Подготовьте описания детей (период детства на выбор), имеющих

Кафедра дошкольного образования и педагогики

Дисциплина «Воспитание одаренных детей»

Группа ЗДО-16

Бутвина О.Ю.

Апреля 2020

Время: 16.30 – 18.00 и 18.10 – 19.40

Практическое занятие на тему: « Социальная одаренность и методика ее развития у детей»

дошкольного возраста (4 ч.)

Вопросы для обсуждения

1. Понятие о социальной (коммуникативной, лидерской) одаренности.

Структурные компоненты социальной одаренности.

2. Проявление социальной одаренности в дошкольном возрасте. Портрет

социально одаренного ребенка.

3. Методы выявления социальных способностей и признаков одаренности в сфере

общения.

4. Оказание поддержки в развитии социальных способностей и одаренности детей в условиях учреждения дошкольного образования.

5. Коммуникативные игры, игры-ситуации, психогимнастические упражнения, этюды, творческие задания как способы развития социальной одаренности у детей.

Учебно-исследовательские задания

1. Охарактеризуйте портрет социально одаренного ребенка.

2. Подберите игры и этюды на развитие социальных способностей детей.

3. Подберите задания, которые помогут детям научиться доброжелательно

общаться друг с другом.

4. Подготовьте описания детей (период детства на выбор), имеющих

признаки социальной одаренности.

Социально одаренные дети обращают на себя внимание. Их трудно не заметить среди сверстников: они выделяются активностью, ярко выраженным интересом к людям, потребностью в общении как со взрослыми, так и с детьми. Такие дошкольники с легкостью адаптируются в среде сверстников, им «легко дышится» в группе, которая, как правило, быстро становится своей, их «домом», где они чувствуют себя как рыба в воде. При этом они искрении, открыты, склонны к проявлению эмпатии, сочувствия к окружающим. Они и внешне, как правило, привлекательны; успешно завоевывают симпатии сверстников проявляют готовность помочь сверстникам советом, практическим путем; склонны улаживать конфликты между ними; им это, как правило, удается во многом благодаря проявлению вежливости и терпения в общении, доброжелательности. Социально одаренные дошкольники нередко являются лидерами в группе, так как обладают организаторскими способностями. Реализуя их, свой творческий потенциал, такие дети проявляют тенденцию руководить играми и занятиями сверстников. Эти способности рано и обнаруживаются прежде всего в том, что ребенок хочет и может быть заводилой. Он не боится и не стесняется проявлять инициативу.

Охарактеризуйте портрет социально одаренного ребенка.

1. Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности

 

Портрет одаренного ребенка

-Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.

-Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.

- Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.

 -Склонен к рискованным действиям.

-Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразо­ванием, улучшением общества, предметов.

 -Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, ко­торые могут не казаться другим смешными.

 -Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.

 -Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличиться от других.

 -Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без крити­ческого изучения.

Подберите игры и этюды на развитие социальных способностей детей.

С помощью коррекционных игр, упражнений, этюдов развиваются навыки общения детей со сверстниками, корригируются типичные эмоциональные и личностные нарушения (страх, тревога, агрессия, неадекватная самооценка).

Этюд «Так будет справедливо»

Цель: учить детей осознавать отрицательные черты своего характера. Понимать какое поведение какой черте характера соответствует и как оно оценивается.

Воспитатель предлагает детям послушать рассказ, изобразить его пантомимикой и оценить поступок братьев.

«Мама ушла в магазин. Как только за ней закрылась дверь, братья стали баловаться; они то бегали вокруг стола, то боролись, то кидали друг другу подушку. Вдруг щелкнул замок – это вернулась мама. Старший брат, услышав, что дверь открывается, быстро сел на диван, а младший не заметил маминого прихода и продолжал играть с подушкой. Он подбросил подушку вверх и попал в люстру. Люстра стала раскачиваться. Мама рассердившись, поставила провинившегося в угол. Старший брат поднялся с дивана и встал рядом с братом.

- Почему ты встал в угол, я тебя не наказывала? – спросила мама.

- Так будет справедливо, - серьезно ответил ей старший сын.

Ведь это я придумал кидаться подушкой.

Мама растрогано улыбнулась и простила обоих братьев.

Упражнение «Противоречия»

Цель: раскрытие групповых отношений, повышение уверенности в себе.

Дети встают полукругом напротив воспитателя.

Воспитатель поочередно бросая мяч детям, спрашивает, что они любят и почему? После этого педагог таким же образом выясняет, что не любят дети и почему? Затем педагог называет какое-либо плохое с точки зрения детей явление и бросает одному из участников мяч. Ребенку, получившему мяч, нужно найти положительную сторону этого явления. Например:

-Плохо, когда идет дождь.

-Зато можно надеть сапоги, взять зонтик и ходить по лужам.

При возникновении затруднения педагог сам называет положительную сторону какого-либо явления.

 

Подберите задания, которые помогут детям научиться доброжелательно общаться друг с другом.

Кто у нас хороший?

Цель игры — сблизить детей друг с другом, научить их доброжелательному отношению друг к другу. Игра развивает координацию движений и память у детей.

Для игры вам потребуется голова лошадки на палоч­ке, на которой сможет «скакать» главное действую­щее лицо игры.

Рекомендуемый возраст детей — 2-4 года.

Играть можно группой (минимальное количество иг­роков — пять-шесть человек). Ведущий просит детей встать в круг, после чего сам выбирает водящего.

Дальнейший игровой процесс проходит под русскую народную потешку «Кто у нас хороший?». Можно вы­учить ее заранее, а можно разучить с детьми во время игры, так как слова в ней простые.

Итак, игроки (вместе с ведущим) встают в круг. Водя­щий «садится верхом» на лошадку. Игра начинается: сло­ва потешки сопровождаются действиями.

Кто у нас хороший, Кто у нас пригожий?

Сашенька (подставляется имя игрока) хороший, Сашенька (или другое имя,) пригожий. (Все игроки произносят эти слова, плавно делая взмахи руками в сторону водящего, который стоит в центре кру­га).

На коня садится, Конь под ним бодрится.

(Водящий садится верхом на «коня» и подскакивает на месте, изображая готовность двинуться в путь). Он по лугу едет, Луга зеленеют.

(Хоровод медленно движется по направлению вправо, а водящий верхом на «коне» скачет внутри круга в противо­положном направлении).

К садам подъезжает, Сады расцветают.

(Хоровод останавливается, игроки медленно поднима­ют руки вверх, делая «фонарики». Водящий скачет).

К дому подъезжает,

Машенька (подставляется имя другого игрока)

Встречает.

(Игрок, которого назвали по имени, выходит в круг к водя­щему).

Люшеньки-люли! Люшеньки-люли!

(Водящий отдает лошадку второму игроку и занимает место в кругу, после чего второй игрок становится водя­щим и игра продолжается).

Примечание: игру нужно продолжать до тех пор, пока в роли водящего не побывают все дети. Очень важно, чтобы ни­кто не почувствовал себя обделенным и чтобы к каждому из де­тей была обращена эта похвала: «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий?»

 

Подготовьте описания детей (период детства на выбор), имеющих

Социально одаренные дети обращают на себя внимание. Их трудно не заметить среди сверстников: они выделяются активностью, ярко выраженным интересом к людям, потребностью в общении как со взрослыми, так и с детьми. Такие дошкольники с легкостью адаптируются в среде сверстников, им «легко дышится» в группе, которая, как правило, быстро становится своей, их «домом», где они чувствуют себя как рыба в воде. При этом они искрении, открыты, склонны к проявлению эмпатии, сочувствия к окружающим. Они и внешне, как правило, привлекательны; успешно завоевывают симпатии сверстников проявляют готовность помочь сверстникам советом, практическим путем; склонны улаживать конфликты между ними; им это, как правило, удается во многом благодаря проявлению вежливости и терпения в общении, доброжелательности. Социально одаренные дошкольники нередко являются лидерами в группе, так как обладают организаторскими способностями. Реализуя их, свой творческий потенциал, такие дети проявляют тенденцию руководить играми и занятиями сверстников. Эти способности рано и обнаруживаются прежде всего в том, что ребенок хочет и может быть заводилой. Он не боится и не стесняется проявлять инициативу.

 

 

Литература:

1. Дошкольное учреждение-семья: вместе развиваем способности и одаренность ребенка: Примерная программа самообразования для педагогов и родителей /Авт.-сост. Е.А. Панько, Т.В. Поздеева. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2004. – 116 с.

2. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности /

Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2011. – 448 с.

3. Лейтес, Н. С. Возрастная одаренность школьников: учеб. пособие для пед.

вузов / Н. С. Лейтес. – М.: Академия, 2001. – 320 с.

4. Николаева, Е.И. Воспитать одаренного ребенка. Как? / Е.И. Николаева. –

СПб.: Питер, 2013. – 176 с.

5. Психология одаренности: от теории к практике / А.А. Адаскина,

М.Р. Битянова, В.Н. Дружинин [и др.]; под ред. Д.В. Ушакова. – М.: Per Se,

2000 – 80 с.

6. Психология одарённости детей и подростков: учебное пособие для высших

и средних педагогических учебных заведений / Ю. Д. Бабаева, Н. С. Лейтес,

Т.М. Марютина; ред. Н. С. Лейтес. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Академия,

2000. – 336 с.

7. Рабочая концепция одаренности / отв. ред. Д. Б. Богоявленская, науч. ред.

В. Д. Шадриков.– М.: Академия, 2003.– 68 с.

8. Савенков, А.И. Психология детской одаренности / А.И. Савенков. –

М.:Генезис, 2010. – 442 с.

9. Сергеева, Т.Ф. Система работы с одаренными детьми: теория и практика:

учебное пособие / Т. Ф. Сергеева, Н. А. Пронина, Е. В. Сечкарева. – Ростов н/Д.:Феникс, 2011. – 284 с.

10. Социальная одаренность и коммуникативные способности: выявление

и развитие в дошкольном возрасте: пособие для педагогов / под ред.Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – Мозырь: Белый ветер, 2005. – 161 с.

14. Шумакова, Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей: учеб. пособие /

Н.Б. Шумакова. – Воронеж: РАО, 2004. – 326 с.

15. Щебланова, Е.И. Психологическая диагностика одаренности школьников:

проблемы, методы, результаты исследований и практики: учеб. пособие /

Е.И. Щебланова. – Воронеж: РАО, 2004. – 368 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: