Если здесь много благ: то каково будет там?

 

 

Вот открыто мне Твое великое милосердие; но умоляю Тебя, еще просвети светом Тво­им, чтобы открылось оно еще больше; ибо из сего малого уразумеем мы великое; и из сего видимого—невидимое Твое, Господи Боже, святый и благий Творец наш. Если для сего тела презренного и тленного являешь Ты, Господи мой, столько великих и неисчислимых благодеяний, посылая их с неба и из воздуха, из земли и моря, во свете и тьме, в теплоте и тени, в росе и дожде, в вет­рах и инеях, в птицах и рыбах, в зверях и деревах, во множестве трав и злаков земных, и в служении всех тварей Твоих, из которых каждая во время свое, и одна за другою, оказывают нам услуги в облегчение нашего горестного состояния; то каковы же, как велики и неисчислимы будут те блага, которые уготовал Ты любящим Тебя в оном небесном отечестве, где узрим Тебя лицом к лицу? Если так посту­паешь с нами, заключенными в темнице; что сотворишь с нами в чертоге Твоем? Велики и неисчетны дела Твои, Господи Царь небесный! Ибо если так прекрасно и приятно даже все то, что в равной мере даешь Ты в общее употребление и добрым и злым; то каковы же будут те блага, которые со­блюдаешь одним добрым? Если так неис­числимы и разнообразны дары Твои, которыми ныне равно наделяешь и присных Твоих и врагов; то как велики и неисчислимы, как сладостны и приятны будут те дары, которыми ущедришь Ты одних присных Тво­ихъ? Если столько утешений в этот день плача, то сколько подашь в день брака? Если столько приятностей имеет темница; то сколь­ко имеет их отечество? «Глаз не видал другого», Боже, «кроме Тебя» (Ис.64,4), «что приготовил Бог любящим Его». По великому множеству велелепия Твоего, и «много у Тебя благ, которые Ты хранишь для боящихся Тебя» (Пс.30, 20). «Велик Господь», Боже мой, и не измерим, «и величие Его неисследимо» (Пс.144, 3); нет числа премудрости Твоей, нет меры щедротам Твоим; нет ни конца, ни числа, ни меры воздаянию Твоему. Но как Сам Ты велик, так велики и дары Твои; потому что Ты Сам — награда и дар истинным Твоим подвижникам.

 

21. Сладость души моей! не хочу иных утешений кроме Тебя!

 

Таковы великие благодеяния Твои, Господи Боже, которыми восполняешь Ты скудость алчущих сынов Твоих; потому что Ты соделался надеждою отчаянных и утешением безутешных; Ты—венец надежды, украшенный славою, уготованный побеждающим; Ты — вечное насыщение томимых гладом, подавае­мое алчущим; Ты—вечное утешение, удаляю­щее Себя тем одним, которые ради Твоего утешения пренебрегают утешением мира сего. Ибо утешающиеся здесь недостойны Твоего утешения; скорбящие же здесь бывают уте­шены Тобою, и причастные страданий делаются причастниками и утешений. Никто не может утешаться и в том и в другом веке; кто радуется здесь, не может радоваться и в будущей жизни: необходимо надобно погубить одно утешение тому, кто хочет обладать другим. Помышляя о сем, Господи, Утешитель мой, отрекаюсь от утешений души своей в сей жизни, чтобы соделалась она достойною вечных Твоих утешений. Ибо справедливость требует утратить Тебя тому, кто ищет себе утешения более в чем-нибудь другом, не­жели в Тебе. И Тобою Самим умоляю Тебя, Господи, высочайшая истина, не попусти мне утешаться каким-нибудь суетным утешением, а не Тобой. Пусть все будет для меня горьким, чтобы душе моей казался сладостным Ты один, неоцененная сладость, которою ус­лаждается всякая горечь. Сладость Твоя усла­дила Стефану метаемые в него камни; сла­дость Твоя Лаврентию соделала сладостного разжженную сковороду. Ради сладости Твоей Апо­столы «пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие» (Деян.5, 41). Надежно и радостно шел Ан­дрей на крест, потому что спешил к сла­дости Твоей. Сия-то сладость так наполнила верховных Твоих Апостолов, что ради нее один возжелал стремглав быть распятым на кресте, а другой не убоялся подклонить главу свою под меч. Чтобы купить сию сла­дость, Варфоломей отдал собственную кожу свою. Чтобы вкусить ее, Иоанн бестрепетно испил яд. А когда вкусил ее Петр, тогда забыв все низшее, воскликнул: «Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи» (Матф.17, 4); здесь останемся; Тебя будем созерцать, потому что ни в чем другом не имеем нужды; довольно нам, потому что Тебя видим, Господи, довольно, потому что насы­щаемся такою сладостью. Одну каплю сладости Твоей вкусил Петр, и омерзела ему всякая другая сладость. Что же сказал бы он, если бы вкусил великое оное множество сладости Божества Твоего, какое «хранишь для боящихся Тебя»? Сей-то неизреченной сладости Твоей вку­сила и оная дева Агафья, о которой читаем, что, радуясь и торжествуя, шла она в тем­ницу, как бы призванная на пир. Сей-то сладости, думаю, вкусил и тот, кто сказал: «Как много у Тебя благ, которые Ты хранишь для боящихся Тебя» (Пс.30, 20); кто и других увещевал: «Вкусите, и увидите, как благ Господь!» (Пс.33, 9). Сия то сла­дость есть оное блаженство, Господи Боже наш, которое, как ожидаем, даруешь нам, ради которого непрестанно воинствуем у Тебя, Господи, ради которого «умерщвляемся весь день» (Пс.43, 23), чтобы жить в Твоей жизни.

 

22. Без Тебя не войти нам в вечные обители Твои!

 

Но Ты, Господи, ожидание Израилево, же­лание, стремясь к которому, сердце наше воздыхает ежедневно, поспеши, не умедли. Восстань, поспеши и приди вывести нас из темницы сей «исповедатися имени Твоему» (Пс.141, 8), да прославимся во свете Твоем. От­верзи ухо Твое слезным воплям чад Тво­их, взывающих к Тебе: «Отче наш! хлеб наш насущный даждь нам днесь» (Матф.6, 11); да укрепясь им, пойдем день и ночь, пока не достигнем святой горы Твоей Хорива.

И я малейший из малых в дому Тво­ем, Боже Отец и Сила моя, «когда прииду и явлюся лицу Твоему», чтобы, как ныне испо­ведуюсь пред Тобою во времени, так испо­ведаться тогда пред Тобою вечно? Блажен буду, если дозволено мне будет увидеть свет­лость Твою. Кто же даст мне, чтобы дозволено мне было Тобою прийти туда? Знаю, Господи, знаю, и признаю себя недостойным войти под кров Твой; но соделай сие ради славы Твоей, и не постыди надеющегося на Тебя раба Твоего. И кто войдет в святи­лище Твое, видеть силы Твои, если Сам не отверзешь? И кто же отверзет, если Ты за­ключишь? Если разоришь, никто не созиждет. И если заключишь в чем человека, никто не отверзет. Если удержишь воды, все посохнет; и если излиешь их, потопят землю. «Аще же прекратишь вся, кто речет Тебе: что сотворил еси» (Иов. 11, 10)? Но неизме­няема благость милосердия Твоего, по которой восхотел Ты сотворить, и сотворил, что хотел. Ты создал нас, Зиждитель мира, Ты и управляй нами; Ты сотворил нас, не при­зри же нас, потому что мы—дело рук Тво­их. А мы—брение и черви, не можем войти в вечные обители Твои, если не введешь нас Ты, Господи Боже наш, создавший все из ничего.

 

23. Ты—надежда моя: хочу ли, не хочу ли,—спаси меня!

 

И я—дело рук Твоих, исповедуюсь пред Тобою во страхе Твоем, что «не на лук мой уповаю, и меч мой не спасет мене» (Пс.43, 7), спасут же десница Твоя, и мышца Твоя, и просвещение лица Твоего: в отчаяние вверг­ся бы я, если бы надеждою моею не был Ты, создавший меня; и не оставь меня, потому что не оставляешь надеющихся на Тебя.

Ты, Го­споди Боже наш, милостив и кроток, терпелив и устрояешь все по милосердию. Если и согрешили мы, то мы Твои; а если и не согрешили, то знаем, что все мы сочтены у Тебя. Мы—то же в мире, что древесный лист, и «суета всяк человек живый» (Пс.38, 6); «яко дух (дуновение) живот наш на земли» (Иов. 7, 7). Не гневайся, если падаем мы — дети Твои, «яко познал еси создание наше» (Пс.102, 14), Господи Боже наш. Ужели Ты, Бог неизреченной крепости, хочешь пока­зать Твое могущество на листе, движимом ветром, и будешь преследовать сухую солому?" Ужели Ты, вечный Царь Израилев, осудишь «пса умерша, или блоху едину» (1Цар.24,15)? Слышим о милосердии Твоем, Господи, что не творишь Ты смерти, и не веселишься о погибели умирающих (Прем.1,13). Потому умоляем Тебя, Господи, не попусти несотворенному Тобою владычествовать над сею тварью Твоею, Тобою созданною! Если жалеешь о погибели; что препятствует Тебе, Господи, веселиться всегда о спасении нашем? Если восхощешь Ты, можешь меня спасти; а я, если бы и хотел, не могу спасти сам себя,— так велико надо мною множество бедствий моих! «Желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу» (Рим.7, 18). Не могу и пожелать доброго, если Ты не восхощешь; тем паче не могу сделать, что желаю, если не подкрепит меня Твое могущество. А что могу, того иногда не хочу, если на то не бу­дет воли Твоей, «яко же на небеси и на земли». А чего хочу, и что могу, того не знаю, если не просветит меня премудрость Твоя. Если же и знаю, то, частью по нехотению, и частью по недостатку сил, мудрость моя обращается ни во что, если не поможет мне Твоя истинная мудрость. Но в Твоей состоит все воле, и никто не может противиться воле Твоей, Господи всяческих, владычествующий над всякою плотью; что ни восхощешь, все тво­ришь Ты на небе и на земле, в море и во всех безднах. Да будет же воля Твоя в нас, на которых призвано имя Твое; да не погибнет сие славное создание Твое, которое сотворил Ты в славу Твою. «И кто есть человек», рожденный от жены, «который поживет и не узрит смерти, и избавит душу свою из руки адовы» (Пс.88, 49), если не изба­вишь Ты един, Жизнь всякой жизни, Кото­рою все живет?

 

 

24. По опыту вижу, что я ничего не могу: Ты спаси!

 

Как уже исповедался я пред Тобою, по­хвала жизни моей, Боже мой, сила спасения моего, надеялся я некогда на силу свою, но это была не сила. И когда в этой надежде хотел состязаться на поприще, где особенно думал устоять, там всего скорее падал, и чаще оставался назади, нежели упреждал, а чего думал достигнуть, то более и более уда­лялось от меня. Итак, во многих подобных опытах изведав силы свои, ныне про­свещенный Тобою познаю, что где более на­деялся действовать сам собою, там всего менее мог действовать. Говорил себе: «и то сделаю, и то совершу»; но после не было сделано ни того, ни другого. Была охота, не было умения; было и умение, не доставало охоты, потому что надеялся я на силы свои. Теперь исповедуюсь пред Тобою, Господи Боже мой, Отец неба и земли, «яко не в кре­пости своей силен муж» (1Цар. 2, 9), да не похвалится пред Тобою неразумное кичение всякой плоти. Не в человеческой силе хотеть человеку того, что может, или мочь, чего хочет, или знать, чего хочет, и что может. Но Ты направляешь стопы человеческие, т.е. стопы тех, которые сознаются, что не сами собою, но Тобою управляются они. Посему умоляем благоутробное милосердие Твое, бла­говоли, Господи, спасти, что сотворил. Ибо, если восхощешь, то можешь нас спасти, и в Твоей воле сила спасения нашего.

 

25. Томлюсь в неизвестности будущего: Надежда моя, не оставь меня!

 

Помяни милосердие Твое древнее, по кото­рому в начале предварил Ты нас благословениями сладости Твоей. Ибо прежде нежели родился я—сын рабы Твоей, Господи, на­дежда моя, и от сосцов матери моей предварял Ты меня, уготовляя мне стези, по ко­торым бы я мог идти, и достигнуть славы дому Твоего. Прежде нежели образовал Ты меня в утробе матерней, известен был я Тебе, и прежде нежели вышел я из чрева, предоставил Ты о мне, что было угодно Тебе. Что и как написано о мне в книге Твоей в тайне совета Твоего, того я не знаю, и потому весьма страшусь; но Ты знаешь сие.

Ибо чего я ожидаю по преемству дней и времен, чрез тысячу лет сей временности, то пред лицом вечности Твоей уже соверши­лось, и будущее для Тебя уже исполнено. А я, не ведая сего, стою среди этой мрачной ночи, и нападают на меня страх и трепет, когда вижу, что отовсюду угрожают мне мно­гочисленные опасности, преследуют меня многие враги, и множеством неисчетных бедствий окружен я в жизни сей. И если бы среди стольких зол не было у меня помощи Твоей; то дошел бы я до отчаянья. Но ве­лика надежда моя на Тебя, прекроткий Вла­дыка, Бог мой, и помышление о множестве щедрот Твоих ободряет мысль мою, и прежние знаки милосердия Твоего, предварившие меня до рождения моего, ныне же особенно просиявшие на мне, удостоверяют надежду мою в будущих лучших и совершеннейших дарах благостыни Твоей, соблюдаемых присным Твоим, да возвеселятся они о Тебе, Господи Боже мой, Веселие святое и животвор­ное, всегда возвеселяющее юность мою.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: