Тема лекции: Профессиональная культура педагога дополнительного образования

Тема лекции: Цели, задачи и принципы профессиональной деятельности педагога дополнительного образования.

План работы на занятии.

1. Изучение теоретического материала по теме, работа с презентацией, составление опорного конспекта.

2. Выполнение практических заданий на закрепление учебного материала.

Педагог дополнительного образования - специалист, орга­низующий образовательный процесс в непосредственном контакте с детьми в сфере свободного времени ребенка. Цели его деятельности:

- осуществляет дополнительное образование детей и под­ростков, организует их разнообразную творческую деятель­ность;

- комплектует состав воспитанников учебной группы, сек­ции, студии, клубного и другого детского объединения;

- обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы (воспитания и обучения), исходя из психофизиологической целесообразности;

- составляет план и программу занятий обеспечивает их выполнение;

- выявляет творческие способности детей, способствует их развитию,

- поддерживает одаренных и талантливых воспитанни­ков, а также детей, имеющих отклонения в развитии;

- организует участие воспитанников в массовых меропри­ятиях;

- оказывает консультативную помощь родителям (лицам, их заменяющих), а также педагогическим работникам.

Основным и конечным результатом профессиональной деятельности педагога дополнительного образования явля­ется сам воспитанник, развитие его личности, способнос­тей и компетентности.

Задача педагога дополнительного образования - это руко­водство разнообразной творческой деятельностью обучающих­ся (воспитанников), комплектование учебных групп (детс­ких объединений). Именно педагог призван интегрировать усилия по физическому, интеллектуальному, нравственно-духовному развитию ребенка. Задача педагога дополнительного образования - это умение создавать «ситуации успеха» для каждого ребенка, независимо от уровня его способностей.

Показателями результативности профессиональной дея­тельности педагога дополнительного образования могут быть, с одной стороны:

- участие и достижения обучающихся в различных конкурсах, фестивалях, выставках, соревнованиях;

- успешное освоение ими образовательной программы;

- увлеченное отношение детей к делу, которым они зани­маются;

С другой стороны:

 - собственный профессиональный рост педагога дополнительного образования (участие в выставках, творческих, мастерских, сольных концертах, конкурсах).

 

Практические задания

Задание 1

Заполните таблицу, указав, в чем именно (в какой деятельности) проявляются те или иные способности педагога:

 

Коммуникативные способности  
Диагностические способности  
Психолого-педагогические способности  
Исследовательские способности  
Организаторские способности  

 

Задание 2

Составьте и запишите перечень наиболее значимых, по вашему мнению, качеств, которыми должен обладать современный педагог (необходимо назвать не менее 8 качеств).

 

 

Домашнее задание: Составить примерный план воспитательных мероприятий для детского творческого объединения на месяц (с указанием направления деятельности творческого объединения).

 

 

Тема лекции: Профессиональная культура педагога дополнительного образования.

План работы на занятии.

1. Изучение теоретического материала по теме, работа с презентацией, составление опорного конспекта.

2. Выполнение практического задания на закрепление учебного материала.

 

Профессиональная культура педагога – это:

- комплекс требований к профессиональным знаниям, умениям и навыкам,

- определенные уровни теоретического и практического опыта работы;

- степень владения приемами и способами решения профессиональных задач.

В нормативно – правовых документах в области образования сформулированы основные требования к содержанию педагогической деятельности. В их числе «Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования детей и взрослых», который содержит требования к содержанию и качеству труда, к уровню квалификации педагога дополнительного образования детей, к условиям осуществления трудовой деятельности, к практическому опыту, профессиональному образованию и обучению.

Основная цель профессиональной деятельности педагога дополнительного образования, формулировка которой дана в «Профессиональном стандарте педагога дополнительного образования детей и взрослых», состоит в: «Организации деятельности учащихся по усвоению знаний, формированию умений и компетенций; создании педагогических условий для формирования и развития творческих способностей, удовлетворении потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, укреплении здоровья, организации свободного времени, профессиональной ориентации; обеспечении достижения учащимися нормативно-установленных результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ».

Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам – обобщенная трудовая функция, которая является наиболее значимой, т.к. на ее основе строится практически весь образовательно-воспитательный процесс. Данная функция конкретизирована следующими трудовыми функциями:

- организация деятельности учащихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы;

- организация досуговой деятельности учащихся в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы (план воспитательной работы, который педагоги составляют в начале учебного года);

 - обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) учащихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу (план работы с родителями, анкетирование в конце учебного года, т.к. родители и учащиеся являются основными заказчиками услуг);

 - педагогический контроль и оценка освоения дополнительной общеобразовательной программы (контроль и оценка освоения дополнительных общеобразовательных программ, в том числе в рамках установленных форм аттестации);

- разработка программно – методического обеспечения реализации дополнительной общеобразовательной программы (разработка системы достижения планируемых результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ – разработка УМК, диагностики).

 

Суть педагогической профессии определяется не только совокупностью заданий и предъявляемых ими требований. Профессиональную культуру педагога нельзя представлять как набор компонентов. Прежде всего, это комплексная характеристика, в которой как единое целое проявляется индивидуально-творческие способности педагога, его культурный, социальный и педагогический опыт.

На сегодняшний день учреждения дополнительного образования детей – это культурная модель образовательного учреждения, объединяющего детей, родителей, педагогов, администрацию. В учреждении дополнительного образования создана своя система направлений деятельности, которая особым образом влияет на образование детей, их интересы, мышление.

Дополнительное образование не является обязательным, необязательность проявляется в добровольности.

Добровольность характеризуется:

- правом свободного выбора ребенком вида деятельности;

- характером взаимоотношений педагога и ребенка.

Взаимоотношения педагога и детей в дополнительном образовании – это особый вид личностных отношений, демократичный по сути, эти взаимоотношения зависят от качеств, индивидуальных особенностей детей в той же степени, как и от личности педагога.

Согласно требованиям «Профессионального стандарта педагога дополнительного образования детей и взрослых» - педагог дополнительного образования детей проявляет необходимые умения в: «установлении педагогически целесообразных взаимоотношений с учащимися, создает педагогические условия для формирования на учебных занятиях психологического климата, использует различные средства педагогической поддержки учащихся», а также применяет «методы, приемы и способы формирования благоприятного психологического климата и обеспечения условий для сотрудничества учащихся».

Миссия педагога дополнительного образования состоит в умении пройти с ребенком индивидуальный путь познания и образования, это определенный путь поддержки каждого ребенка. И эта поддержка проявляется в достижении такого качества совместной деятельности с детьми, которая обеспечивает возможность для их ценностно-значимых личностных проявлений и обогащение их личного опыта жизненно необходимым содержанием. Создание ситуации успеха для каждого ребенка является основой образовательно-воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования.

Для ребенка должны быть созданы такие условия, которые бы способствовали раскрытию его индивидуальности, его лучших личных качеств. Ребенок, усвоив знания, получив определенные навыки, смог бы реализовать себя в социуме, в своей повседневной жизни, а это, возможно, повлияет и на выбор будущей профессии.

Не является секретом тот факт, что на учебные занятия ребенок приходит по доброй воле, и тот заветный «золотой ключик», который найдет педагог к ребенку, примет его таким, каким ребенок по своей сути является, и есть залог успеха совместной деятельности.

В этом особо ярко проявляются индивидуально-творческие способности педагога дополнительного образования, которые в педагогической литературе рассматриваются как единство интуиции и знаний, авторитетного руководства, способности преодолевать педагогические трудности и обладать даром чувствовать состояние детской души, тонкого и бережного прикосновения к личности ребенка, внутренний мир которого нежен и хрупок. Мастерство педагога заключается также в человеческой мудрости, творческой смелости, способности к аналитической деятельности, фантазии и воображения. Педагог дополнительного образования, как показывает практика, не ограничивается достигнутым результатом, старается выйти за пределы достигнутого в рамках усвоения дополнительной общеобразовательной программы.

