№ н/п | Наименование нетрадиционных техник | Номер занятия в программе | Общее количество часов (занятий) по данной технике |
1. | Рисование пальчиками | 23 | 1 |
2. | Оттиск пробкой | 31 | 1 |
3. | Восковые мелки и акварель | 7, 27, 33, 25, 29 | 5 |
4. | Печать по трафарету | 1 | 1 |
5. | Рисование ладошкой | 21 | 1 |
6. | Граттаж | 17 | 1 |
7. | Комкание бумаги | 14 | 1 |
8. | «Знакомая форма-новый образ» | 2 | 1 |
9. | Тычок жесткой кистью | 6, 18 | 2 |
10. | Монотипия | 3, 32 | 2 |
11. | Тиснение | 5 | 1 |
12. | Набрызг | 9 | 1 |
13. | Кляксография | 13 | 1 |
14. | Обрывание | 34 | 1 |
15. | Элементы народно-прикладного искусства | 10, 15, 22, 23, 26, 30, 35 | 7 |
16. | Самостоятельно выбранная техника | 4, 8, 11, 12, 16, 20, 28, 36 | 9 |
Итого: | 36 |
|
|
Список детей первого года обучения (средняя группа)
...............................................................................................
Список детей второго года обучения (старшая группа)
...............................................................................................
Список детей третьего года обучения (подготовительная группа)
...............................................................................................
Содержание изучаемого курса первый год обучения (средняя группа)
№ п/п | Тема занятия | Нетрадицион-ные техники | Программное содержание | Оборудование | ||
Сентябрь | ||||||
1 | Веселые мухоморы | Рисование пальчиками | Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность бумаги. Закрепить умение ровно закрашивать шляпку гриба, окунать пальчик в краску по мере необходимости. | Вырезанные из белой бумаги шаблоны мухоморов различной формы, алая, малиновая и оранжевая гуашь, мисочки с белой гуашью, салфетки, муляжи или иллюстрации мухоморов. | ||
2 | Подсолнухи | Рисование пальчиками | Упражнять в рисовании пальчиками. Учить рисовать стебель и листья у подсолнуха. Закрепить навыки рисования гуашью. Развивать чувство композиции | Лист формата А4 с нарисованным кругом, черная тушь в мисочках, зеленая гуашь, кисти, эскизы и иллюстрации | ||
3 | Укрась платочек | Оттиск пробкой, рисование пальчиками | Учить украшать платочек простым узором, используя печатание, рисование пальчиками и прием примакивания. Развивать чувство композиции и ритма | Цветной лист треугольной формы, гуашь в мисочках для рисования пальчиками и печатания, пробка, кисти, гуашь, эскизы и иллюстрации | ||
4 | Осеннее дерево | Оттиск печатками из ластика | Познакомить с приемами печати печатками. Упражнять в рисовании углем. | Лист тонированной бумаги формата А4, уголь, печатки в форме листьев, гуашь в мисочках для печатания, иллюстрации и эскизы | ||
Октябрь
| ||||||
5 | По замыслу | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Развивать воображение, творчество | Все имеющиеся в наличии | ||
6 | Мои игрушки | Оттиск пробкой, печатками, рисование пальчиками | Упражнять в рисовании предметов круглой формы(неваляшка, мяч).Закрепить умение украшать предметы, используя печатание и рисование пальчиками. Развивать чувство композиции | Лист А3, гуашь, гуашь в мисочках, кисти, мячи и неваляшка, два медвежонка для игровой ситуации, эскизы | ||
7 | Нарисуй воздушные шарики и укрась их | Оттиск печатками, Рисование пальчиками | Учить рисовать предметы овальной формы. Закрепить умение располагать рисунки по всей поверхности листа. Упражнять в украшении рисунков печатанием | Лист тонированной бумаги формата А3, гуашь, гуашь в мисочках, кисти, воздушные шарики удлиненной формы, листочки с нарисованными овалами для обведения. эскизы | ||
8 | Грибы в лукошке | Оттиск печатками, рисование пальчиками | Упражнять в рисовании предметов овальной формы, печатание печатками. Закрепить умение украшать предметы простым узором(полоска из точек), используя рисовании пальчиками. Развивать чувство композиции | Лист тонированной бумаги формата А4, коричневая гуашь, гуашь в мисочках, кисти, муляжи грибов, кукла, белка, сумочка и корзинка для игровой ситуации, эскизы | ||
Ноябрь | ||||||
9 | Мои любимые рыбки | Восковые мелки и акварель | Упражнять в рисовании предметов овальной формы. Познакомить с техникой сочетания восковых мелков и акварели. Учить тонировать лист разными цветами акварелью. Развивать цветовосприятие | Лист формата А4,восковые мелки, акварель, кисти, эскизы. иллюстрации | ||
10 | Первый снег | Рисование пальчиками, оттиск печатками | Закрепить умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снежок с помощью печатания или рисования пальчиками. Развивать чувство композиции | Лист формата А4,тонированный темно-синим, темно-серым цветом, белая гуашь в мисочках, печатки из ластика в форме снежинок, черная тушь, кисть, эскизы, иллюстрации, фото | ||
11 | Укрась шарфик | Печать по трафарету, рисование пальчиками | Познакомить с печатью по трафарету. Учить украшать полоску простым узором из чередующихся цветов и точек. Развивать чувство ритма, композиции | Шарфик, вырезанный из тонированной бумаги, гуашь в мисочках, трафареты цветов, поролоновые тампоны, девочка (игрушка би-ба-бо) и шарфик для игровой ситуации | ||
12 | По замыслу | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Развивать воображение, творчество | Все имеющиеся в наличии | ||
Декабрь | ||||||
13 | Зимний лес | Печать по трафарету, рисование пальчиками | Упражнять в печати по трафарету. Закрепить умение рисовать деревья сангиной, рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции | Лист формата А4, верхняя часть которого тонирована голубым или серым цветом, а нижняя- белая(снег); белая и зеленая гуашь в мисочках, сангина, трафареты елей разной величины, поролоновые тампоны, фото и иллюстрации, эскизы | ||
14 | Два петушка ссорятся | Рисование ладошкой | Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа(петушки). Развивать воображение, творчество | Лист формата А4 тонированный, кисть, гуашь, игрушка петушок, эскизы | ||
15 | По замыслу | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Развивать воображение, творчество | |||
16 | Укрась елочку бусами | Рисование пальчиками, оттиск пробкой | Упражнять в изображении елочных бус с помощью рисования пальчиками и печатания пробкой. Учить чередовать бусины разных размеров. Развивать чувство ритма | Можно использовать готовые елки из цветной бумаги или нарисованные гуашью, гуашь в мисочках, пробка, елочные бусы, эскизы | ||
Январь
| ||||||
17 | Елочные игрушки | Восковой мелок и акварель, оттиск пробкой | Упражнять в рисовании восковыми мелками елочных игрушек. Закрепить умение тонировать рисунок акварелью. Печатать пробкой | Вырезанные из плотной бумаги елочные игрушки (шары, сосульки, месяц, звезда и др.), восковые мелки, акварель, кисти, гуашь в мисочках, пробка, елка, нарисованная на ватманском листе, елочные игрушки | ||
18 | Мой воспитатель | Черно-белый граттаж (готовый лист) черный маркер, сангина | Учить рисовать портрет человека, используя выразительные средства графики (линия, точка, штрих). Содействовать передаче отношения к изображаемому. Развивать чувство композиции | Приготовленный лист для черно-белого граттажа или лист формата А3 белый (на выбор), черный маркер, палочка для процарапывания, сангина, репродукции портретов, эскизы | ||
19 | Снеговичок | Комкание бумаги (скатывание) | Закрепить навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатвыание, комканье бумаги и рисование. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т.д.). Развивать чувство композиции | Лист плотной бумаги формата А4 (тонированной0,салфетка целая и половинка (белого цвета),клей в блюдечке, гуашь, кисть, снеговичок из ваты, эскизы | ||
20 | По замыслу | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Развивать воображение, творчество | Все имеющиеся в наличии | ||
Февраль
| ||||||
21 | Нарисуй чашку и укрась ее | Оттиск печатками, печать по трафарету | Учить рисовать чашки различной формы (прямоугольной, полукруглой), украшать их узором (основное украшение- печать по трафарету, дополнительные-печатание печатками). Развивать чувство композиции и ритма | Лист формата А4, гуашь, кисть, печатки из ластика, трафареты, поролоновые тампоны, гуашь в мисочках, иллюстрации и эскизы, чашки различной формы | ||
22 | Кораблики в море | «Знакомая форма-новый образ»; черный маркер и акварель | Учить рисовать кораблики, используя в качестве шаблона для обведения ступню. Закрепить умение раскрашивать рисунок акварелью, Воспитывать аккуратность, Развивать воображение | Лист формата А4 бледно-голубого цвета, черный маркер, акварель, кисть, эскизы и иллюстрации | ||
23 | «Портрет» зимы | Восковые мелки+ акварель, черный маркер+ акварель | Закрепить умение рисовать человека восковыми мелками или маркером, украшать деталями (снежинки), тонировать лист в цвета зимы (голубой, синий, фиолетовый). Развивать воображение, творчество | Лист формата А4, синий восковой мелок, черный маркер, акварель, кисть, эскизы, иллюстрации | ||
24 | По замыслу | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Развивать воображение, творчество | Все имеющиеся в наличии | ||
Март | ||||||
25 | Нарисуй и укрась вазу для цветов | «Знакомая форма-новый образ»; оттиск печатками | Совершенствовать умения детей в данный изобразительных техниках. Развивать воображение, чувство композиции, ритма | Лист формата А4 тонированный, гуашь в мисочках, печатки, предметы для обведения (подносы, подставки круглой и овальной формы), эскизы, иллюстрации | ||
26 | Открытка для мамы | Печать по трафарету, рисование пальчиками | Совершенствовать умение детей в данных изобразительных техниках. Развивать чувство композиции, ритма | Лист формата А3 (с приклеенными вазами), сложенный вдвое, тонированный, гуашь в мисочках, гуашь, кисть, тампоны из поролона, трафареты цветов, мимозы и тюльпаны или иллюстрации, эскизы | ||
27 | Весеннее солнышко | Рисование ладошками | Закрепить умение рисовать в технике печатания ладошкой, навыки коллективной деятельности. Учить смешивать разные краски (желтую, красную, оранжевую) кистью прямо на ладошке | Ватманский лист бледно-голубого цвета, гуашь, кисти, иллюстрации, эскизы | ||
28 | По замыслу | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Развивать воображение, творчество | Все имеющиеся в наличии | ||
Апрель | ||||||
29 | Ракеты в космосе | Печать по трафарету | Продолжать учить смешивать различные краски (синюю, голубую, фиолетовую, черную) прямо на листе бумаги. Закреплять умение печатать по трафарету. Учить рисовать ракеты, летающие тарелки | Лист формата А3, гуашь, кисти, гуашь в мисочках, трафареты звезд, эскизы и иллюстрации | ||
30 | Цыплята | Комкание бумаги или обрывание | Закрепить умение комкать салфетки или обрывать их и делать цыплят, дорисовывать детали пастелью (травку, цветы) и черным маркером (глазки, клюв, ножки). Развивать чувство композиции | Лист формата А4 бледно-голубого цвета, салфетки желтые, целые и половинки (для головы и туловища цыплят), клей ПВА в блюдечках, пастель, черный маркер, шапочки цыплят (для игры), эскизы и иллюстрации | ||
31 | Укрась свитер | Тычок жесткой кистью, печатание печатками | Совершенствовать умения в данных техниках. Воспитывать аккуратность | Вырезанные из тонированной бумаги свитера. Жесткая кисть, гуашь, гуашь в мисочке, печатки, эскизы, кукла и мишка для игровой ситуации | ||
32 | По замыслу | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Развивать воображение, творчество | Все имеющиеся в наличии | ||
Май | ||||||
33 | Одуванчики | Восковые мелки и акварель, печатание печатками | Закрепить умения детей в данных техниках. Учить создавать выразительный образ одуванчиков. Развивать чувство композиции | Лист формата А4 белого или бледно-зеленого цвета, восковые мелки, акварель, кисть, гуашь в мисочках, печатки в форме треугольников разной величины, иллюстрации, эскизы, карточки для игры | ||
34 | Как я вырос за год (автопортрет) | Черно-белый граттаж (готовый лист), черный маркер, сангина | Закрепить умение рисовать портрет человека, используя выразительные средства графики (линия, точка, штрих). Содействовать передаче отношения к изображаемому. Развивать чувство композиции | Приготовленный лист для черно-белого граттажа или лист формата А3 белый на выбор, палочка для процарапывания, черный маркер, сангина, репродукции автопортретов, эскизы | ||
35 | По замыслу | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Развивать воображение, творчество | Все имеющиеся в наличии | ||
36 | Итоговая выставка рисунков за год | Продолжать учить рассматривать рисунки. Поощрять эмоциональные проявления, высказывания, выбор понравившихся рисунков | Рисунки детей за год (несколько работ рисунков каждого ребенка) |
Содержание изучаемого курса второй год обучения (старшая группа)
№ п/п | Тема занятия | Нетрадицион-ные техники | Программное содержание | Оборудование |
Сентябрь | ||||
1 | Летний луг | Восковые мелки+ акварель, печать по трафарету | Закрепить ранее усвоенные умения и навыки в данных техниках. Содействовать наиболее выразительному отражению впечатлений о лете | Бумага формат А3, восковые мелки, акварель. Трафареты цветов, гуашь в мисочках, поролоновые тампоны, кисти |
2 | Укрась вазу для цветов | Печать (печатками, по трафарету) «знакомая форма-новый образ» | Закрепить умение составлять простые узоры, используя технику печатания и технику «старая форма-новое содержание» для рисования вазы. Развивать чувство композиции | Предметы круглой и овальной формы (например, поднос, блюдце), печатки и трафареты, простой карандаш, поролоновые тампоны, гуашь в мисочках |
3 | Бабочки которых я видел летом | Монотипия, обведение ладошки и кулака | Познакомить детей с техникой монотипии. Закрепить умение использовать технику «старая форма-новое содержание» (ладошка с сомкнутыми пальцами-большое крыло, кулачок-маленькое). Познакомить детей с симметрией (на примере бабочки). Развивать пространственное мышление | Силуэты симметричных и несимметричных предметов в иллюстрации бабочек, лист бумаги, белый квадрат, гуашь, кисть, простой карандаш |
4 | По замыслу | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Развивать воображение, творчество | Все имеющиеся в наличии |
Октябрь | ||||
5 | Осенние листья (первое занятие) | Тиснение | Познакомить с техникой тиснения. Учить обводить шаблоны листьев простой формы, делать тиснение на них. По желанию рисовать на общем листе пейзаж осени (без листьев) | Шаблоны листьев разной формы, простой карандаш, цветные карандаши, материал для тиснения (предметы с различной фактурой), ватман, гуашь, кисти |
6 | Осенний пейзаж (второе занятие) | Тычкование | Закрепить умение вырезать листья и приклеивать их на деревья, прием тычкования- учить делать ежика, грибочки для него. Развивать чувство композиции | Ножницы, клей карандаш, квадраты (2*2см) из газетной бумаги (около 40шт.), красная, коричневая и белая бумага для грибов (прямоугольники), листья, изготовленные на предыдущих занятиях |
7 | Астры или георгины в вазе (с натуры) | Восковые мелки, пастель | Учить анализировать натуру, выделяя ее особенности (форму вазы, вид и величину цветов, форму лепестков). Закрепить приемы рисования пастелью. Развивать чувство обращаться к натуре в процессе рисования, подбирать цвета в соответствии с натурой | Букет осенних цветов, лист бумаги темного цвета, пастель |
8 | По замыслу | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных изобразительных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему | Все имеющиеся в наличии |
Ноябрь | ||||
9 | Мое любимое дерево осенью | Оттиск печатками, набрызг по трафарету, монотипия | Учить отражать особенности изображаемого предмета, используя различные нетрадиционные изобразительные техники (дерево в сентябре-монотипия, в октябре-набрызг по трафарету, в ноябре-печатанье печатками). Учить соотносить количество листьев и цвет (в сентябре листьев много, они желто-зеленые, в ноябре листьев мало, зеленых нет). Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в данных техниках | Уголь, сангина, печатки, трафарет, жесткая кисть, бумага формата А4 голубого и серого цвета, кисти, гуашь, иллюстрации, эскизы пейзажей осени(по месяцам) |
10 | Узор на разделочной доске (городецкая роспись) | Закрепить знания детей о городецкой росписи, ее колорите и элементах. Учить украшать разделочную доску простым узором. Развивать чувство композиции | Изделия с городецкой росписью, разделочные доски разной формы из бумаги, гуашь, кисти | |
11 | Натюрморт из овощей «Что нам осень подарила?» (с натуры) | Закрепить умение составлять натюрморт, анализировать его составляющие и их расположение, упражнять в рисовании пастелью торцом мелка и всей его поверхностью. Развивать чувство композиции | Овощи или муляжи, бумага темного цвета, пастель, эскизы и картины (репродукции) с изображением натюрморта | |
12 | По замыслу | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных изобразительных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему | Все имеющиеся в наличии |
Декабрь | ||||
13 | Животные которых я сам придумал | Кляксография, «знакомая форма-новый образ» | Познакомить с нетрадиционной художественной техникой кляксографии. Закрепить умение работать в технике «старая форма-новое содержание». Развивать воображение | Черная и цветная тушь, листы бумаги (20*20см), пластмассовая ложечка, гуашь или фломастеры, простой карандаш, различные предметы (ножницы, кольца, ложки и др.), восковые мелки |
14 | Мои любимые снежинки (декоративные) | Учить украшать тарелочки и подносы узором из снежинок различной формы и размера. Упражнять в рисовании концом кисти. Закрепить умение смешивать в мисочке белую гуашь с синей, фиолетовой. Развивать воображение, чувство композиции | Тарелочки и подносы, вырезанные из черной бумаги, белая, синяя, фиолетовая гуашь, иллюстрации, эскизы | |
15 | Птицы волшебного сада (городецкая роспись) | Продолжать закреплять знания детей о городецкой росписи. Познакомить с приемами изображения городецких птиц. Учить рисовать птицу в волшебном саду (из цветов и листьев городецкой росписи). Развивать чувство композиции | Гуашь, кисти, предметы с городецкой росписью, лист формата А3, эскизы | |
16 | По замыслу | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных изобразительных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему | Все имеющиеся в наличии |
Январь | ||||
17 | Я в волшебном еловом лесу | Черно-белый граттаж, печать поролоном по трафарету | Совершенствовать умение в нетрадиционных графических техниках (черно-белый граттаж, печать поролоном по трафарету). Учить в работе отражать облик елей наиболее выразительно. Развивать чувство композиции | Бумага белая формата А4 и А3, картон для граттажа, свечка, палочка для процарапывания, черная тушь, уголь, кисти, поролоновые тампоны, иллюстрации, эскизы |
18 | Филин | Тычок полусухой жесткой кистью | Учить создавать выразительный образ филина, используя технику тычка и уголь. Развивать умение пользоваться выразительными средствами графики. Закрепить навыки работы с данными материалами | Бумага формата А3, уголь, жесткая и мягкая кисти, черная гуашь, иллюстрации, эскизы, рисунки детей за прошлые годы |
20 | По замыслу | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных изобразительных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему | Все имеющиеся в наличии |
Февраль | ||||
