Краткий комментарий материалов

Елтышева Марина, ОБ-РЛ-11

Учебная (социально-значимая) практика

Воспитательная деятельность: выбор и обоснование действий вожатого (материалы статьи профессора Поповой В.И.)

https://www.sgu.ru/sites/default/files/textdocsfiles/2019/11/05/forum-19_sbornik_1.pdf

Рекомендации к выполнению: Присылать материал в полном объеме, вставляя лишь  свой материал  (см. задания).

Примечание: этот материал может быть использован в отчете о практике.

В следующий раз (см. расписание) будет выслан макет индивидуального отчета с подробным комментарием и указанием сроков его сдачи.

Задание 1: Осмыслить материалы статьи и познакомиться со списком литературы.

Задание 2: См. сайты об организации и работе РДШ (Российского движения школьников).

(ЕСайт организации - рдш.рф
https://vk.com/skm_rus - группа в социальной сети в контакте
https://vk.com/skm_56 - группа Оренбургской области
КС), 2017

 




Краткий комментарий материалов.

Культурно-гуманистический потенциал воспитательной деятельности будет полезен как будущим вожатым, так и тем, у кого уже есть опыт в работе РДШ. Я, как будущий педагог, буду придерживаться данным правилам. Они несут в себе полезную информацию, которая также пригодится для отчёта по учебной практике.

На основании Указа Президента от 29 октября 2015 г. № 536 была создана Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников» (далее – РДШ).

В образовательных организациях, которые не только обеспечивают организацию воспитательной деятельности, но и соблюдение принципов и норм, закрепленных в Уставе РДШ, важной и необходимой является деятельность вожатого.

Задание 3: Воспитание – это (ссылки на отечественных педагогов)

Воспитание – это целенаправленный и организованный процесс формирования личности. А.С.Макаренко выделяет следующие принципы воспитания: уважение и требование; искренность и открытость; принципиальность; забота и внимание, знание; упражнение; закалка; труд; коллектив; семья; детская радость, игра; наказание и награда. Воспитание К.Д.Ушинский определял как целенаправленный процесс формирования «человека в человеке», формирование личности под руководством воспитателя. Он считал, что воспитание имеет свои объективные законы, знание которых необходимо педагогу для того, чтобы он мог рационально осуществлять свою деятельность. По С.Л.Соловейчику, воспитание зависит от трех переменных величин: детей, взрослых и отношений между ними.

Задание 4: Какие качества должны быть присущи  вожатому? ( 4-5-6  тезисов).

1. Вожатый – это лидер, признанный детьми, который должен обладать навыками целеполагания, планирования и организатора деятельности.

2. Вожатый – носитель знаний, ценностей и способов организации деятельности.

3. Вожатый должен быть внимательным, потому что ему необходимо учитывать потребности детей.

4. Деятельность вожатого должна быть направлена на индивидуализацию, чтобы он мог предоставить каждому ребенку условия для творческой самореализации и личностного самоопределения.

5. Вожатый должен уметь поддерживать детей, чтобы у них развивался лидерский потенциал и вырабатывалась организаторская способность.

6. Вожатый должен понимать важность совместной деятельности детей.

Нет сомнения, что вожатый – это лидер, признанный детьми, и именно вожатый должен обладать навыками целеполагания, планирования собственной деятельности, а также навыками организатора деятельности детей. Но этого недостаточно,  надо уметь  самоорганизоваться и организовать детей в детско-юношеской организации, а также учитывать региональные особенности деятельности детских объединений.

 Учитывая особенности  региона (Оренбургский край многонациональный) и страны в целом, вожатому необходимо учитывать потребности детей;  изучать  отечественный педагогический опыт, что позволит  преодолеть затруднения, которые испытывают дети в сложившихся обстоятельствах (семья, школа, социальное окружение).

Поскольку российское движение школьников (РДШ) направлено на удовлетворение жизненных потребностей детей (их признания, защиты, обеспечения личностного роста и развития, социального и профессионального самоопределения в том числе), то есть необходимо говорить и об организации их свободного времени.

Это означает, что появляется возможность проектировать индивидуальный образовательный маршрут воспитуемого, так  появляется у каждого возможность познать мира и себя в этом мире.

Вожатого следует рассматривать как носителя знаний, ценностей и способов организации деятельности.

Следует отметить, что современные дети активно включаются в общественные отношения, порой участвуют в общественной деятельности наравне со взрослыми. Но естественной потребностью детей все-таки остается стремление к объединению (ведь известно, что в коллективных отношениях эффективно развиваются индивидуальные возможности, приобретается опыт жизнедеятельности).

 Необходимо учитывать и другое: асоциальные проявления в поведении детей и подростков. Выявленные особенности позволяют   направить деятельность вожатого в направлении предоставления каждому ребенку условий для творческой самореализации, личностного самоопределения на основе предупреждения и преодоления рисков современной социокультурной ситуации.

Следует исходить из того, что основная цель современного воспитания – гармоничное развитие личности, формирование ценностного отношения к социокультурной действительности, окружающим людям и самому себе. Это объясняется и тем, что в современных условиях высокого уровня информатизации транслируемая информация может нести негативный эффект и не всегда соответствует запросам подрастающего поколения.

Таким образом, выбор и обоснование действий вожатого основывается на понимании важности совместной деятельности детей и взрослых во имя  гражданского, нравственного, трудового, экологического, эстетического, физического воспитания. Поддержка со стороны вожатого способствует развитию у детей лидерского потенциала, организаторских способностей не только  в детском сообществе, но  и в сообществе взрослых и детей.

 

 

Список литературы:

1.Попова В.И. Воспитательная работа с детьми и молодежью: содержательные доминанты // Ценностно-смысловые ориентиры воспитательной работы с детьми и молодежью: сборник научных статей. Оренбург: ГБУ РЦРО, 2015. С. 7-20.

2.Прокохина М.И. Мастерская вожатого: учебное пособие для студ. высших учебных заведений. Орел, 2016. 186 с. 58

3.Ценностно-смысловые ориентиры воспитательной работы с детьми и молодежью: сборник научных статей / сост. и науч. ред. д.п.н., проф. В.И. Попова. – Оренбург: ГБУ РЦРО, 2015ю -129 с.

4.Щуркова Н.Е. Педагогика высокого полета. М.: Центр «Педагогический поиск», 2015. 128 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: