НЕМНОГО ТЕОРИИ (задание в конце)
Политическое участие – это действия граждан с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в институты власти.
Политическое участие бывает опосредованным (представительным) и непосредственным (прямым)
Опосредованное участие осуществляется через избранных представителей.
Непосредственное
- участие в деятельности политических партий
- обращение и письма, встречи с политическими деятелями
- участие в митингах
- участие в выборах.
Понятие народного суверенитета, предполагает, что народ, выражающий свою волю через выборы, референдумы и т. п., является высшей властью и источником всякой власти в государстве.
«Витязь на распутье»
Сюжет, предложенный автором, обращен к теме выбора. На картине запечатлен момент тяжелого раздумья, размышления о выборе. Опущенная голова витязя говорит о сложности данного момента в жизни этого человека. Человеческий череп напоминает нам о бренности бытия. А может быть, и предупреждает: выбор должен быть продуманным. На камне высечены возможные пути, по которым может отправиться витязь. «Что выбрать?» - вот главный вопрос картины.
Участие в выборах – дело ответственное. Здесь нельзя поддаваться первым эмоциям и впечатлениям, так как велика опасность попасть под влияние популизма
"Популюс" в переводе с латинского - народ. От этого корня в европейских языках образовалось много слов, в том числе и в русском языке слова "популярность", "популярный". Однако при всем созвучии популярность не тождественна популизму.
Популизм - это выдвижение нереалистичных, но популярных в конкретной ситуации лозунгов и обещаний для достижения определенных политических целей. Сущность популизма в использовании группами лиц, отдельными лидерами в своих интересах взглядов и настроений людей
Совпадают ли по смыслу словосочетания человек-популист и популярный человек?
- Словосочетания человек-популист и популярный человек не совпадают по смыслу
- Популист - деятель, заигрывающий с массами, а популярный человек - тот, кто пользуется широкой известностью
Безнравственность популизма в том, что он манипулирует доверием людей Социальный вред популизма в том, что он разрушает доверие людей к политику и политике, обесценивает даже самые прекрасные идеи и ценности
Основной путь борьбы с популизмом - становление демократической политической культуры граждан и перечислены ее элементы: научные знания, ориентации на демократические ценности и нормы, модели поведения, согласованные с установленными демократическими правилами
Чтобы не попасться на удочку популиста, необходимо обладать политической культурой.
Политическая культура - комплекс типичных образцов поведения и ценностных ориентаций в политике; передаваемый из поколения в поколение опыт политической деятельности, в котором соединены знания, убеждения и модели поведения человека и социальных групп; исторически сложившаяся устойчивая совокупность форм политической деятельности, определяемых знаниями, убеждениями, чувствами, оценками, ориентациями, традициями, обычаями, нормами.
Компоненты политической культуры:
1..Отношение к себе как участнику политической жизни страны. |
2..Отношение к согражданам. |
3.Отношение к работе государственных органов. |
4.Осведомленность о политических процессах принятия решений в государстве. |
Абсентеизм (от лат. absens (absentis) — отсутствующий, англ. Absenteeism) — уклонение избирателей от участия в голосовании на выборах. «Абсентеизм»- одна из форм сознательного бойкотирования избирателями выборов, отказ от участия в них; пассивный протест населения против существующей формы правления, политического режима, проявление безразличия к осуществлению человеком своих прав и обязанностей. В широком плане под абсентеизмом можно понимать факт равнодушного отношения населения к политической жизни, обывательское представление отдельных людей о том, что от них в политике ничего не зависит.
Закончить наш сегодняшний разговор я хочу притчей:
В стародавние времена в одном городе жили-были 2 мудреца. Однажды они поспорили между собой, кто из них самый мудрый. Для решения этого спора они предложили собрать горожан на центральной площади города и провести этот спор публично. И вот в назначенный день на площади собрались зрители. В образовавшийся круг вышли 2 мудреца. Один из них был, очевидно, уверен в своей победе: счастливая улыбка так и играла на его устах. Второй держался спокойно. Толпа потребовала начинать состязание. Тогда улыбающийся мудрец протянул вперед свои руки. Все увидели, что он что-то держит в своих ладонях. Мудрец задал свой вопрос сопернику: «Скажи мне, что в моих руках?» Живое или мертвое?» Он полагал, что если соперник скажет: «Живое», то можно будет с легкостью раздавить бабочку, которую он держал в ладонях, и показать всем горожанам, насколько тот не прав. Если же он вымолвит «Мертвое», то он выпустит бабочку, и она, взмахнув крыльями, на глазах у изумленной публики скроется из виду. Так в любом случае его противник будет повержен. Однако вопреки ожиданиям честолюбца его соперник дал неожиданный ответ. Он сказал: «Всё в твоих руках…»
Совсем немного времени осталось до 18 лет, когда вы сможете принимать участие в выборах, право выбирать. Надеюсь, что сегодняшний урок убедил вас, в том, что участие в выборах – это дело не отдельных людей – это дело каждого. Что от каждого голоса и правильного решения зависит ваше будущее. Все в Ваших руках.
ЗАДАНИЕ:
1. В тетради число (13 апреля), тему (см. выше)
2. Определение понятия «политическое участие».
3. Схему, каким политическое участие бывает.
4. Определения понятий «народный суверенитет», «популизм» и «абсентеизм».
Все это будет выглядеть как вступление. А теперь ……
5. Попробуем поработать независимыми наблюдателями на избирательном участке (кстати, основные принципы избирательного права у вас (ну…….не у всех) в тетради есть).
Ваша задача написать о нарушениях, допущенных в этих ситуациях. В каждой ситуации их 2-3, но достаточно написать об одном (самом серьезном, на ваш взгляд).
Ситуация № 1. Председатель участковой избирательной комиссии:
- Здравствуйте, уважаемые наблюдатели. Проходите, занимайте места. А мы уже все приготовили к приходу избирателей. Чтобы не тратить ваше время, мы даже опечатали урны для голосования. Чтобы не создавать очередей, мы разрешаем заходить в кабинки для голосования всей семье. Ведь они родственники, что им скрывать друг от друга.
Ситуация № 2. Из разговора с членом избирательной комиссии:
- Приходит человек на выборы, а дома у него старики. Трудно им прийти, а проголосовать хотят. Вот и поручили сыну за них это сделать. Как не пойти человеку навстречу. Разрешаем. А эти наблюдатели, везде они хотят поучаствовать. Ничего, обойдемся и без них. 8 часов вечера и до свидания – сами справимся – и бюллетени подсчитаем и итоги подведем. А они узнают результаты в районной избирательной комиссии.
Ситуация № 3. Из беседы с наблюдателем.
- Подхожу к выездной группе, спрашиваю: “Сколько бюллетеней берете с собой?”. А они в ответ: “Не считаем, взяли пачку, вдруг к кому-нибудь еще заедем”. Подсчет голосов делали так, как будто мы – пустое место. Бюллетени не предъявляли, за кого проголосовали – ничего не известно. Попросил предъявить протокол голосования – отказали.
Ситуация № 4. Из разговора с избирателем.
- Пришел на выборы рано, еще и наблюдателей не было. А члены комиссии что-то пишут и пачками бюллетени в урну бросают. А одна из девушек меня в кабинку завела, да и посоветовала мне за кого проголосовать. Ну а я не против – наверное, он - хороший человек.
СДАЕМ: в виде фото тетради в личном сообщении ВКонтакте до 17 апреля до 22:00
Оцениваю: - оформление
- наличие всех определений
- наличие ответа на вопрос № 5.
- своевременность сдачи.