21 | Я в подводном мире | Рисование ладошкой, восковые мелки+ акварель | Совершенствовать умение в нетрадиционной изобразительной технике восковые мелки+ акварель, отпечатки ладоней. Учить превращать отпечатки ладоней в рыб и медуз, рисовать различные водоросли, рыб разной величины. Развивать воображение, чувство композиции | Голубой или белый лист формата А3, восковые мелки, акварель, кисти, салфетки, эскизы, иллюстрации |
22 | Семеновские матрешки (мама с дочкой) | Познакомить детей с семеновскими матрешками. Учить определять колорит, элементы росписи и украшения. Упражнять в рисунке силуэтов матрешек разной величины | Семеновские матрешки, бумага формата А4, гуашь, черный маркер, акварель | |
23 | Семеновские матрешки (мама с дочкой). Второе занятие | Рисование пальчиками | Продолжать знакомить с семеновскими матрешками. Упражнять в рисунке несложной композиции на фартуках ранее нарисованных матрешек. Развивать цветовосприятие | Семеновские матрешки, ранее нарисованные детьми матрешки, гуашь, черный маркер и акварель, гуашь в мисочках, салфетки |
24 | По замыслу | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных изобразительных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему | Все имеющиеся в наличии |
Март | ||||
25 | Моя мама | Продолжать знакомить детей с жанром портрета. Закрепить умение изображать лицо (фигуру) человека, пользуясь различными приемами рисования сангиной, графически выразительными средствами (линия, пятно, штрих). Развивать чувство композиции | Листы бумаги формата А4, А3, сангина, репродукции женских портретов | |
26 | Чудесные платки | Познакомить с павло-посадскими платками, рассмотреть выставку, выделить колорит и элементы узора. Учить рисовать несложный цветочный орнамент по мотивам павлово-посадских платков. Развивать чувство ритма, цветовосприятие | Черная бумага (20*20см), пастель или гуашь, павлово-посадские платки, эскизы | |
27 | Фрукты на блюде (с натуры) | Восковые мелки+ акварель | Продолжать учить составлять натюрморт из фруктов, определять форму, величину, цвет и расположение различных частей, отображать эти признаки в рисунке. Упражнять в аккуратном закрашивании восковыми мелками фруктов, создании созвучного тона с помощью акварели | Фрукты или муляжи, тарелка (блюдо), бумага формата А4, восковые мелки или пастель, кисти, акварель, эскизы |
28 | По замыслу | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных изобразительных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему | Все имеющиеся |
Апрель | ||||
29 | Моя воспитательница | Продолжить учить пользоваться различными графическими средствами (линия, пятно, штрих) для создания выразительного образа человека. Закрепить умение передавать настроение человека в рисунке. Упражнять в пользовании различными приемами рисования сангиной | Бумага различного формата, сангина, эскизы | |
30 | Расцвели чудесные цветы (жостовский поднос) | Познакомить с жостовским промыслом. Рассмотреть выставку, выделить колорит и элементы узора. Учить рисовать несложную композицию по мотивам жостовских подносов. Развивать чувство ритма, цветовосприятия | Черная бумага форматаА4, кисти, пастель или гуашь, жостовские подносы, эскизы | |
31 | Мы гуляем. | Учить создавать большую коллективную композицию, договариваясь друг с другом, кто что рисует. Закрепить ранее полученные знания и навыки. Развивать чувство композиции | Ватманский лист, пастель, гуашь, кисти | |
32 | Чудесный букет | Монотипия | Закрепить знания детей о симметричных и несимметричных предметах, навыки рисования гуашью. Учить изображать букет в технике монотипии | Бумага формата А3, А4, гуашь, кисти, иллюстрации, эскизы, рисунки детей за прошлые годы |
Май | ||||
33 | Наши черепахи на прогулке | Восковой мелок+ акварель, черный маркер+ акварель | Совершенствовать умение в данных изобразительных техниках. Учить отображать в рисунках облик животных наиболее выразительно. Развивать чувство композиции | Бумага формата А3, черный маркер, восковые мелки, акварель, кисти, иллюстрации, эскизы, рисунки детей за прошлые годы |
34 | Как я люблю одуванчики | Восковой мелок+ акварель, обрывание, тычкование | Совершенствовать умения в данных техниках. Учить отображать облик одуванчиков наиболее выразительно, использовать необычные материалы для создания выразительного образа | Белая бумага формата А4, цветной картон формата А4, восковые мелки, акварель, кисти, желтые салфетки или квадраты (2*2см) из желтой бумаги для тычкования, зеленая бумага, синтепон, пеноплен и др., клей |
35 | Я составляю букет (павлово- посадские платки, жестовские подносы, городецкая роспись) | Продолжать закреплять знания о павлово-посадских, жостовских, городецких росписях, их колорите, узоре. Совершенствовать умение выбирать и рисовать предмет, украшать его | Бумага формата А4, А3, гуашь, кисти, павлово- посадские платки, жостовские подносы, городецкие доски | |
36 | Итоговая выставка детских рисунков за год |
Содержание изучаемого курса третий год обучения (подготовительная группа)
№ п/п | Тема занятия | Нетрадицион-ные техники | Программное содержание | Оборудование |
Сентябрь | ||||
1 | Ёжики | Тычок жесткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой | Закрепить умение пользоваться техниками «тычок жесткой полусухой кистью», «печать смятой бумагой». Учить выполнять рисунок тела ёжика (овал) тычками без предварительной прорисовки карандашом. Учить дополнять изображение подходящими деталями, в том числе сухими листьями | Иллюстрации с изображением ежей, жесткая кисть, смятая бумага, набор гуаши, кисть, сухие листья, клей |
2 | Ветка рябины (с натуры) | Рисование пальчиками | Учить анализировать натуру, выделять ее признаки и особенности. Закрепить умение рисовать пальчиками, прием примакивания (для листьев). Развивать чувство композиции, цветовосприятие | Лист формата А4, ветка рябины, гуашь (в том числе оранжевая и алая) в мисочках, кисти |
3 | Рисование узоров по мотивам дымковских игрушек | Закрепить умение передавать колорит дымковских узоров. Учить комбинировать различные ранее освоенные элементы в новых сочетаниях. Развивать чувство композиции, цветовосприятие | Дымковские игрушки, рисунки детей за прошлые годы, гуашь, кисть, бумага квадратного формата | |
4 | По замыслу | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных изобразительных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему | Все имеющиеся в наличии |
Октябрь | ||||
5 | Я шагаю по ковру из осенних листьев | Печатание листьями, печать или набрызг по трафарету | Познакомить с техникой печатания листьями. Закрепить умение работать с техникой печати по трафарету. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати | Листы формата А3 черного цвета, опавшие листья, гуашь, кисти, поролоновые тампоны, трафареты |
6 | Роспись дымковского коня | Закрепить умение украшать дымковским узором простую фигурку. Развивать умение передавать колорит дымковских узоров, чувство композиции. Воспитывать аккуратность | Вылепленные из глины или вырезанные из бумаги фигурки дымковского коня, дымковские игрушки, гуашь, кисти | |
7 | Мое любимое платье или свитер | Оттиск печатками, рисование пальчиками | Закрепить умение украшать платье или свитер простым узором, используя в центре крупное одиночное украшение (цветок и др.), а по вороту-мелкий узор в полосе | Платья и свитера, вырезанные из бумаги, разные печатки, гуашь в мисочках, рисунки одежды, одежда кукол |
8 | По замыслу | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных изобразительных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему | Все имеющиеся в наличии |
Ноябрь | ||||
9 | Я люблю пушистое, я люблю колючее | Тычок жесткой кистью, оттиск скомканной бумагой, поролоном | Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить отображать в рисунке облик животных наиболее выразительно. Развивать чувство композиции | Тонированная или белая бумага, жесткая кисть, гуашь (для графики-только черная), скомканная бумага, поролоновые тампоны, тарелочка для печати бумагой или поролоном, эскизы, фотографии, иллюстрации |
10 | Первый снег | Монотипия. Рисование пальчиками | Учить рисовать дерево без листьев в технике монотипии, сравнивать способ его изображения с изображением дерева с листьями. Закрепить умение изображать снег, используя рисование пальчиками. Развивать чувство композиции | Лист формата А4 темно-голубого, темно-серого, фиолетового цветов, черная гуашь или тушь, белая гуашь в мисочках, салфетки, эскизы и иллюстрации |
11 | Узор на тарелочке (городецкая роспись) | Продолжать закреплять знания детей об элементах и колорите городецкой росписи. Учить составлять простой узор в круге. Развивать чувство композиции | Изделия с городецкой росписью, тарелочки, вырезанные из бумаги, гуашь, кисти | |
12 | По замыслу | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных изобразительных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему | Все имеющиеся в наличии |
Декабрь | ||||
13 | Зимняя ночь | Черно-белый граттаж | Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой черно-белого граттажа. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих | Лист полукартона или плотной бумаги, свеча, тушь+ жидкое мыло, кисть, заостренная палочка, эскизы, иллюстрации |
14 | Сухой букет (с натуры) | Продолжать учить использовать выразительные средства графики (пятно, штрих, линия). Учить продумывать расположение рисунка на листе, обращаться к натуре в процессе рисования. Закрепит умение пользоваться такими материалами, как тушь и уголь | Уголь, тушь, лист формата А3, сухой букет в вазе, эскизы | |
15 | Елочка нарядная | Рисование пальчиками, акварель+ восковые мелки | Учить изготовлять плоскостные елочные игрушки (в технике акварель + восковой мелок) для украшения елочки (коллективная работа, выполненная обрыванием). Закрепить умение украшать различные геометрические формы узорами, как на елочных игрушках. Учить украшать елку бусами, используя рисование пальчиками | Различные вырезанные из бумаги фигуры, елочка, акварель, восковые мелки, гуашь в мисочках, елочные игрушки |
16 | По замыслу | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных изобразительных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему | Все имеющиеся в наличии |
Январь | ||||
17 | Обои в моей комнате | Оттиск печатками, поролоном, пенопластом, рисование пальчиками | Совершенствовать умение в художественных техниках печатания и рисования пальчиками. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма. Закрепить умение составлять простые узоры (полоска, клетка) | Бумага формата А3, печатки, поролон, пенопласт, тарелочки для краски, гуашь, кисти, образцы обоев |
18 | Мой портрет | Рисование по наждачной бумаге восковыми мелками | Дать знания о портрете как жанре изобразительного искусства. Закрепить умение рисовать портрет человека. Учить отображать в рисунке свое настроение, особенности внешности (прическа и др). Развивать чувство композиции | Репродукции портретов (автопортреты), зеркало, лист наждачной бумаги формата А4, восковые мелки, эскизы, рисунки детей за прошлые годы |
19 | Сказочные цветы | Рисование по наждачной бумаге | Закрепить умение рисовать необычные цветы, используя разные приемы работы пастелью, восковыми мелками. Развивать воображение, чувство ритма, цветовосприятие | Наждачная бумага разной фактуры формата А4, А3, фотографии, иллюстрации |
20 | По замыслу | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных изобразительных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему | Все имеющиеся в наличии |
Февраль | ||||
21 | Пингвины на льдинах (два занятия). Первое занятие-снег, лед и полярная ночь | Учить изображать снег, лед и полярную ночь, используя гуашь различных цветов, смешивая ее прямо на бумаге. Закрепить понятие о холодных цветах. Упражнять в аккуратном закрашивании всей поверхности листа | Листы формата А3, гуашь, кисть, работы детей за прошлые годы, иллюстрации | |
22 | Пингвины на льдинах. Второе занятие- пингвины | Совершенствовать умение в смешивании белой и черной красок прямо на листе бумаги. Учить рисовать семью пингвинов, передавая разницу в величине птиц. Развивать умение отображать в рисунке несложный сюжет | Подготовленные ранее пейзажи, гуашь, кисти, иллюстрации, рисунки детей за прошлые годы | |
23 | Ветка с первыми листьями с натуры) | Оттиск печатками | Продолжать учить анализировать натуру, определять и передавать в рисунке форму и величину вазы, веточки. Закрепить умение рисовать полураспустившиеся и только проклюнувшиеся листья с помощью печатания, передавать их цвет. Развивать чувство композиции | Лист формата А4, гуашь, кисти, печатки, зеленая гуашь в мисочках, веточки с полураскрывшимися листьями в вазе, эскизы |
24 | По замыслу | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных изобразительных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему | Все имеющиеся в наличии |
Март | ||||
25 | Открытка для мамы (мамины любимые цветы) | Печать по трафарету, рисование пальчиками | Учить украшать цветами и рисовать пальчиками открытку для мамы. Закрепить умение пользоваться знакомыми техниками для создания однотипных изображений. Учить располагать изображения на листе по-разному | Лист формата А3, согнутый пополам, гуашь в мисочках, зеленая гуашь в банке, кисти, трафареты цветов, поролоновые тампоны, салфетки, иллюстрации, открытки |
26 | Подснежники для моей мамы | Акварель+ восковой мелок | Учить рисовать подснежники восковыми мелками, обращая внимание на склоненную головку цветков. Учить с помощью акварели передавать весенний колорит. Развивать цветовосприятие | Бумага формата А4, акварель, восковые мелки, иллюстрации, эскизы |
27 | Чудесные платки рисуем вместе | Продолжать знакомить детей с павлово-посадскими платками. Учить договариваться между собой о будущем узоре, о том, где какой элемент будет расположен. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги, чувство композиции | Бумага (20*20см), гуашь, кисти, павлово-посадские платки, схемы, эскизы | |
28 | По замыслу | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных изобразительных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему | Все имеющиеся |
Апрель | ||||
29 | Красивые букеты (жостовский поднос) | Продолжать знакомить с росписью жостовских подносов. Учить рисовать подносы разной формы, составлять красивые букеты из простых цветов. Развивать чувство ритма, композиции | Черная бумага формата А3, гуашь, кисти, жостовские подносы, эскизы | |
30 | Звездное небо | Набрызг, печать поролоном по трафарету | Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник | Бумага формата А3, кисти, гуашь, трафареты, поролоновый тампон, жесткая кисть и картонка для набрызга, эскизы, иллюстрации |
31 | Весна в саду | Тиснение | Продолжать знакомить с техникой тиснения. Учить рисовать листья разных видов и размеров, делать тиснение карандашами различных оттенков зеленого цвета. Закрепить умение вырезать листья и наклеивать на общую работу | Тонкая бумага формата А4, карандаши различных оттенков зеленого цвета, простой карандаш, предметы с разной фактурой для тиснения, ножницы, клей |
32 | По замыслу | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных изобразительных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему | Все имеющиеся в наличии |
Май | ||||
33 | Игрушки которые мне нравятся (дымковские игрушки и семеновские матрешки) | Закрепить знания о дымковских игрушках и семеновских матрешках, их колорите и узоре. Совершенствовать умение украшать бумажный шаблон или готовые игрушки подходящим рисунком. Развивать чувство ритма, композиции | Бумажные шаблоны или ранее вылепленные игрушки, кисти, гуашь, дымковские игрушки, семеновские матрешки | |
34 | Березовая роща | Рисование свечой | Закрепить умение рисовать свечой и акварелью. Учить создавать выразительный образ березовой рощи. Развивать чувство композиции | Бумага формата А3, свеча, акварель, простой карандаш, гуашь, кисти, репродукции пейзажей, эскизы |
35 | Вишня в цвету (с натуры) | Рисование пальчиками, Тычкование | Закрепить умения продумывать расположение рисунка на листе, обращаться к натуре в процессе рисования, соотносить размеры вазы и веток. Совершенствовать умение использовать рисование пальчиками и тычком для повышения выразительности рисунка | Цветущая вишня в вазе, тарелочка для смешивания красок, тычок (палочка с ваткой), салфетки, гуашь, кисти, бумага формата А3 голубого или темно-голубого цвета, педагогические эскизы |
36 | Итоговая выставка детских рисунков за год |
Литература.
• Аверьянова А. П. «Изобразительная деятельность в детском саду» - М., 2004г.
• Александрова Т. Н. «Чудесная клякса», - М., 1998г.
• Алексеева В. В. Что такое искусство? М., 1991.
• Белошистая А. В., Жукова О. Г. Бумажные фантазии. Издательство «Просвещение», 2010.
• Галанов А. С., Корнилова С. Н., Куликова С. Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.
• Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М. 2007г.
• Доронова Т. Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2006
• Казакова Р.Г. «Занятия по рисованию с дошкольниками»-Москва, 2008г
• Казанова Р. Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004
• Кожохина С. К. «Сделаем жизнь наших малышей ярче» - Ярославль, 2007г.
• Косминская В. Б., Халезова Н. Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. - М.: Просвещение, 1987.
• Колдина Д. Н. Рисование с детьми 4-5, 5-6 лет. Конспекты занятий. – М.:Мозаика-Синтез, 2013
• Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий. /Под ред.
• Комарова Т. С. Как можно больше разнообразия. //Дошкольное воспитание. 1991, №9
• Комарова Т. С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание. 1991, №2
• Грибовской А. А. – М.: ТЦ «Сфера», 2005
• Лыкова И. А. «Цветные ладошки», - М., 1996г
• Лыкова И. А., Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. – М.,2013
• Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: «Карапуз – Дидактика», 2006
• Никитина А. В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»: КАРО, 2010.
• Немешаева Е. А. Разноцветные ладошки /Екатерина Немешаева. - М.: Айрис-пресс, 2013.
• Перевертень И. Г. Мозаика из круп и семян. АСТ, Сталкер. 2007.
• Садилова Л. А. Поделки из мятой бумаги. Издательство «Скрипторий 2003», 2011, - 16с.
• Стрельникова А. Н. Дыхательная гимнастика. Материалы Интернет.
• Тихомирова О. Ю., Г. А. Лебедева. Пластилиновая картина: Для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: Мозаика- Синтез, 2012
• ТРИЗ в изодеятельности. - г. Набережные Челны, 2007г.
• Утробина К. К. «Рисованием тычком» - М., 2004г.
• Утробина К. К., Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2001
• Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.
Приложение 1
Анкета
• Фамилия, имя, отчество: Дмитриева Ксения Владимировна
• Название программы дополнительного образования: Программа по развитию творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования кружка «Акварелька»
• Возраст: 35 лет
• Должность: воспитатель
• Полное название образовательного учреждения: МБДОУ детский сад №5 г Лебедянь
• Адрес образовательного учреждения :399610 Липецкая область, г Лебедянь ул. Карла Маркса д 57
• Домашний адрес с почтовым индексом: 399610 Липецкая область, г Лебедянь ул. Воронежская д. 15 кв.
Директор ОУ (подпись)
М.П.
Приложение 2
Работа с родителями: