Параметры для сравнения
| Путь по ходу развития действия
| Проблемно-тематический путь
|
Количество часов, предлагаемых на изучение темы
| 7
| 7
|
Выбор пути анализа в каждом из вариантов
| По ходу развития действия
| Проблемно-тематический;
опирается на то, что ученики уже изучили отдельные произведения писателя – «Тарас Бульба», «Сорочинская ярмарка» и «Ночь перед Рождеством».
Биографический рассказ перед изучением комедии опирается на уже известные черты в облике писателя.
|
Методы и приемы анализа драматического произведения
| Словесные, практические, наглядные методы.
| Словесные, практические, наглядные методы.
Сопоставление комедии «Ревизор» Гоголя с пьесой украинского писателя Квитки-Основьяненко «Приезжий из столицы, или Суматоха в уездном городе».
|
ТЛП, осваиваемые или закрепляемые в процессе разбора пьесы и методику работы с ними
| драма, автор драматического произведения, герои драматического произведения, конфликт между героями драмы, пьеса, завязка, развитие действия, кульминация, развязка;
внесценические персонажи, внесценическое действия;
комедия
| пьеса, комедия, водевиль, фарс, жанровое своеобразие пьесы;
сатира;
кульминация, композиция, конфликт, конфликт внешний, конфликт внутренний, развязка, конфликт в драматическом произведении, завязка, экспозиция, эпизод, принцип драматизированного финала, глубинный конфликт, комический конфликт
|
Работа над характеристикой образов литературных персонажей
| Знакомство с комедией следует начинать с работы над «Замечаниями для гг актёров (Характеры и костюмы)». Чтение кратких характеристик, которые даёт Гоголь основным персонажам комедии, сопровождается показом через эпидиаскоп иллюстраций Боклевского = > в сознании учащихся сразу возникают зрительные образы героев комедии, что значительно облегчит дальнейшее чтение пьесы. Сопоставление облика и имени даёт возможность учителю обратить внимание класса на характерные фамилии героев, сами по себе создающие определённое впечатления о лицах, которым они принадлежат.
Во время чтения пьесы учитель комментирует отдельного персонажа, объясняя реалии того времени.
После чтения 1-го и 2-го явлений 1-го действия и объяснения незнакомых или малопонятных учащимся слов учитель предлагает классу несколько вопросов, которые помогут учащимся понять своеобразие характеров каждого из чиновников и общую обстановку в уездном городе.
В начале третьего урока учитель задаёт классу несколько вопросов, которые помогут проникнуть в характер Хлестакова. Первый вопрос (Чем был занят Хлестаков с утра, что он делал до своего возвращения в номер гостиницы?) требует отчётливого представления о характере Хлестакова в обстоятельствах, не обрисованных Гоголем. Этот вопрос и ответ на него помогает ученикам вжиться в характер персонажа, конкретно представить его себе.
Связный рассказ по иллюстрации А. Константиновского к «Ревизору» - «Возвращение Хлестакова к городничему после обеда».
В том вздоре, который несёт Хлестаков во время знакомства с Анной Андреевной и Марьей Антоновной, необходимо уловить логику его характера.
Сравнение отдельного образа в разных действиях, явлениях.
Сопоставление характеров Анны Андреевны и Марьи Антоновны.
| Вопрос для домашнего задания «Чем похож и чем отличается Хлестаков от чиновников уездного города?».
Облик Хлестакова раскрывается через монолог Осипа и сцен в гостинице (1-е явление 2-го действия).
Перед уроком о Хлестакове учеников просили определить в нескольких словах характер гоголевского героя. Почти все ученики односторонне определяют характер Хлестакова.
Рассмотрение и обсуждение Иллюстраций Боклевского, Кардовского и Константиновского, изображающие Хлестакова вскрывают многогранность характера Хлестакова.
Обращение к разнообразию интонаций в речи городничего помогает понять многогранность его характера и ответить на вопрос «Почему же городничий поддаётся обману».
|
Виды чтения, используемые на уроках
| Чтение учителя, выразительное чтение, комментированное чтение, цитатное чтение в ходе обсуждения, чтение отдельных эпизодов и/или ситуаций
| Чтение учителя, выразительное чтение, комментированное чтение, цитатное чтение в ходе обсуждения, чтение отдельных эпизодов и/или ситуаций
|
Организация самостоятельного (домашнего) чтения учащихся
| Дочитать всю комедию до конца (домашнее задание в конце 2 урока).
Прочесть 3-е действие комедии (домашнее задание в конце 3 урока).
Прочитать 4-е действие комедии и подготовить выразительное чтение отдельных явлений (домашнее задание в конце 4 урока).
Прочитать 5-е действие и подумать, в какой сцене происходит развязка комедии (домашнее задание в конце 5 урока).
| Перечитать 1-е и 2-е действие комедии (домашнее задание в конце первого урока).
Перечитать 3 – 5-е действия (домашнее задание в конце второго урока).
Просмотреть текст комедии (домашнее задание в конце третьего урока)
|
Роль проблемных ситуаций
| На заключительном этапе урока ставится проблемный вопрос, подводящий итог и обобщающий изучение комедии
| Проблемный вопрос звучит сразу же на первом урока, что подводит к дальнейшему неоднозначному восприятию пьесы и изучение пьесы в целом
|
Специфика работы по развитию речи учащихся
| Выразительное чтение отдельных явлений пьесы.
| Чтение монолога Осипа и сцен в гостинице (1-е явление 2-го действия) и работа над «партитурой чувств» к нему.
|
Форма организации самостоятельной деятельности учащихся
| Словесное воспроизведение сцены из спектакля (3 урок).
Написать небольшое сочинение «Моё впечатление от игры актёров в сцене из 2-го действия комедии Гоголя «Ревизор»» (домашнее задание после 3 урока по данной теме).
Связный рассказ по иллюстрации А. Константиновского к «Ревизору» - «Возвращение Хлестакова к городничему после обеда».
В начале 5 урока одному из учеников нужно разложить иллюстрации к 4-му действию «Ревизора» в порядке развития событий.
| Предложение восстановить сюжет по иллюстрациям,
участие в игре-викторине, сопоставление иллюстраций, написание ответов на вопрос учителя, а также сочинений.
|
Использование наглядности на уроках
| На первом уроке демонстрируются виды Петербурга, афиша первого представления комедии, портрет Гоголя, портреты актёров, исполнившие роли в первой постановке, обстановка театра.
По ходу прочтения пьесы учитель демонстрирует иллюстрации, которые отражают те или иные действия пьесы.
| На первом уроке учитель показывает портрет Гоголя, выполненный художником А. Венециановым Учитель показывает гравюры с театральными сюжетами, близкие по времени к Гоголю, и, демонстрируя их, разъясняет классу смысл неизвестных слов.
Акварель П. Каратыгина, изображающая Гоголя на одной из репетиций «Ревизора».
Иллюстрации к 1-му действию «Ревизора».
Иллюстрации Боклевского, Кардовского и Константиновского, изображающие Хлестакова.
|
Работа со сценической историей пьесы
| Полное погружение в обстановку того времени начинается на первого урока.
Начинается с момента первого показа комедии «Ревизор» в театре и первой реакции публики на увиденное.
| История создания и появления пьесы даётся в обзоре творчества Гоголя. Даются воспоминания современников о работе Гоголя над пьесой и первой реакции после появления.
|
Виды художественно-творческой интерпретации комедии.
| Выразительно чтение отдельных явлений и/или событий. После чтения явления класс делает замечания исполнителям.
Ребятам можно предложить подумать от том, как на сцене следует показать «восхождение» городничего по лестнице славы и почёта.
Как передать изменение настроения героев пьесы в первых явлениях и при чтении письма Хлестакова?
Вопрос на заключительном занятии «Что произойдёт в городе после приезда настоящего ревизора?».
| В начале второго урока четыре ученика (в целях экономии времени), вызванные к доске, готовят рассказ по иллюстрациям к 1-му действию «Ревизора». Учащиеся должны оправдать впечатления от иллюстраций текстом комедии. Такая работа восстанавливает содержание 1-го действия.
Викторина в начале 4-го урока перед анализом образа Хлестакова.
Сопоставление игры различных исполнителей роли Хлестакова.
Сопоставление различной актёрской интерпретации городничего.
|
Достоинства
| · естественность порядка разбора
· следование за развивающейся мыслью автора
· эмоциональность
· рассмотрение произведения со всех сторон
· раскрытие действия за действием перед учениками
· можно проследить за развитием сюжета, выделяя центральные эпизоды, психологически мотивируя поступки героев, вглядываясь в художественную ткань произведения
| · зависит от поставленного вопроса перед началом изучения произведения
|
Недостатки
| · минимальная деятельность учеников (вопрос учителя – ответ ученика)
| · подробное рассмотрение только образа Хлестакова
|