Какие бы задачи не стояли перед педагогом, он всегда является организатором коллективной и индивидуальной деятельности детей (досуговые и воспитательные мероприятия, индивидуальный подход в обучении, индивидуальный образовательный маршрут как способ поддержки одаренного ребенка или ребенка с ограниченными возможностями). Педагог дополнительного образования также является мастером убеждения, мастером передачи знаний и формирования опыта деятельности, мастером владения педагогической техники. Педагогическая техника рассматривается как один из ведущих компонентов педагогической деятельности. Педагогическая техника может быть представлена следующими умениями: выбором правильного тона и стиля в обращении с учащимися, управлением их внимания, чувством темпа, владением словом, дикцией, образной речью, техникой интонирования, выражения различных эмоций, управлением своим психоэмоциональным состоянием.

Термин «педагогическая техника» ввел А.С. Макаренко. Он рассматривал ее как основу воспитания. А.С. Макаренко говорил, что воспитанники воспринимают душу и мысли педагога не потому, что знают, что у него в душе, а потому, что видят, и слушают его.

Специфика педагогической деятельности в большей степени еще состоит и в том, что в основе этой деятельности - воспитание Человека. Это особая ответственность, которая возлагается на педагога.

«Если золотых дел мастер портит золото, золото можно перелить. Если портятся драгоценные камни, они идут на брак, но самый большой брильянт не может быть оценен в наших глазах дороже, чем родившийся человек. Порча человека есть огромное преступление или огромная без вины вина. Над этим материалом нужно работать четко, заранее определивши, что ты хочешь сделать из него» - это цитата из выступления А.В. Луначарского на совещании воспитателей-общественников в 1928г., которая актуально звучит и в наше время.

Результат обучения и воспитания зависит, прежде всего, от личности педагога, от его человеческих качеств. Педагогическая деятельность в большей степени окрашена личностно и поэтому личностные качества педагога играют значительную роль в достижении профессионального успеха.

Личный профессиональный успех педагога зависит во многом и от понимания им тех задач, которые стоят перед педагогическим коллективом и образовательным учреждением в целом.

В своей деятельности педагоги взаимодействуют с членами педагогического коллектива, с родителями учащихся, иными заинтересованными лицами, организациями. Соблюдение правил норм человеческого поведения и общения способствует формированию позитивного имиджа учреждения.

Основу профессиональной культуры составляют не только профессиональные знания и умения, но и общечеловеческие ценности. Выдающийся ученый Д.С. Лихачев считал, что интеллигентность, как характерная черта культурного человека, не сводится к получению высшего образования и интеллигентной профессии: «Интеллигентность не только в знаниях, а в способности понимать другого человека. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей…».

Основу этого понимания составляет и профессиональное и человеческое общение.

 

Практическое задание

Задание 1

Составить глоссарий педагога дополнительного образования.

Краткая инструкция по выполнению ПЗ (оно же пойдет вам в домашнюю работу): задание направлено на обобщение изученного материала по курсу УД Дополнительное образование детей: история и современность. К следующему занятию вам необходимо составить и оформить глоссарий (терминологический словарь) педагога дополнительного образования. Можно сделать это как в рукописном, так и в электронном варианте. В верху первой страницы по центру пишите «Глоссарий педагога дополнительного образования». Если будете оформлять электронный вариант, шрифт должен быть Times New Roman, размер 12, интервал полуторный, все термины выделены жирным шрифтом. Если рукописный вариант – писать аккуратно и разборчиво, через клетку (а не в каждой клеточке). Постарайтесь, чтобы на каждую букву алфавита у вас было записано хотя бы 3 понятия/термина. Оценка за эту работу будет выставлена в журнал. Если возникнут вопросы – пишите или звоните.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: