Дисциплина: история. группа гр 1-1

Преподаватель: Чучвара Т.И.

 

Тема 15.4 СССР в годы перестройки

Дата: 21.05.2020

Студент должен знать:

§ причины, предпосылки и последствия перестройки в СССР,

§ причины кризиса советской системы и распада СССР,           

Студент должен уметь:

§ объяснять и применять в историческом контексте понятия перестройка, гласность, плюрализм, парад суверенитетов.

§ проводить поиск информации об изменениях в сфере экономики и общественной жизни в годы перестройки.

§ оценивать государственную деятельность М.С. Горбачёва.

§ систематизировать материал о развитии международных отношений и внешней в период перестройки.

Междисциплинарные связи: Обществознание

Необходимое обеспечение:

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ

Внимательно изучите следующий теоретический материал, касающийся темы занятия.

Перестройка представляет собой курс политики руководства Советского Союза и КПСС, на модернизацию социалистической системы через преобразование экономического, политического, идеологической и социальной структуры в стране «развитого социализма», проводимый с апреля 1985 по декабрь 1991 гг.

Объективное содержание перестройки состояло в том, что стремление привести советские социалистические фундаментальные устои в соответствие с «общечеловеческими» ценностями и идеалами было непоследовательным и крайне противоречивым.

 Следствием провозглашённой в 1985 году и продлившейся до августа 1991 года «перестройки» стали: крушение КПСС и разрушение СССР.

Причины перестройки.

К середине 80-х годов экономические и социально-политические итоги развития показали наличие предпосылок системного кризиса. Утвердившаяся система политической власти и хозяйственных отношений стала тормозить общественный прогресс. В высшей партийно-государственной элите вызрело убеждение: «нужно что-то предпринимать». Взять на себя ответственность за «новый курс» в СССР было поручено М. С. Горбачёву, молодому и на первый взгляд энергичному партфункционеру «из народа».

Цели перестройки.

Кризисных процессов, начавших проявляться во всех сферах жизнедеятельности советского общества. Тенденций изоляционизма в отношении СССР со стороны «мирового сообщества». Для достижения этой цели советские аналитики просчитали необходимые шаги:

В области экономики создание саморегулирующегося экономического механизма, при сохранении доминирующей роли государства; обеспечение развития разных форм собственности; всестороннее повышение экономической активности.

В политической и социальной сферах изменение унитарной системы советского государства; углубление демократизации советской политической и социальной системы; достижение более высокого уровня жизни населения страны.

В сфере идеологии реорганизация идеологической направленности внешней политики; формула «нового политического мышления»; открытие «железного занавеса» со стороны Советского Союза для окружающего мира.

Программы конкретных мероприятий под эти шаги предусматривали широкий спектр мероприятий, порой прямо противоречащих друг другу. Это отразилось на изменчивости целеполагания и как следствие, задач процесса трёх этапов перестройки.

  Этапы перестройки

1 Апрель 1985 – январь 1987 гг. «Ускорение»

2 Январь 1987 – июнь 1989 гг. «Гласность»

3 Июнь 1989 – сентябрь 1991 гг. «Парад суверенитетов»

4 Сентябрь – декабрь 1991 гг. «Постперестройка»

Первый этап 11 марта 1985 года М. С. Горбачёв был избран Генеральным секретарём ЦК КПСС, что по факту означало занятие им первого по значимости поста в Советском Союзе. На состоявшемся уже в апреле 1985 года Пленум ЦК КПСС новый «генсек» провозгласил ускорение социально-экономического развития СССР как «новый курс» эволюционирования социализма:

Главной идеей было объявлено построение «социализма с человеческим лицом». Основная задача – остановить процесс упадка социализма. Средством являлось робкое реформирование при отсутствии программной концепции преобразований («кампанейщина»). Метод – командно-административный («проб и ошибок»).

В майской (1985 г.) речи в г. Ленинграде, М. С. Горбачёв признал «некоторые недостатки политической и социально-экономической системы СССР».

После этого были проведены административные мероприятия по их исправлению: «Антиалкогольная» кампания. Борьба с «нетрудовыми доходами». Введение госприёмки. Демонстративная борьба с коррупцией.

Слово «перестройка» ещё не прозвучало с высокой трибуны, но «дух» её уже витал в воздухе. «Кампанейщина» не дала сколь-нибудь значимых результатов. Внешне изменения почти никак не проявились, и всё оставалось как бы по-старому как во внутренней, так и внешней политике.

Однако в 1985-1986 гг. произошли, значимы для последующей истории явления: Без громких скандалов произошла замена старой («брежневской») команды («кремлёвских старцев») в Политбюро ЦК КПСС на новую группировку («молодых») лидеров. На XXVII съезде КПСС в феврале – марте 1986 года утверждено изменение в программу партии: хрущёвский курс на «построение коммунизма», заменён на «совершенствование социализма» (удвоить экономический потенциал СССР и предоставить квартиру каждой семье до 2000 года!).

В 1986 году произошли: Чернобыльская катастрофа и обвальное падение нефтяных цен, во многом предопределивших ухудшение общей экономической ситуации в СССР.

Постепенное улучшение отношений с «Западом», путём серьёзных (в основном односторонних – соглашение о РМСД) уступок.

Таким образом, первый этап перестройки не принёс желаемых результатов, стал своеобразным периодом «затишья перед грозой».

Второй этап. Главная идея этапа – радикализация процессов реформирования. Основная задача – демократическое преобразование социализма. Средства: изменение общественного мнения через средства массовой информации. Метод – «гласность».

Этот период начинался с Пленума ЦК КПСС, состоявшегося в январе 1987 года, когда было принято решение начать масштабные преобразования во всех сферах общественной жизни СССР, в частности провозглашались: Политика «гласности» — снятие в СМИ ограничений на любые темы для обсуждения и кардинальное смягчение цензуры.

Снятие запретов на частнопредпринимательскую деятельность (ИТД и кооперативы) и создание совместных предприятий с иностранными компаниями.

«Новое мышление» в международной политике. Развитие гласности, частной инициативы и нового мышления, в целом получили в основном позитивную оценку в немного дезориентированном советском обществе.

Начавшееся преобразование политической системы, а затем самоподрыв авторитета через самоустранение власти катализировали массу негативных социальных процессов: Раскол общества по убеждениям: на «коммунистов» и «демократов».

Обострение противоречий между традиционными и вновь создаваемыми общественно-политическими силами. Переход перестроечных процессов в состояние автономности и неуправляемости.

Межнациональные конфликты выходят на уровень открытого противостояния. Элита союзных республик вступает в борьбу за полноту власти с центром.

В целом второй этап перестройки не выполнил задачи построения «демократического социализма».

Третий этап. Главная идея – изменение модели социального развития страны. Основная задача – ликвидация монополии КПСС на власть в государстве. Средства: переход к рыночной экономике капиталистического образца. Метод: реорганизация СССР в «мягкую федерацию» суверенных государств (ССГ). Отличительной чертой третьего этапа перестройки является утрата центральной властью контроля над инициированными процессами. Теперь власти уже только подстраивались под текущую ситуацию:

Экономический рост сменяется падением на грань коллапса всей экономики. Жизненный уровень населения стремительно падает, а товарный дефицит достигает критического апогея.

Эйфория перестройки меняется разочарованием, антикоммунизмом и русофобией. Горбачёв быстро терял «рычаги управления» страной, несмотря даже на его избрание Президентом СССР Верховным Советом Советского Союза.

Начинается «парад суверенитетов» — признание республиками приоритетности своих законов над всесоюзными. Во внешней политике наступил «период беспрецедентных односторонних уступок СССР». К 1991 году общественно-экономическая формация приобретает частнокапиталистический характер: Частная собственность становится легальной. Появились валютный и фондовый рынки. Кооперация перерастает в бизнес.

  В итоге «августовского путча» 1991 года КПСС утратила монополию на власть, а СССР «покатился» к неминуемому распаду.

Четвёртый этап. Главная идея – ликвидация СССР. Основная задача – обеспечить «мирный развод» союзных республик. Средство: создание новой формы сохранения всестороннего взаимодействия союзных республик. Метод: создание СНГ и оформление новых взаимоотношений между республиками бывшего СССР.

Цель «постперестройки» была достигнута в Беловежской пуще фактом договорённости между лидерами Белоруссии (Шушкевичем), России (Ельциным) и Украины (Кравчуком) о создании Союза независимых государств (СНГ). Через некоторое время к этому договору присоединились и другие республики (кроме прибалтийских). 25 декабря СССР перестал существовать юридически.

 Плюсы и минусы перестройки. Крах тоталитаризма. Непродуманность концепции реформ. Создание многопартийной системы. Прохождение во власть сомнительных личностей. Появление подлинного парламентаризма. Стремительный рост коррупции. Прекращения противостояния «сверхдержав». Утрата СССР статуса сверхдержавы». Демилитаризация страны. Экономическое падение. Утверждение прав и свобод граждан. Разгул преступности.

  Итоги перестройки. Главным результатом перестройки является, прежде всего, то, что она была полностью проваленным проектом властей Советского Союза. Заявленные в начале процесса цели не достигнуты или по ходу переформатированы до неузнаваемости. Положение во всех сферах жизнедеятельности страны и основной массы населения катастрофически усугубилось.

В период перестройки СССР показал свою неспособность достойно ответить на внешние и внутренние вызовы.

По вине политической элиты была дискредитирована и ликвидирована КПСС, вместе с идеей построения коммунистического общества. Потеряв скрепы, Советский Союз пришёл к логическому завершению уникального общечеловеческого прогрессивного проекта.

Методические рекомендации для студентов:

1. Выполните следующие задания по теме.

2. Все задания выполняйте письменно в тетради. Фото, выполненных

заданий, отправьте на электронную почту преподавателя chuchvara.toma@yandex.ru или в Контакте

Контрольные вопросы:

1. Каковы были цели реформ, начатых М.С. Горбачевым?

2. С каких мероприятий началась перестройка?

3. Существовала ли, на ваш взгляд, возможность сохранить СССР? Свое мнение аргументируйте фактами.

4. Дайте определения понятиям:      перестройка, гласность, плюрализм, парад суверенитетов.

Составьте таблицу:

  «ПЛЮСЫ» перестройки    «МИНУСЫ» перестройки Итоги перестройки
1.        
2.        
3.        
4.        
5.        
6.        
         
         

 

Вы можете также ознакомиться с теорией в источниках:

1. История. Конец XIX–начало XXI века: учебник для 10-11 классов общеобразовательных организаций. Базовый и углублённый уровни: в 2ч. Ч 2. / А.Н. Сахаров, Н.В. Загладин, Ю.А. Петров. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2019. 448 с. § 43, 44,45

2. История России: учебник и практикум для СПО / К. А. Соловьев [и др.]; под ред. К. А. Соловьева. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 252 с. — (Серия: Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-01272-9. — Режим доступа: www.biblio-online.ru/book/istoriya-rossii-434005

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: