Кафедра дошкольного образования и педагогики
Дисциплина «Воспитание одаренных детей»
Группа ЗДО-16
Бутвина О.Ю.
Апреля 2020
Время: 16.30 – 18.00 и 18.10 – 19.40
Практическое занятие на тему: « Социальная одаренность и методика ее развития у детей»
дошкольного возраста (4 ч.)
Вопросы для обсуждения
1. Понятие о социальной (коммуникативной, лидерской) одаренности.
Структурные компоненты социальной одаренности.
2. Проявление социальной одаренности в дошкольном возрасте. Портрет
социально одаренного ребенка.
3. Методы выявления социальных способностей и признаков одаренности в сфере
общения.
4. Оказание поддержки в развитии социальных способностей и одаренности детей в условиях учреждения дошкольного образования.
5. Коммуникативные игры, игры-ситуации, психогимнастические упражнения, этюды, творческие задания как способы развития социальной одаренности у детей.
Учебно-исследовательские задания
1. Охарактеризуйте портрет социально одаренного ребенка.
|
|
2. Подберите игры и этюды на развитие социальных способностей детей.
3. Подберите задания, которые помогут детям научиться доброжелательно
общаться друг с другом.
4. Подготовьте описания детей (период детства на выбор), имеющих
признаки социальной одаренности.
Социально одаренные дети обращают на себя внимание. Их трудно не заметить среди сверстников: они выделяются активностью, ярко выраженным интересом к людям, потребностью в общении как со взрослыми, так и с детьми. Такие дошкольники с легкостью адаптируются в среде сверстников, им «легко дышится» в группе, которая, как правило, быстро становится своей, их «домом», где они чувствуют себя как рыба в воде. При этом они искрении, открыты, склонны к проявлению эмпатии, сочувствия к окружающим. Они и внешне, как правило, привлекательны; успешно завоевывают симпатии сверстников проявляют готовность помочь сверстникам советом, практическим путем; склонны улаживать конфликты между ними; им это, как правило, удается во многом благодаря проявлению вежливости и терпения в общении, доброжелательности. Социально одаренные дошкольники нередко являются лидерами в группе, так как обладают организаторскими способностями. Реализуя их, свой творческий потенциал, такие дети проявляют тенденцию руководить играми и занятиями сверстников. Эти способности рано и обнаруживаются прежде всего в том, что ребенок хочет и может быть заводилой. Он не боится и не стесняется проявлять инициативу.
Охарактеризуйте портрет социально одаренного ребенка.
1. Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
|
|
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности
Портрет одаренного ребенка
-Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.
-Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.
- Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.
-Склонен к рискованным действиям.
-Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов.
-Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.
-Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.
-Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличиться от других.
-Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.
Подберите игры и этюды на развитие социальных способностей детей.
С помощью коррекционных игр, упражнений, этюдов развиваются навыки общения детей со сверстниками, корригируются типичные эмоциональные и личностные нарушения (страх, тревога, агрессия, неадекватная самооценка).
Этюд «Так будет справедливо»
Цель: учить детей осознавать отрицательные черты своего характера. Понимать какое поведение какой черте характера соответствует и как оно оценивается.
Воспитатель предлагает детям послушать рассказ, изобразить его пантомимикой и оценить поступок братьев.
«Мама ушла в магазин. Как только за ней закрылась дверь, братья стали баловаться; они то бегали вокруг стола, то боролись, то кидали друг другу подушку. Вдруг щелкнул замок – это вернулась мама. Старший брат, услышав, что дверь открывается, быстро сел на диван, а младший не заметил маминого прихода и продолжал играть с подушкой. Он подбросил подушку вверх и попал в люстру. Люстра стала раскачиваться. Мама рассердившись, поставила провинившегося в угол. Старший брат поднялся с дивана и встал рядом с братом.
- Почему ты встал в угол, я тебя не наказывала? – спросила мама.
- Так будет справедливо, - серьезно ответил ей старший сын.
Ведь это я придумал кидаться подушкой.
Мама растрогано улыбнулась и простила обоих братьев.
Упражнение «Противоречия»
Цель: раскрытие групповых отношений, повышение уверенности в себе.
Дети встают полукругом напротив воспитателя.
Воспитатель поочередно бросая мяч детям, спрашивает, что они любят и почему? После этого педагог таким же образом выясняет, что не любят дети и почему? Затем педагог называет какое-либо плохое с точки зрения детей явление и бросает одному из участников мяч. Ребенку, получившему мяч, нужно найти положительную сторону этого явления. Например:
-Плохо, когда идет дождь.
-Зато можно надеть сапоги, взять зонтик и ходить по лужам.
При возникновении затруднения педагог сам называет положительную сторону какого-либо явления.
Подберите задания, которые помогут детям научиться доброжелательно общаться друг с другом.
Кто у нас хороший?
Цель игры — сблизить детей друг с другом, научить их доброжелательному отношению друг к другу. Игра развивает координацию движений и память у детей.
Для игры вам потребуется голова лошадки на палочке, на которой сможет «скакать» главное действующее лицо игры.
Рекомендуемый возраст детей — 2-4 года.
Играть можно группой (минимальное количество игроков — пять-шесть человек). Ведущий просит детей встать в круг, после чего сам выбирает водящего.
|
|
Дальнейший игровой процесс проходит под русскую народную потешку «Кто у нас хороший?». Можно выучить ее заранее, а можно разучить с детьми во время игры, так как слова в ней простые.
Итак, игроки (вместе с ведущим) встают в круг. Водящий «садится верхом» на лошадку. Игра начинается: слова потешки сопровождаются действиями.
Кто у нас хороший, Кто у нас пригожий?
Сашенька (подставляется имя игрока) хороший, Сашенька (или другое имя,) пригожий. (Все игроки произносят эти слова, плавно делая взмахи руками в сторону водящего, который стоит в центре круга).
На коня садится, Конь под ним бодрится.
(Водящий садится верхом на «коня» и подскакивает на месте, изображая готовность двинуться в путь). Он по лугу едет, Луга зеленеют.
(Хоровод медленно движется по направлению вправо, а водящий верхом на «коне» скачет внутри круга в противоположном направлении).
К садам подъезжает, Сады расцветают.
(Хоровод останавливается, игроки медленно поднимают руки вверх, делая «фонарики». Водящий скачет).
К дому подъезжает,
Машенька (подставляется имя другого игрока)
Встречает.
(Игрок, которого назвали по имени, выходит в круг к водящему).
Люшеньки-люли! Люшеньки-люли!
(Водящий отдает лошадку второму игроку и занимает место в кругу, после чего второй игрок становится водящим и игра продолжается).
Примечание: игру нужно продолжать до тех пор, пока в роли водящего не побывают все дети. Очень важно, чтобы никто не почувствовал себя обделенным и чтобы к каждому из детей была обращена эта похвала: «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий?»
Подготовьте описания детей (период детства на выбор), имеющих
Социально одаренные дети обращают на себя внимание. Их трудно не заметить среди сверстников: они выделяются активностью, ярко выраженным интересом к людям, потребностью в общении как со взрослыми, так и с детьми. Такие дошкольники с легкостью адаптируются в среде сверстников, им «легко дышится» в группе, которая, как правило, быстро становится своей, их «домом», где они чувствуют себя как рыба в воде. При этом они искрении, открыты, склонны к проявлению эмпатии, сочувствия к окружающим. Они и внешне, как правило, привлекательны; успешно завоевывают симпатии сверстников проявляют готовность помочь сверстникам советом, практическим путем; склонны улаживать конфликты между ними; им это, как правило, удается во многом благодаря проявлению вежливости и терпения в общении, доброжелательности. Социально одаренные дошкольники нередко являются лидерами в группе, так как обладают организаторскими способностями. Реализуя их, свой творческий потенциал, такие дети проявляют тенденцию руководить играми и занятиями сверстников. Эти способности рано и обнаруживаются прежде всего в том, что ребенок хочет и может быть заводилой. Он не боится и не стесняется проявлять инициативу.
|
|
Литература:
1. Дошкольное учреждение-семья: вместе развиваем способности и одаренность ребенка: Примерная программа самообразования для педагогов и родителей /Авт.-сост. Е.А. Панько, Т.В. Поздеева. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2004. – 116 с.
2. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности /
Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2011. – 448 с.
3. Лейтес, Н. С. Возрастная одаренность школьников: учеб. пособие для пед.
вузов / Н. С. Лейтес. – М.: Академия, 2001. – 320 с.
4. Николаева, Е.И. Воспитать одаренного ребенка. Как? / Е.И. Николаева. –
СПб.: Питер, 2013. – 176 с.
5. Психология одаренности: от теории к практике / А.А. Адаскина,
М.Р. Битянова, В.Н. Дружинин [и др.]; под ред. Д.В. Ушакова. – М.: Per Se,
2000 – 80 с.
6. Психология одарённости детей и подростков: учебное пособие для высших
и средних педагогических учебных заведений / Ю. Д. Бабаева, Н. С. Лейтес,
Т.М. Марютина; ред. Н. С. Лейтес. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Академия,
2000. – 336 с.
7. Рабочая концепция одаренности / отв. ред. Д. Б. Богоявленская, науч. ред.
В. Д. Шадриков.– М.: Академия, 2003.– 68 с.
8. Савенков, А.И. Психология детской одаренности / А.И. Савенков. –
М.:Генезис, 2010. – 442 с.
9. Сергеева, Т.Ф. Система работы с одаренными детьми: теория и практика:
учебное пособие / Т. Ф. Сергеева, Н. А. Пронина, Е. В. Сечкарева. – Ростов н/Д.:Феникс, 2011. – 284 с.
10. Социальная одаренность и коммуникативные способности: выявление
и развитие в дошкольном возрасте: пособие для педагогов / под ред.Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – Мозырь: Белый ветер, 2005. – 161 с.
14. Шумакова, Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей: учеб. пособие /
Н.Б. Шумакова. – Воронеж: РАО, 2004. – 326 с.
15. Щебланова, Е.И. Психологическая диагностика одаренности школьников:
проблемы, методы, результаты исследований и практики: учеб. пособие /
Е.И. Щебланова. – Воронеж: РАО, 2004. – 368 с.