Анализ и обсуждение результатов исследования

 

Цель: Определить динамику уровня развития двигательной активности детей 5-6 лет.

Задачи:

) провести повторную диагностику уровня развития двигательной активности детей в испытуемой группе;

) обработка данных диагностики контрольного эксперимента;

) сделать сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента.

На данном этапе использовалась та же диагностика, что и в констатирующем эксперименте. Протоколы исследования в приложении 5,6.

После повторной диагностики были полученные следующие результаты:

­ средний показатель объема локомоций в экспериментальной группе составил 14664 шагов, в контрольной группе - 15373 шагов, исходя из этого, можно сделать вывод, что прирост объема локомоций в экспериментальной группе составил 1420 шагов, в контрольной - 840 шагов;

­ средний показатель продолжительности двигательной активности в экспериментальной и контрольной группах не изменился и составил 210 минут;

­ средний показатель интенсивности движения в минуту в экспериментальной группе составил 70 шагов, в контрольной группе - 73 шага, исходя из этого, можно сделать вывод, что прирост интенсивности движений в минуту в экспериментальной группе составил 7 шагов, а в контрольной - 4 шага.

Результаты исследованиядвигательной активности детей показали, что в экспериментальной группе низкий уровнь двигательной активности был отмечен у 14% детей и в контрольной группе - у 14%. Средний уровнь в экспериментальной группе - у 86% детей и контрольной группе - у 71%. Высокий уровень развития двигательной активности в контрольной группе был отмечен у 14% детей, и в экспериментальной группе - детей с высоким уровнем развития двигательной активности 0%.

Таким образом, результаты констатирующего и контрольного эксперимента показали, что в экспериментальной группе средний уровень двигательной активности детей повысился на 58%. Низкий уровень - снизился на 29% и высокий уровень снизился на 28%.

В процессе экспериментальной работы было обнаружено явление переноса двигательных умений и навыков. Приобретенных детьми в организационных формах работы по развитию движений в самостоятельную деятельность. Наиболее ярко проявился перенос спортивных игр и упражнений у детей со средним уровнем двигательной активности.

Дети стали творчески использовать в своих играх разнообразные физкультурные пособия. Продолжительнее стало общение между детьми в процессе совместно выполняемых движений в играх. Постоянная увлеченность, умение быстро заняться интересным делом, большой интерес к спортивным играм - все это было характерно для детей экспериментальной группы.

Проведенная индивидуально-дифференцированная работа оказала положительное влияние на содержание самостоятельной деятельности детей экспериментальной группы, на их поведение. Была отмечена общая уравновешенная активность в течение всего дня, хорошее настроение, интерес к различным видам деятельности.

Вся экспериментальная работа, проведенная в старшей группе, оказала положительное влияние на все три показателя двигательной активности (количество локомоций, продолжительность, интенсивность).

В экспериментальной группе увеличилось количество детей со средней подвижностью, уменьшилось число детей с высокой и низкой подвижностью. В контрольной группе изменения были незначительными.

Таким образом, можно сделать вывод, что предложенные педагогические приемы регулирования двигательной активности детей старшего дошкольного возраста оказали значительное влияние на рациональное использование детьми разнообразных физических упражнений в самостоятельной деятельности, а также на повышение двигательной активности детей средней и низкой подвижности.

Самостоятельная двигательная деятельность детей стала значительно богаче по содержанию, у них появился устойчивый интерес к играм спортивного характера (бадминтон, баскетбол, теннис, городки) и спортивным упражнениям. Творческие игры стали носить целенаправленный характер с использованием разнообразных движений и физкультурных пособий. У детей экспериментальной группы значительно возросли все три показателя двигательной активности (количество локомоций, продолжительность, интенсивность), а также и показатели двигательной подготовленности.

Опытно-экспериментальная работа, проводилась в ДОУ «Огонек» с. Советское, Советского района с января по сентябрь в 2010-2011 учебном году с детьми 5-6 лет условно разделённых на две группы по 7 человек.

Диагностическое исследование было направлено на выявление уровня двигательной активности в испытуемой группе. Для достижения поставленной цели и задач использовался метод шагометрии, позволяющий измерить объём двигательной деятельности. Качественное изучение двигательной активности осуществлялось с помощью наблюдения за детьми во время занятий и свободное время.

Результаты исследования показали, что в экспериментальной группе высокий уровень развития двигательной активности у 28% детей, средний уровень развития двигательной активности у 28% детей, а низкий уровень - у 43%. В контрольной группе высокий уровень двигательной активности составил - у 28% детей, средний уровень - у 57% детей и низкий - у 14% детей.

