Прочитайте текст и выполните задания 22–26

           

(1) Мир вокруг нас меняется. (2) И язык, который существует в меняющемся мире, меняется сам, перестаёт выполнять свою функцию. (3) Мы не сможем говорить на нем об этом мире, потому что у нас просто не хватит слов. (4) И не так уж важно, идёт ли речь о домовых сычах, новых технологиях или новых политических и экономических реалиях. (5) Объективно всё правильно, язык должен меняться, и он меняется. (6) Более того, запаздывание изменений приносит людям значительное неудобство, но и очень быстрые изменения могут мешать и раздражать.

       (7) Что же конкретно мешает мне и раздражает меня?

       (8) Не люблю, когда я не понимаю отдельных слов в тексте или в чьей-то речи. (9) Даже если я понимаю, что это слово из английского языка, и могу вспомнить, что оно там значит, меня это раздражает. (10) Позавчера я споткнулся на стритрейсерах, вчера — на трендсеттерах, сегодня — на дауншифтерах, и я точно знаю, что завтра будет только хуже.

       (11) К заимствованиям быстро привыкаешь, и уже сейчас трудно представить себе русский язык без слова «компьютер» или даже без слова «пиар» (хотя многие его и недолюбливают). (12) Я, например, давно привык к слову «менеджер», но вот никак не могу разобраться во всех этих «сейлз-менеджерах», «аккаунт-менеджерах» и им подобных. (13) Я понимаю, что без «специалиста по недвижимости» или «специалиста по порождению идей» не обойтись, но ужасно раздражает, что одновременно существуют «риэлтор», «риелтор», «риэлтер» и «риелтер», а также «криэйтор», «криейтор» и «креатор». (14) А лингвисты при этом либо просто не успевают советовать, либо дают взаимоисключающие рекомендации.

       (15) Когда-то я с лёгкой иронией относился к эмигрантам, приезжающим в Россию и не понимающим некоторых важных слов, того же «пиара», скажем. (16) И вот теперь я сам, даже никуда не уезжая, обнаружил, что некоторые слова я не то чтобы совсем не понимаю, но понимаю их только потому, что знаю иностранные языки, прежде всего английский. (17) Мне, например, стало трудно читать спортивные газеты (почему-то спортивные журналисты особенно не любят переводить с английского на русский, а предпочитают сразу заимствовать). (18) В репортажах о боксе появились загадочные «панчеры» и «круэеры»; в репортажах о футболе — «дерби», «монегаски» и «манкунианцы». (19) Да что говорить, я перестал понимать, о каких видах спорта идёт речь! (20) Я не знал, что такое кёрлинг, кайтинг или банджи-джампинг (теперь знаю).

       (21) Окончательно добил меня хоккейный репортаж, в котором было сказано о канадском хоккеисте, забившем гол и сделавшем две «ассистенции». (22) Поняв, что речь идёт о голевых пасах (или передачах), я, во-первых, поразился возможностям языка, а во-вторых, разозлился на журналиста, которому то ли лень было перевести слово, то ли, как говорится, «западло». (23) Потом я, правда, сообразил, что был не вполне прав не только по отношению к эмигрантам, но и к спортивному журналисту. (24) Ведь глагол «ассистировать» (в значении «делать голевой пас»), да и слово «ассистент» в соответствующем значении уже стали частью русской спортивной терминологии. (25) Так чем хуже «ассистенция»?

       (26) Но правды ради должен сказать, что более я этого слова не встречал.

       (27) Думаю, что почти у каждого, кто обращает внимание на язык, найдутся претензии к сегодняшнему его состоянию, может быть, похожие, может быть, какие-то другие (вкусы ведь у нас у всех разные, в том числе и языковые).

       (28) Я, в принципе, не против сленга (и других жаргонов). (29) Я просто хочу понимать, где граница между ним и литературным языком. (30) Я, в принципе, не против заимствований, я только хочу, чтобы русский язык успевал их осваивать; я хочу знать, где в этих словах ставить ударение и как их правильно писать. (31) Я, в принципе, не против языковой свободы: она, (конечно, в разумных пределах) способствует творчеству и делает речь более выразительной.

       (32)Но мне не нравится языковой хаос (который вообще-то является её обратной стороной), когда уже не понимаешь, игра его или безграмотность, выразительность или грубость.

 

(По М. Л. Кронгаузу*)

 

* Максим Анисимович Кронгауз (род. в 1958 г.) — доктор филологических наук, автор научных монографий и многочисленных публикаций в периодических и интернет изданиях.

 

 

22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Важно, чтобы язык успевал осваивать иноязычные заимствования.

2) К заимствованным словам привыкнуть невозможно.

3) Современный язык перестал выполнять свою основную функцию.

4) Написание и произношение ещё не освоенных языком иноязычных заимствований сегодня не всегда регулируется строгой нормой.

5) Восприятие высказываний на родном языке не должно быть затруднено из-за обилия заимствованных слов.

Ответ: ___________________________.

 

23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 31-32 содержится повествование.
2) В предложениях 8-10 представлено повествование.
3) Предложения 15-17 содержат рассуждение.
4) Предложение 24 объясняет содержание предложения 23.
5) В предложениях 1-6 содержится рассуждение.

 

Ответ: ___________________________.

 

24. Из предложений 4-5 выпишите один фразеологизм.

 

Ответ: ___________________________.

 

25. Среди предложений 1-7 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного и указательного местоимений, лексического повтора. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

 

Ответ: ___________________________.

 

26. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из  списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.  

«Неравнодушие автора к поставленной проблеме, а также его стремление разобраться в своих чувствах, вызванных сложившейся в обществе языковой ситуацией, обнаруживают использованные в тексте синтаксические средства: (А)___________ (предложение 19) и (Б) ___________(предложения 22, 23). В то же время М. Кронгауз стремится к объективности своих оценок, используя с этой целью ещё одно синтаксическое средство — (В) ___________(предложение 25). Анализируя языковую ситуацию, сложившуюся в обществе, в качестве иллюстрации своих высказываний лингвист употребляет лексическое средство — (Г) ___________ (например, «стритрейсер», «трендсеттер», дауншифтер» в предложении 10)».

Список терминов:

1) восклицательное предложение

2) контекстные синонимы

3) фразеологизм

4) вопросительное предложение

5) метафора

6) противопоставление

7) вопросно-ответная форма изложения

8) заимствованные слова

9) вводные слова

Запишите в поле ответа последовательность цифр без пробелов.

А Б В Г
       

 

 

Не забудьте перенести все ответы в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.

 





Часть 2

Для ответа на это задание используйте БЛАНК ОТВЕТОВ №2.

 

На­пи­ши­те со­чи­не­ние по про­чи­тан­но­му тек­сту.

 

Сфор­му­ли­руй­те одну из про­блем, по­став­лен­ных ав­то­ром тек­ста.

Про­ком­мен­ти­руй­те сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

Сфор­му­ли­руй­те по­зи­цию ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.

Объем сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается в 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: