1.1. Средства обучения: характеристика и классификация
Средства обучения изобразительному искусству - материальные объекты и предметы духовной культуры, используемые для организации и осуществления процесса обучения изобразительному искусству, его предметная поддержка, а также разнообразная деятельность, в которую включаются воспитанники [4, с. 82].
В узком смысле слова - дидактические средства и технические средства обучения [4, с. 82].
Дидактические средства включают три компонента:
1) учебный, дидактический материал, составляющий содержание обучения; совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры, привлекаемых в процессе обучения;
2) методы и приемы обучения - при усвоении теоретических знаний искусствоведческого характера, и при освоении изобразительных умений; различные виды деятельности, при помощи которых осуществляется процесс обучения (игра, трудовая деятельность, общение и т.д.);
3) организация учебной и воспитательной работы по изобразительному искусству - таких ее форм, как уроки и их системы, внешкольные внеклассные занятия, самостоятельные домашние занятия и др. [4, с. 85].
Особо выделяются материальные средства обучения:
1. учебные комплекты и комплексы(учебники; наглядные пособия; произведения изобразительного и музыкального искусства и т.д.),
2. аппаратура технических средств обучения для воспроизведения изображения и звука, средства массовой информации;
3. студии, кабинеты изобразительного искусства [4, с.85].
Некоторые авторы относят к числу средств также методические пособия для учителей, рассматривая их как средство проектирования деятельности учителя[8].
Личность самого учителя тоже можно рассматривать как важнейший инструмент, основное средство обучения и одновременно как субъект процесса обучения [8].
Наглядные средства обучения на уроках изобразительного искусства незаменимы, учитывая визуальный характер предмета. До 90% визуальной информации поступает через органы зрения. Использование наглядности Я. Коменский назвал «золотым правилом дидактики», а К. Ушинский утверждал, что для восприятия органами зрения должно быть предоставлено всё, что только может быть предоставлено [1, с. 58].
В качестве средств наглядности на уроках изобразительного искусства используются реальные объекты и дидактические средства наглядности. Реальные объекты – незаменимый визуальный материал для уроков изображения с натуры (объекты природы, предметы (посуда, игрушки, транспорт, архитектура и др.) и для уроков восприятия искусства (произведения художников и их воспроизведения). Эти средства наглядности используются в процессе обучения изобразительному искусству, не были созданы именно для этого. Дидактические средства наглядности функционируют исключительно в рамках учебного процесса. Выделяют:
1) объёмные (модели (гипсовые и др.), макеты, муляжи, чучела и др.);
2) плоские (рисунки, таблицы, схемы и др.);
3) экранные (статические (слайды) и динамические (видео, кино), среди них – визуальные, аудиовизуальные) [1, с. 58].
Некоторые исследователи рассматривают средства наглядности шире, включая в классификации по внешним признакам:
1)печатные (репродукции, иллюстрации, схемы, таблицы);
2) экранные, экранно-звуковые (диафильмы, кинофильмы, видеозаписи, звуко-записи) [11].
Технические средства обучения. Современный школьный кабинет изобразительного искусства невозможно представить без технических устройств, поэтому, кроме специального художественного образования, учитель должен иметь основательную подготовку к работе с интерактивной, проекционной и видеоаппаратурой: телевизор цветной, с плоским экраном; видеоаппаратура; мультимедийный проектор; диапроектор; графопостроитель [11].
Применение на уроке мультимедийных средств обучения поднимает качество обучения изобразительному искусству на новый уровень, так как визуально представленная информация воспринимается нынешним поколением школьников быстрее и охотнее, чем текстовая или речевая [13].
Классификация наглядных пособий. Наглядные пособия – особая группа средств обучения, в силу визуального характера изобразительное искусство широко в нем применяющаяся. Они делятся на: объёмные (модели, коллекции и др.), печатные пособия (картины, плакаты, портреты, таблицы, и др.), проекционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды и т.п.). Современными наглядными пособиями принято считать мультимедийные энциклопедии с обучающими функциями, интерактивные обучающие программы, электронные учебники. Наглядные пособия в преподавании изобразительного искусства наиболее часто демонстрируются для решения следующих задач:
1) ознакомления с объектами изучения и явлениями, которые не могут быть воспроизведены в классе (например, фотографии архитектурных памятников, гербарии растений и др.);
2) представление об изменении характеристик явления или процесса (модели Сапожникова для наблюдения явлений перспективных сокращений круга или квадрата);
3) показа этапов изготовления, проектирования или использования предмета или явления;
4) ознакомления с историей науки и перспективами её развития [13].
В классификации Н.П. Никаноровой наглядные пособия для уроков изобразительного искусства бывают натуральные и изобразительные. Изобразительные - включают разнообразных видов оригиналы и воспроизве-дения произведений искусства (копии, репродукции, фотографии), а также рисунки детей и изображения дидактического характера. К натуральным наглядным пособиям, в данном случае, относятся и объекты искусственного характера: чучела птиц и животных, муляжи, препараты насекомых, гербарии и т.д. [13].
Н.П. Никанорова вводит определение натурного фонда: «Натурный фонд – это натуральные НП, предназначенные для обучения предмету». В натурный фонд включают реальные предметы и модели:
1) предметы быта (посуда, игрушки, изделия народных промыслов, инструменты, предметы мебели и их модели и др.);
2) драпировки и иной текстиль (полотенца и др.);
3) чучела птиц и животных, муляжи, препараты насекомых, гербарии и др.;
4) модели, воспроизводящие внешний вид головы и фигуры человека, их частей; архитектурных деталей, скульптурных произведений, предметов, геометрических тел и др. [13].
По классификации ряда авторов в преподавании изобразительного искусства применяется группа средств, относимых к учебно-наглядным пособиям: коллекции, модели, печатные таблицы, репродукции [13].
Коллекции являются эффективным средством обучения, представляют собой наборы предметов или веществ, подобранных по определённым признакам и используемых в качестве раздаточного материала. Например, коллекции пигментов и красителей, коллекции образцов минералов, коллекции раковин моллюсков, коллекции препаратов насекомых и др. [9].
Модели в преподавании изобразительного искусства кроме обычного значения (демонстрационная модель) имеет и специальное значение. Моделью называется предмет, предназначенный для изображения его с натуры. В этом смысле моделью может служить любой предмет, включая позирующего человека. Иногда модель для рисования с натуры называют просто «натура» [9].
Модели, воспроизводящие внешний вид объекта, наиболее часто применяются в преподавании изобразительного искусства. В этом качестве служат разнообразные натуральные объекты и предметы, а также их воспроизведения. Они представляют собой объекты в уменьшенном (модели архитектурных деталей, фигур животных или человека) или увеличенном (гипсовые модели частей лица Давида) виде [9].
Печатные пособия применяются в дополнение к натуральным объектам и моделям. К их числу относят репродукции, учебные таблицы, схемы, рисунки и др. [2, с. 33].
Репродукции произведений живописи и графики; фотографии произведений скульптуры, архитектуры, дизайна; фотографии природных объектов, людей, мира живой природы – важный компонент средств наглядности на уроках изобразительного искусства. Они предназначены для восприятия, копирования, изучения [2, с. 34].
Таким образом, средства обучения, являясь основой чувственного восприятия студентов; служат опорой в познании, обеспечивают передачу учебной информации, иллюстрируют и подтверждают сформулированные теоретические положения и выводы.
Средства обучения нужны не только для решения учебных задач, но и для укрепления интереса к учебной работе, развития познавательной активности. Стимуляция познавательных интересов вызывается прежде всего новизной средств обучения.
1.2. Роль средств обучения в обеспечении учебного процесса
Средства обучения предназначены для формирования знаний, умений, управления познавательной деятельностью учащихся [14].
С помощью средств обучения (рисунка, картины, схемы, модели) в сознании учащихся запоминаются образы этих явлений и объектов, что связано с абстрактным мышлением [14].
Применение средств обучения способствует повышению качества обучения, воздействует на эмоции учащихся, служит стимулом деятельности, источником уверенности. С помощью средств обучения решаются задачи укрепления интересов к учебной работе [14].
Роль средств обучения состоит в интенсификации труда преподавателей, позволяющей повысить темп изучения учебного материала [14].
Виды средств обучения разнообразны, на них влияет развитие науки и техники:
1) Учебные наглядные пособия предназначены для формирования у учащихся конкретных образов предметов и явлений действительности, для иллюстрации дополнения, детализации учебного материала, обобщения усвоенной информации [6, с. 47].
Наглядные методы обучения являются одними из самых важных факторов в обучении. Эти методы особенно важны ученикам с более выраженной формой визуального восприятия. Они должны преподаваться совместно со словесными методами. Связи этих двух методов не делимы, т.к. именно их целостность представляет собой самый эффективный вариант восприятия и переработки информации. Т.к. друг без друга эти методы дают малую эффективность. Они сложны для восприятия ученика по отдельности. Но не все связи этих двух методов хороши, их надо варьировать в зависимости от подготовленности учащихся, характера наглядных средств, доступных преподавателю, от содержание тем [7].
Некоторые ученые-педагоги (Н.В. Наумчик, В.В. Давыдов) понятие «наглядные методы» не разделяют. Свою точку зрения они мотивируют тем, что содержательная характеристика этих методов традиционно сводится к «визуальности». Наглядность же предполагает, по В.Н. Наумчику, кроме визуальности - раскрытие внутренней сущности педагогического процесса. В изложении данной темы автор останавливается на традиционной трактовке [7].
Подласый И.П. наглядные методы обучения условно подразделяет на 2 большие группы: метод иллюстраций и метод демностраций [7].
Иллюстрация как метод обучающего взаимодействия применяется учителем в целях создания в сознании учащихся с помощью средств наглядности точного, четкого и ясного образа изучаемого явления [7].
Главная функция иллюстрации состоит в образном воссоздании формы, сущности явления, его структуры, связей, взаимодействий для подтверждения теоретических положений. Она помогает привести в состояние активности все анализаторы и связанные с ними психические процессы ощущения, восприятия, представления, в результате чего возникает богатая эмпирическая основа для обобщающе-аналитической мыслительной деятельности детей и педагога [7].
Обучающий результат использования иллюстраций проявляется в обеспечении четкости первоначального восприятия изучаемого предмета учащимися, от чего зависит вся последующая работа и качество усвоения изучаемого материала [7].
Демонстрация - метод, выражающийся в показе всему классу на уроке различных средств наглядности [7].
Метод демонстрации обеспечивает восприятие, как внешних форм (характеристик), так и внутреннего содержания не только в статике, но и динамике их протекания, что очень важно для понимания учащимися глубинной сущности, законов, закономерностей и принципов их действия и существования, условий их порождающих [7].
Эффективность метода достигается при активном участии в его демонстрации учащихся, получающих возможность непосредственно замерять результаты, изменять ход процессов, задавать параметры работы механизмов, фиксировать и исследовать свойства материалов, структур предметов и т.д. [7].
Такое подразделение средств наглядности на иллюстративные или демонстрационные является условным; оно не исключает возможности отнесение отдельных средств наглядности как к группе иллюстративных, так и демонстрационных (например, показ иллюстраций через эпидиаскоп или кодоскоп). Внедрение новых технических средств в учебный процесс (видеомагнитофонов, компьютеров) расширяет возможности наглядных методов обучения [7].
Особенностью наглядных методов обучения является то, что они обязательно предполагают в той или иной мере сочетания их со словесными методами. Тесная взаимосвязь слова и наглядности вытекает из того, что «диалектический путь познания объективной реальности предполагает применение в единстве живого созерцания, абстрактного мышления и практики» [7].
2) Вербальные (словесные) средства обучения применяются для углубления знаний и умений, для самостоятельного изучения учебного материала [6, с. 47].
Существуют разнообразные формы связи слова и наглядности. А дать каким-то из них полное предпочтение было бы ошибочно, так как в зависимости от особенностей задач обучения, содержания темы, характера имеющихся наглядных средств, а так же уровня подготовленности учеников необходимо в каждом конкретном случае избирать их наиболее рациональное сочетание [7].
3) Специальное оборудование — предметы, ориентирующие учащихся на практическую деятельность. Они используются для формирования практи-ческих профессиональных умений [6, с. 47].
4) Технические средства обучения — технические устройства, с помощью которых предъявляется учебная информация и контролируется ее усвоение. Технические средства обучения используют для формирования новых знаний [6, с. 47].
Роль информационно-коммуникационных технологий в современном художественном образовании, в развитии образного и логического мышления, пространственного представления младших школьников. Использование информационно-коммуникативных технологий — необходимое условие для современного образовательного процесса, когда главным становится не трансляция фундаментальных знаний, а развитие творческих способностей, создание возможностей для реализации потенциала личности. Информационно-коммуникационных технологий используются не как цель, а как еще один педагогический инструмент, способствующий достижению цели урока [11].
Применение информационно-коммуникационных технологий в системе уроков изобразительного искусства дает возможность сделать процесс приобщения детей к миру искусства более ярким, увлекательным, значимым, помогает открывать для себя прекрасный мир искусства, который живет рядом с человеком на протяжении всей истории его существования [11].
Презентация играет огромную роль в подаче информации т.к. большую часть информации человек воспринимает с помощью органов зрения, а презентация дает широкие возможности для наглядного представления информации. Ее можно использовать на любом уроке, любому учителю - предметнику. Презентация - особая мультимедийная форма представления информации. В слайд можно вставить: текст, диаграмму, таблицу, рисунок, звук и т.д. [11].
В итоге, мы пришли к выводу, что широкое внедрение в учебный процесс современных средств обучения даёт возможность организовать учебную и познавательную деятельность на более высоком уровне, повысить интенсивность труда преподавателей, увеличить долю самостоятельности учащихся, даёт возможность организации индивидуальной работы, развития инициативы [11].