Основные направления и содержание деятельности

Курс «Инициатива» включает в себя беседы и практические занятия. Предполагается самостоятельная работа, социально-значимые дела и волонтѐрская деятельность учащихся. Основными интерактивными методами и технологиями обучения являются моделирование ситуаций, ролей, мозговой штурм, диалогические ситуации, рефлексия опыта, групповая работа, психологические тренинги, командное взаимодействие, деловые и ролевые игры.

Проектно-целевой метод позволит комплексно и эффективно решать проблемы развития коммуникативных навыков, привлечение молодежи в социально-значимую деятельность. Эффективность обусловлена его системным интегрирующим характером, что позволит сконцентрировать ресурсы на выбранных приоритетных направлениях и достигнуть положительных эффектов.

Тематическое планирование

       Содержание

Количество часов

Всего Теория Практика

1.

1.1.

1.2.

Вводное занятие. 2 1 1
Презентация программы   1
Игры на знакомство, сплочение группы, выявление индивидуальных особенностей членов группы.   1

2.

 

2.1.

 

2.2.

 

2.3.

 

2.4.

 

 

2.5.

Раздел «Детское движение на современном этапе» РДШ 15 5 10
Пионерия: вчера, сегодня, завтра. КВЕСТ.   4
РДШ. Направления. Атрибутика РДШ.   2
Ознакомление детей с историей развития детского движения во всем мире.   4
Обучающие игровые занятия. Информация о детских и молодёжных общественных объединениях, их история, традиции, символы, ритуалы;   6
Дискуссии, направленные на формирование у учащихся представления о сущности детского движения.   4

3.

 

3.1.

 

3.2.

3.3.

 

3.4.

Раздел «Подросток в современном мире» 15 5 10
Лидер  21 века – кто он? Какой он?   2
Тренинги «Я имею право», «Ответственность«, «Познай самого себя»   2
Устав школы. Правила поведения учащихся.   10
Деловые и ролевые игры, направленные на обучение организаторским навыкам.   6

4.

 

4.1.

 

4.2.

 

4.3.

 

 

4.4

Раздел «Азбука общения» 15 5 10
Умение общаться. Основные навыки общения.   4
Кто такой лидер? Лидер – созидатель, лидер – разрушитель. Лидер – инициатор, лидер – умелец. Деловой лидер, лидер – генератор эмоционального настроя. Лидер-критик. Лидер-интеллектуал. Лидер-организатор. Лидер-исполнитель.       —     5
Тренинги. Игры. Разработка игровых программ.Упражнения. Игра – дело серьезное. Игровые проекты (игры на сотрудничество, разработка сценарно-игровых проектов).       —     3

5.

5.1.

 

5.2.

 

5.3.

5.4.

 

5.5.

 

5.6.

 

5.7.

 

5.8.

Раздел «Информационное поле школы» 21 5 16
Информационно-оформительская работа.   1
Летопись школьной организации.Работа в социальных сетях. Группа ВК   1
Этапы зарождения Школьной газеты «ПРОШКОЛУ»   1
Фотоконкурсы. Темы. Цель.   1
Игра – дело серьезное. Игровые проекты (игры на сотрудничество, разработка сценарно-игровых проектов).     2
Наполнение школьного сайта.   1
Техника речи.Искусство речи (голос, дикция, интонация)   1
Эффективно работающая команда. Лидер и команда. Генератор идей (творческие способности) Итоговое занятие.     1

ИТОГО

68 21 47

Методическое обеспечение программы.

Основное содержание программы составляют практические занятия с теоретическим объяснением нового материала.

Весь учебный материал составлен с учетом возрастных особенностей учащихся и спланирован исходя из уровня подготовленности детей.

Для решения поставленных в программе задач используются различные приемы и методы организации учебного процесса: комбинированные занятия, словесные, игровые и наглядные методы работы, демонстрация различных техник и приемов работы, показ презентаций, изучение методической литературы, защита проектов и т.д.   

В работе используются:

- словесно – иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с литературой.

- репродуктивные методы: воспроизведение полученных знаний во время выступлений.

- частично – поисковые методы (при работе с информацией экологической направленности).

- исследовательские методы (при работе с лабораторным оборудованием, проведении проб).

- метод индивидуального подхода; В процессе обучения учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка, бережно сохраняя и развивая его творческий потенциал.

- метод наглядности; Все, что усваивают дети должно быть подкреплено зрительным восприятием. Для этого используется комплекс наглядных пособий и дидактического материала.

Особое место в данной программе занимает метод творческого проекта.

Программой предусмотрены различные формы работы: экскурсии, участие в конкурсах

В течение учебного года проводятся тесты и опросы по проверке знаний и умений по программе. Промежуточная аттестация проводится в форме защиты творческого проекта.

 

Учебно-методический комплекс:

 

1. Дополнительная общеразвивающая программа «Инициатива»

2. Журнал учета работы педагога дополнительного образования в объединении.

3.Методическая литература: типовые программы для внешкольных учреждений, авторские программы учебные пособия, диски, открытки, фотографии.

4.Технологические карты

5. Зачетные работы учащихся (проект).

 

Приложение

Алгоритм проектной деятельности.

Этап 1. Представление темы проекта. Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания программы или близких к ней областей.

На этом этапе выявляются знания детей, которые определяют возможность выполнения проекта, идёт ознакомление учащихся с необходимыми понятиями и терминами. Осуществляется поиск идей, которые помогут решить проблему, лежащую в основе проекта.

Этап 2. Выбор проблемы. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения учащегося в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся. На этом этапе дети отвечают на вопрос: что мы хотим узнать? Важны ли для нас такие вопросы.

Этап 3. Формулировка подтем (мелких проблем). Эта работа идет в группах. Дети определяют все под темы, которые войдут в план решения проблемы. Проводятся консультации.

Кроме того, важно ставить вместе учебные цели по овладению приемами проектирования как метапредметными умениями.

Этап 4. Планирование работы. В рабочих группах обсуждается план предстоящей работы, определяются пути поиска необходимой информации. Принимается решение: в какой форме будет представлен проект.

Этап 5. Осуществление проекта. Самостоятельная работа участников проекта по группам (сбор информации, исследование проблемы, выбор вариантов решения, оформление работ).

Большого внимания от педагога требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения учащимися знаний, необходимых в том или ином проекте. От педагога при этом потребуются особый такт, деликатность, чтобы не "навязать" учащимся информацию, а направить их самостоятельный поиск. На этом этапе можно задать учащимся такие вопросы: "Все ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам необходимо получить? К каким источникам информации следует обратиться (Интернет, справочники, художественная литература, учебники)?".

Этап 6. Представление проекта (защита). Особого внимания требует завершающий этап проектной деятельности - презентация (защита) проекта.

Этап 7. Оценка проекта. Весьма важный вопрос - оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулирующий характер.

Учащихся, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами или памятными подарками. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и постараться сделать так, чтобы каждый проект "победил" в "какой-либо" номинации.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: