История ударных инструментов

Ударная – самая древняя, самая шумная и многочисленная группа инструментов. Но какая музыка может получиться от удара, спросите вы? Мелодии-то нет?! Конечно, мелодия от стука не возникает. Однако музыка состоит не только из мелодии, но и из ритма.

 Ритмичные удары ладоней создают своеобразный узорчатый рисунок неповторимого очарования. Вот он - первый ударный инструмент! А не была ли первым инструментом палка, которой первобытный человек ударил о дерево, выгоняя пчёл из дупла? Тогда он невольно сравнил звук пустого внутри дерева со звуком, который получался от удара камнем о камень. Конечно же, сравнение оказалось в пользу звонкого дерева. Затем в силу вступил отбор, породивший несметное множество ударных.

 В древности на Руси все без исключения ударные назывались бубнами, а игру на ударных называли "бряцанием" или "ударянием".

Судить о том, какие именно ударные инструменты были у русских в древности, очень трудно.

 Были и такие "бубны" в русском войске, которые возили на четырёх лошадях, а играло на них сразу восемь человек. Их называли ещё "набатами". Били по ним кожаной плетью или "вощагой" - палкой с кожаным набалдашником. Слово же "нагара", или "накра", упомянутое Афанасием Никитиным, в своей книге "Хождение за три моря" было известным. Это определение применялось в русском войске к парным бубнам, вернее литаврам, которые подвешивали в кавалерии впереди седла с обеих сторон.

 Во времена Бориса Годунова уже были зафиксированы разные названия для ударных. В описании оружия царя Бориса в 1589 году встречаются "набаты, литавры, накры, трубы", обозначенные "рубничьей рухлядью". А литавры описаны более подробно: "Медный котёл, на нём кровля телятинная".

 Настоящее веселье у русских связано с ударными ещё с древности. В одной из русских хроник XVII века описано, как в 1671 году, во время женитьбы царя Алексея Михайловича на Наталье Нарышкиной, на свадьбе до утра "в сурны и трубы трубили, и в сурепки играли, и по накрам и по литаврам били вовсю".

 К сожалению, других сведений не сохранилось в старинных грамотах и записях. Однако многое удалось узнать о народных ударных инструментах в более поздние времена. Да и жизнь не стоит на месте: народ постоянно ищет и находит новые краски в своём инструментарии.

Ударные делятся на два вида: мембранные и самозвучащие.

https://www.youtube.com/watch?v=euQTuNYPQ6E&ebc=ANyPxKqsVWmFfH95jr6Rr-ECXCuec8rih1zaDBEe5xm1u16UslZ4opAKvWlmsDM5WKG9GAvvUJ0HnMZl3pwIQazaKcHBw49lmw

Мембранные

Мембрана – латинское слово, которое переводится как «кожица». В музыкальных ударных инструментах эластичная и подвижная мембрана, натянутая на жесткий корпус, служит основным источником звука.

 К таким инструментам относятся: барабан, литавры, бубен. В 15 – 16 веках на Руси использовались накры, инструмент, пришедший к нам из Персии, представляющий собой керамический горшок с натянутой сверху кожей, тулумбас – небольшая медная литавра, которую прикрепляли к седлу запорожские казаки, набат – очень большой инструмент, прикрепленный к дощатому помосту цепями. В 17 веке эти инструменты были вытеснены барабанами и литаврами.

 

 https://www.youtube.com/watch?v=Q_3fJotSND8

Барабан - самый известный из ударных мембранных инструментов. Играют на барабане деревянными палочками. С их помощью можно вызывать самые разные эффекты - от слабого шороха до раскатов грома, но самое трудное – барабанная дробь. С древности барабан входил в число военных инструментов. Он отбивал ритм войску на марше и на плацу во время учений. Позже барабан стали использовать и для увеселения публики.

 

Литавра

 

   https://www.youtube.com/watch?v=KP7DQnKr_Ok

 

 Литавра – очень древний инструмент, пришедший к нам в 16 веке с Востока. Это медный, иногда серебряный, котел, на который натянута телячья кожа. В военном деле применялись в тяжёлой кавалерии, где использовались в качестве передачи сигналов боевого управления, в частности, для управления строем кавалеристов. Современные литавры могут быть настроены на определённую высоту звучания с помощью специальной педали.

 Корпус литавр представляет собой котлообразную чашу, выполненную чаще всего из меди, а иногда из серебра, алюминия или даже стекловолокна. Основной тон инструмента определяется размерами корпуса, который варьируется от 30 до 84 см (иногда бывает даже меньше). Более высокий тон получается при меньших размерах инструмента.На корпус натягивается мембрана, выполненная из кожи или пластмассы. Мембрана удерживается обручем, который, в свою очередь, крепится винтами, используемыми для настройки высоты звучания инструмента. Современные литавры снабжены педалями, нажатие на которые легко перестраивает инструмент и даже позволяет исполнять небольшие мелодические партии. Обычно каждый из барабанов инструмента имеет диапазон от квинты до октавы. Тембр инструмента определяется формой корпуса. Так полусферическая форма создает более звонкие звуки, а параболическая — более глухие. На тембр влияет и качество поверхности корпуса. Палочки для игры на литаврах представляют собой деревянные, тростниковые или металлические стержни с круглыми наконечниками, как правило, обтянутыми мягким фильцем. Литаврист может получать различные тембры и звуковые эффекты, используя палочки с наконечниками из разных материалов: кожи, войлока или дерева.

 Игра на литаврах состоит из двух основных приёмов исполнения: одиночных ударов и тремоло. Из одиночных ударов складываются любые самые сложные ритмические построения, с использованием как одной, так и нескольких литавр. Тремоло, которое может достичь огромной частоты и напоминает раскаты грома, также может быть исполнено как на одном, так и на двух инструментах.

На литаврах возможно достичь огромных градаций звука — от едва слышного пианиссимо до оглушительного фортиссимо. Среди особых эффектов — приглушённое звучание литавр, покрытых кусками мягкого сукна.

Характерное звучание литавр можно услышать в различных музыкальных жанрах: классической музыке, эстраде, джазе, а также в неофолке и маршал-индастриале.

Близкий родственник литавры – бубны.

Бубен.

https://www.youtube.com/watch?v=UbBGGYV4RTM

 Бубен — музыкальный ударный инструмент в виде неширокой круглой деревянной обечайки, с натянутой на одной стороне кожаной мембраной. Иногда внутри обечайки подвешиваются бубенчики и колокольцы, а в прорези стенок вставляются бряцающие металлические пластинки.

 Бубен известен восточным славянам с древнейших времён. Особенно широко они применялись в ратном деле и у скоморохов. В прежние времена бубном называли ударные инструменты, на которых натянута кожа. Возможно, когда в русских летописях встречается название «бубен», под этим следует разуметь инструмент, который позже стал называться «барабаном».

Одно из описаний бубна вместе с трубами в качестве военно-музыкального инструмента относится к X в. (960-е годы) и включено в описание похода князя Святослава Игоревича. Число бубнов в войске определяло его численность. Бубен служил знаком командного достоинства, исполнители на бубнах находились в непосредственном распоряжении начальников отрядов.

Бубен ратный представлял собой котёл с натянутой кожаной мембраной. В древности удар по мембране производился с помощью вощаги — колотушки в виде кнута с плетённым шаром на конце. Ратные бубны применялись как пехотой, так и конницей. Известны разновидности ратных бубнов: тулумбас и набат.

Предполагают, что русские набаты были огромных размеров, для их перевозки использовалось 4 лошади. А звук, точнее грохот, извлекали одновременно 8 набатчиков. При помощи условных сигналов бубнов в русской рати осуществлялась звуковая связь, подавались разные команды. Во время боя ударные инструменты объединялись с трубами и сурнами и создавали устрашающий врага грохот.

В более поздние века бубном широко пользовались скоморохи и медвежьи повадыри. Скомороший бубен похож на современный инструмент. Он представляет собой неширокую деревянную обечайку круглой формы с натянутой на одну сторону кожаной мембраной и подвешанными с внутренней стороны бубенчиками и колокольчиками. Ударяли по мембране пальцами, кистью. Бубнисты в то время играли в ансамбле с балалаечниками или гармонистами, а иногда просто аккомпанировали пению лихих песен.

 Кроме того, бубен использовался как сольный инструмент. Вот как описывали игру на этом инструменте: «Народные виртуозы при игре на бубне выделывают разные фокусы, подбрасывая его и схватывая на лету, бьют бубном то по своим коленкам, то ударяя по голове, подбородку, даже по носу, барабанят по бубну кистью рук, локтём, пальцами, делают тремоло и вой, проводя по коже большим пальцем правой руки и прочее».

 Обнаружены его принадлежности, датируемые XI - XV вв. Это деревянные колотушки с шарообразным навершием, а также деревянные с петелькой шарики, составляющие, по-видимому, вощагу, то есть бич с шариком на конце, навощив который, ударяли в бубен. Роль колотушки известна, а вот с вощагой дело обстоит сложнее. Известны описания ее устройства и считается, что бич с шариком на конце, ударяемый бубнистом в бубен, запечатлён в Радзивиловской летописи XV в. на миниатюре "Игрища славян" - лист 6-й, на обороте. Но более вероятно другое толкование этой нарисованной детали: миниатюрист, допустив неточность, пытался изобразить не вощагу, а изогнутую колотушку, подобную той, которой ударяет в бубен один из персонажей миниатюры "Гадание у чудского волхва" - лист 105. Устройство же вощаги как известного некогда орудия наказания показано на листе 103-ем упомянутой летописи. При новом толковании в книге сохраняется логичная система условных знаков, но оказывается вне изобразительных свидетельств вощага как составная деталь музыкального бубна. Всё это подкрепляет лишь одну мысль: на Руси вощага могла быть в комплекте ратного, прежде всего конного, мембранного ударного инструмента. Бубен можно было встретить и в руках скоморохов, и при государственном дворе, и в хороводных плясках.

 

Самозвучащие

  Самозвучащие – инструменты, у которых звук при ударе издает сам корпус.

 Многие из называвшихся здесь инструментов как бы слились с аналогичными разновидностями музыкальных инструментов других народов, постепенно усовершенствовались и стали общенациональными. Имеются в виду барабаны, тарелки, литавры, бубен, трензель, а также ксилофон, колокольчики и некоторые другие. Но есть ряд очень самобытных ударных инструментов русского народа, рождённых самой повседневной жизнью и тесно связанных с бытом.

 Одни из них, такие, как ложки, трещотки, бубенцы, узаконили своё место не только в домашних ансамблях и самодеятельных оркестрах, но и на профессиональной сцене. Другие появляются и там и тут эпизодически. Но всех их роднит оригинальность, как внешнего вида, так и звучания, простота и забавность. Играют, например, на цветочных горшках, бутылках с водой, на пиле, стиральной доске, высушенном бычьем пузыре с горохом и т.д. и т.п. Народ, как правило, не выдумывал ничего сложного, сверхъестественного. Всё делалось из подручного материала, всё было подсказано самой природой и тесно увязано с жизнью и бытом.

 Используя находки наших предков теперь, следует помнить о той обстановке, в которой обычно применялись эти затейные скоморошеские орудия. Мы имеем в виду народные праздники, гулянья, свадьбы. Поэтому в наши дни, демонстрируя инструменты со сцены, нужно играть на них весело, артистично, с задором и юмором, заботясь о том, чтобы инструмент не только услышали, но и увидели.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: