Словарная работа: поэзия, проза. ( Выписать эти понятия)

ТЕМА

«Тихая моя родина» Стихотворения о родной природе. В.Брюсов,  Ф Сологуб,  Н.Заболоцкий, С. Есенин,  Н.Рубцов). Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего. Человек и природа. Выражение духовных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной  природы русскими поэтами. Песни на стихи русских поэтов ХХ века. И. А. Гофф «Русское поле». Б. Ш. Окуджава «По Смоленской дороге…»А. Н. Вертинский «Доченьки». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.

Цели и задачи урока:: научить детей анализировать лирическое стихотворение; воспитывать любовь к природе, Родине, умение видеть красоту природы, человеческих отношений, умение размышлять о жизни, быстро текущем времени, видеть в стихотворениях поэтов чувство светлой грусти, их переживания, выражать поэтами духовные настроения, состояние человека через описание картин природы, осознать значение песни в жизни; повторение в лирике рода литературы, литературные приемы: эпитеты, метафоры, сравнения.

Эпиграф к уроку:

                         «…любовь к родной природе – один из вернейших

                            признаков любви к своей стране».

                                                        К.Г. Паустовский

Словарная работа: поэзия, проза. (Выписать эти понятия)

Сегодня в нашей мастерской мы попробуем проанализировать стихи о родной природе, о родине В.Брюсова «Первый снег», Ф Сологуба»Забелелся туман за рекой…», Н.Заболоцкого «Я воспитан природой суровой…», С Есенина «Топи да болота…», Н.Рубцова «»Тихая моя родина…».

--- Вам нужно нарисовать в рабочих тетрадях то, с чем ассоциируется для вас Родина.(Рисуем и отправляем работу полностью мне в лс)

Объясните, почему, по-вашему, он больше всего ассоциируется со словом Родина.

Вывод: Родина для многих – это дом, поле, речка… что ещё? (дополнить этот ряд)

Иногда живопись и музыка часто могут выразить то, чего не передать словами. В творчестве каждого русского поэта тема Родины занимает важное место.

Тема Родины в русской поэзии характеризуется своим традиционным лексическим фондом, который на протяжении многих лет претерпел ряд изменений. Можно выделить группы наиболее активных, регулярно повторяющихся слов: Родина, Отчизна, Отечество, родной край, страна отцовКакими словами вы продолжите этот ряд? В поэзии 19 века наиболее часто повторяющаяся лексическая группа – это существительные, обозначающие детали сельского пейзажа, называющие жителей сельской местности, явления природы: кров, очаг, хижина, обитель, река, ручей, холм, дубрава. Традиционным представлением о России как о северной стране, лишенной тепла и солнца, обусловлено широкое употребление таких слов: снег, мороз, холод, туман, болота, непогода, тучи, вьюга, буран, метель, зима.

Русский пейзаж – это, прежде всего, зимний пейзаж (А.С. Пушкин «Зимняя дорога», «Зимнее утро», «Зимний вечер»). Обращение к поэзии реальной русской действительности вызвало употребление таких слов, как даль, ширь, простор, раздолье, пространства, равнины.

Ассоциативно близкими этим словам являются такие: поля, степи, дорога, конь, тройка.

С темой родины связаны слова дым, дымка, журавли, дуб, липа, береза, рябина. Данная лексика выполняет функцию ключевых слов, она нередко используется в заглавиях стихотворений.

 -------- Обратимся к стихотворению Н.Рубцова «Тихая моя родина».

1. Запишите в тетрадь, какая Родина у Рубцова. (Деревушка, где он родился, куда вернулся.)

2. Что можно узнать из этого стихотворения о жизни Рубцова? (Умерла мать, учился в школе, любил ловить рыбу, близок с природой, покинул дом). (Биографические сведения).

3. Из этих воспоминаний складывается чувство Родины.

-------Какие перемены произошли в родном краю? Нарушили ли они «чувство Родины в душе лирического героя»?  (Нет, глаз отличает перемены, но сердце их воспринимает: «Словно ворона веселая, сяду опять на забор»).

------Какое значение имеет настойчивое повторение слова «тихий», «тихо». (Тишина, успокоение – это то, чем встречает лирического героя родной край. Здесь все просто, естественно, любовь к родной земле не требует громких слов. И сама природа родного края, пусть тиха и неприметна, но неповторима).

 ------ Какие литературные приемы использует Рубцов для выражения чувства любви к родному краю? (Эпитеты - «тихая родина»; сравнения – «словно ворона веселая»; повторы«тихо, тихо»; метафоры – «речка за мною туманная будет бежать и бежать», «с небом, готовым упасть», аллитерация – «тина теперь и болотины». (Выписать понятие аллитерации – повторить)

6. Выделите традиционный лексический фонд, характерный для темы Родины. (Использована в заглавии).

-----Прочитайте стихотворение Брюсова «Первый снег».

 ------ Понравилось ли вам оно?

1.Каким чувством проникнуто это стихотворение? (Восхищения).

 Каждое поэтическое слово в стихотворении предстает перед нами как волшебство, и нам хочется снова и снова проникать в его тайны.

2. Какие художественные детали и литературные приемы подчеркивают восхищение красотой природы, первым снегом?

3. В каком из перечисленных далее значений употреблено слово «проза»?

Проза 1. Нестихотворная литература, в отличие от поэзии.

      2. (Переносное) Будничное, повседневное в жизни.

4. Как вы понимаете строки?

      Жизнь людей и жизнь природы

      Полны новым и святым.

Обратимся к стихотворению Ф. Сологуба (настоящая фамилия Тетерников) «Забелелся туман над рекой».

----Какие события составляют внешний сюжет (содержание, т. е., о чём?) стихотворения? Но мы знаем, что в лирическом стихотворении важны не события, не сюжет, а мысли, чувства лирического героя.

----Каким настроением проникнуто стихотворение? (Одиночества, грусти).

----О чем думает, что чувствует лирический герой? (Об одиночестве и успокоении, которое дарит природа: лес, костер, речка, ведущая к дому).

-----Прочитайте стихотворение   Н. Заболоцкого «Я воспитан природой суровой». (Ответить на вопросы).

1. Это стихотворение Н. Заболоцкого вы стали бы читать, когда вам грустно или радостно? «Весна на поэтическом языке есть утро, подобное заре, выводящей ясное солнце из темных затворов ночи».

2. Какие приметы весны называет поэт?

3. Какие литературные приемы использует Н. Заболоцкий, чтобы передать нам свое настроение, нарисовать картину весеннего леса?

4. Почему поэт называет природу родного края «суровой»?

5. Какие строчки повествуют о полном слиянии души лирического героя с природой?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: