидели и испытали князь Андрей Болконский и Пьер на Бородинском поле? Что бо-
|
|
лее всего подействовало на состояние их духа?
(Та скрытая «теплота патриотизма», которая придавала непобедимую силу народу.)
8. Как и при каких обстоятельствах Пьер попал в плен? Чем важна для него встреча с Пла-
тоном Каратаевым?
9. Когда и где завершают свой путь исканий князь Андрей Болконский и Пьер?
10. Кто ближе из них автору? А вам?
Болконский — сухой, гордый и холодный с теми, кто ему не приятен, добрый и искренний
с теми, кого уважает.
У него незаурядный ум, сильная воля, но есть и тщеславие. Его путь — путь сближения с
народом; в служении народу видит свое назначение. Смерть оборвала его искания.
Пьер Безухов — натура эмоциональная. Умный, мягкий, наблюдательный, он стремится
прожить жизнь не зря. На всем пути поисков Пьером руководят непосредственность и простота, т. е
те качества, которые «более всего роднят его характер с народным».
Настоящее сближение с народом начинается в плену. Впоследствии приходит к идеям де-
кабризма.
Домашнее задание.
1. Перечитать эпизоды «Первый бал Наташи Ростовой», «Наташа у постели раненого князя
Андрея», «Наташа в Отрадном», «Княжна Марья перед наступлением французов».
2. Сообщение «Любимая героиня Толстого — Наташа Ростова».
3. Сообщение «Как складывается семейная жизнь Марьи Болконской».
И н д ив и д уа л ь н ы е з а да н и я (доклады) по т ем а м:
1) Что роднит Н. Ростову и М. Болконскую?
2) Анна Павловна Шерер и графиня Ростова.
3) Почему Элен Безухова и Анна Шерер бездетны?
Урок 128. ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ
В РОМАНЕ «ВОЙНА Н МИР»
Цели урока: выяснить, каков идеал женщины у писателей ХIХ века, показать идеал жен-
щины, ее роль в обществе по Толстому; разобраться, почему Толстой больше всех других своих ге-
роинь любил Наташу Ростову.
Ход урока
I. Слово учителя о толстовском критерии красоты.
Писатель утверждает, что счастье женщины заключается не в умственной или обществен-
ной деятельности, а в «интуитивном исполнении высокого назначения жены и матери».
II. Беседа с учащимися по в о п р о с а м:
1. Каков идеал женщины у Тургенева. Некрасова, Чернышевского? Как эти писатели пред-
ставляли ее роль в обществе?
99
(Идеал женщины — сильная и свободная женщина, способная ради достижения высокой
цели на самопожертвование. Женщины — героини Чернышевского, Тургенева, Некрасова («Рус-
ские женщины») сами распоряжаются своей судьбой, они стремятся стать соратницами своих му-
жей.)
2. Расскажите о судьбе героев «Войны и мира в эпилоге.
3. Какой мы видим Наташу Ростову? Счастлива ли она?
4. Можно ли идеальными назвать семьи Безуховых (Наташа — Пьер) и Ростовых (Николай
Ростов Марья Болконская)?
5. Л. Н. Толстой о Наташе сказал: «Сущность ее жизни — любовь». Как вы понимаете эти
слова?
(Наташа умеет оценить человека не разумом, а чувством;. Главное в ее характере — лю-
бовь к людям. Как только в душе Наташи просыпается любовь — просыпается интерес к жизни.)
6. Изменилась ли любимая героиня Толстого в конце романа? Как решает писатель вопрос
о назначении женщины?
(Назначение женщины, по Толстому, заключается в заботе о семье и детях. Вне этого круга
для нее жизни нет. Таков идеал женщины по мнению писателя.)
III. Прослушивание с о о бще н и й или докладов учащихся.
Промерные т ем ы:
1) Что роднит Наташу Ростову и Марью Болконскую?
2) Как рисует Толстой семейную жизнь Марьи Болконской?
(Марья счастлива с Николаем Ростовым. Как и Наташа, она нашла себя в семье.)
3) Анна Павловна Шерер и графиня Ростова.
4) Как ведут себя героини Толстого в годину народных испытаний.
5) Почему Элен Безухова и Анна Шерер бездетны?
Домашнее задание.
Подготовиться к сочинению по творчеству Л. Н. Толстого. __