Установление уровней сформированности двигательной активности и составление на их основе психолого-педагогических характеристик на детей дало возможность проводить дифференцированную работу с подгруппами детей с учетом этих уровней и внутри каждой из них использовать индивидуальный подход.

Педагогические приемы и методы руководства двигательной активности строились на постепенном вовлечении малоподвижных детей в активную подвижную деятельность. У детей высокой подвижности они направлялись на постепенное переключение их активности на более спокойные виды деятельности.

Важным приемом в руководстве двигательной активности являлось внесение в самостоятельную игру детей сюжетов, требующих активных локомоций, что способствовало увеличению двигательной активности малоподвижных детей и вносило цель, определенную осознанную направленность в бесцельную беготню детей с высокой подвижностью.

Кроме общих педагогических приемов детям с высокой и низкой подвижностью на прогулке, в дни, когда не было физкультурных занятий, предлагались специально подобранные и разработанные нами двигательные задания в виде игр - упражнений.

В процессе экспериментальной работы было обнаружено явление переноса двигательных умений и навыков. Приобретенных детьми в организационных формах работы по развитию движений в самостоятельную деятельность.

Проведенная индивидуально-дифференцированная работа оказала положительное влияние на содержание самостоятельной деятельности детей экспериментальной группы, на их поведение. Была отмечена общая уравновешенная активность в течение всего дня, хорошее настроение, интерес к различным видам деятельности.

В экспериментальной группе увеличилось количество детей со средней подвижностью, уменьшилось число детей с высокой и низкой подвижностью. В контрольной группе изменения были незначительными.

Таким образом, можно сделать вывод, что предложенные педагогические приемы регулирования двигательной активности детей старшего дошкольного возраста оказали значительное влияние на рациональное использование детьми разнообразных физических упражнений в самостоятельной деятельности, а также на повышение двигательной активности детей средней и низкой подвижности.

 



Заключение

 

Наша работа посвящена формированию оптимального двигательного поведения детей старшего дошкольного возраста.

В связи с поставленной целью в первой главе было рассмотрена двигательная активность детей старшего дошкольного возраста с точки зрения современной педагогики и выяснили, что двигательная активность - одно из необходимых условий здоровья и развития ребенка.

Таким образом, двигательная активность должна считаться важнейшим показателем двигательного развития дошкольника. Для осуществления оптимальной двигательной активности детей необходимо правильно и грамотно организовать двигательный режим, цель которого состоит в том, чтобы удовлетворять естественную биологическую потребность детей в движении, добиваться повышения уровня здоровья детей, обеспечивать овладение двигательными умениями и навыками.

Знание особенностей двигательной активности детей и степени обусловленности ее воспитанием и обучением необходимо для правильного построения процесса физического воспитания детей.

Затем, в практической части был осуществлен анализ состояния двигательной активности детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной и контрольной группе. В ходе констатирующего эксперимента мы выявили 3 уровня двигательной активности детей. Высокий уровень составил у 28% детей в экспериментальной группе и у 28% детей в контрольной. Средний уровень - у 28% детей в экспериментальной группе и у 57% детей в контрольной группе. Низкий уровень составил у 43% детей в экспериментальной и у 14% детей - в контрольной группе. Установление уровней сформированности двигательной активности и составление на их основе психолого-педагогических характеристик на детей дало возможность проводить дифференцированную работу с подгруппами детей с учетом этих уровней и внутри каждой из них использовать индивидуальный подход.

После проделанной работы самостоятельная двигательная деятельность детей стала значительно богаче по содержанию, у них появился устойчивый интерес к играм спортивного характера и спортивным упражнениям. Творческие игры стали носить целенаправленный характер с использованием разнообразных движений и физкультурных пособий. У детей экспериментальной группы значительно возросли все три показателя двигательной активности (количество локомоций, продолжительность, интенсивность), а также и показатели двигательной подготовленности.

Таким образом, можно сделать вывод, что предложенные педагогические приемы регулирования двигательной активности детей старшего дошкольного возраста оказали значительное влияние на рациональное использование детьми разнообразных физических упражнений в самостоятельной деятельности, а также на повышение двигательной активности детей средней и низкой подвижности.

Одной из важных задач в работе с детьми является забота о том, чтобы часы, свободные от выполнения учебных заданий, заполнялись разумно, интересно, чтобы они были действенным средством воспитания детей. В значительной мере это зависит от воспитателя, его умения увлечь детей интересным делом, дать выход их энергии, предоставить каждому возможность наиболее полно проявить себя, реализовать свои способности.

Исходя из анализа опытно-экспериментальной работы можно сделать выводы о правильности выдвинутой гипотезы и построению экспериментальной работы по формированию оптимального двигательного поведения старших дошкольников.

 



Список литературы

дошкольник активность двигательный руководство

1. Антонов, Ю.Е. Здоровый дошкольник [Текст]: Социально-оздоровительная технология XXI века / Ю.Е. Антонов, М.Н. Кузнецова, Т.Ф. Саулина. изд. 2-е испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2001. - 80 с.

2. Аршавский, И.А. Ваш малыш может не болеть [Текст]: физкультура для здоровья / И.А. Аршавский; - М.: Советский спорт, 1990. - 30 с.

.   Воронова, Е.К. Игры - эстафеты для детей 5 - 7 лет [Текст]: практическое пособие / Е.К. Воронова. - М.: Аркти, 2009. - 88 с.

.   Здоровьесберегающее физическое развитие: Развивающие двигательные программы для детей 5-6 лет [Текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Филиппова Л.В., Лебедев Ю.А., Шилкова И.К., Силкин Ю.Р., Большев А.С. и др. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 336 с.

.   Игры и упражнения для детей с высоким уровнем двигательной активности [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://www.iemcko.narod.ru/2516.html

.   Кузнецова, М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей дошкольных образовательных учреждений [Текст]: пособие для медработников и воспитателей / М.Н. Кузнецова; - М.: АРКТИ, 2003. - 64 с.

.   Лазарев, М.Л. Здравствуй! [Текст]: учеб. метод. пос. для педагогов дошк. образов. учрежд. / М.Л. Лазарев; - М.: Мнемозина, 2004. - 248 с.

.   Мащенко, М.В. Физическая культура дошкольника [Текст]: пособие для педагогов дошк. учреждений, методистов по физ. воспитанию / М.В. Мащенко, В.А. Шишкина. - Минск: Ураджай, 2000. - 156 с.

.   Осокина, Т.И. Физические упражнения и подвижные игры для дошкольников [Текст]: книга для воспитателей детского сада / Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева. 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1971. - 159 с.

.   Подвижные игры для детей [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://www.bambinella.ru/podvignie-igri.php

.   Пралеска: программа дошкольного образования [Текст] / Под. ред. проф. Е.А. Панько. - Минск: НИО, 2007. - 320 с.

.   Рунова, М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду [Текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений, препод. и студ / М.А. Рунова; - М.: Мозаика-Синтез, 2004. - 256 с.

.   Рунова, М.А. Движение день за днем; Двигательная Активность - источник здоровья детей [Текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений, препод. и студ / М.А. Рунова; - М.: Линка - Пресс, 2007. - 96 с.

.   Рунова, М.А. Дошкольные учреждения: оптимизация режима двигательной активности [Текст] / М.А. Рунова // Дошкольное воспитание. - 1998. - №6. - С. 81-86.

.   Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка [Текст]: учебное пособие для студентов / Э.Я. Степаненкова; - М.: Академия, 2008. - 368 с.

.   Теория и методика физического воспитания [Текст]: Учебник для ин-тов физ. культуры. / Под ред. Л.П. Матвеева, А.Д. Новикова, том 2. - М.: ФиС, 1976. - 256 с.

.   Фролов, В.Г. Физкультурные занятия на воздухе с детьми дошкольного возраста [Текст]: пособие для воспитателя детского сада / В.Г. Фролов В, Г.П. Юрко. - М.: Просвещение, 1983. - 191 с.

.   Шарманова, С.Б. Оздоровительная направленность художественной гимнастики в физическом воспитании детей дошкольного возраста [Текст] / С.Б. Шарманова, Г.К. Калугина // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2004. - №2. - С. 9-12.

.   Шишкина, В.А. Журнал мониторинга здоровья, физического и двигательного развития дошкольников [Текст] / В.А. Шишкина // Мозырь, ООО ИД «Белый ветер», 2005. - 34 с.

.   Шишкина, В.А. Здоровый ребенок: Физическое воспитание - основа здоровьесберегающего образовательного процесса в дошкольном учреждении [Текст] / В.А. Шишкина // Пралеска. - 2006. - №9. - С. 25-28.

.   Якунина, С.А. Ритмическая гимнастика [Текст] / С.А. Якунина // Дошкольное воспитание. - 2003. - №10. - С. 64-71.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: