1. Обработка данных и выявление длинных циклов.
2. Эмпирические правильности
3. Причинно-следственный механизм циклов
Рекомендуемая литература:
№ темы | Тематическое содержание курса | Количество аудиторных часов | Основные виды деятельности | ||
1 | Вводное занятие. Для чего нужна история экономических учений? | 2 | Лекция и дискуссия по проблематике домашнего задания. | ||
2 | Экономика как наука | 2 | Лекция и дискуссия по проблематике домашнего задания. | ||
3 | Экономические воззрения донаучного периода | 2 | Лекция и дискуссия по проблематике домашнего задания. | ||
4 | Экономические взгляды меркантилистов. Р. Кантильон и его взгляды | 2 | Лекция и дискуссия по проблематике домашнего задания. | ||
5 | Франсуа Кенэ и школа физиократов | 2 | Лекция и дискуссия по проблематике домашнего задания. | ||
6 | Бернар Мандевиль: частные пороки и общественные добродетели | 2 | Лекция и дискуссия по проблематике домашнего задания. | ||
7 | Адам Смит: от моральной философии к экономическим проблемам | 2
| Лекция и дискуссия по проблематике домашнего задания. | ||
8 | Адам Смит и становление классической политической экономии | 2 | Лекция и дискуссия по проблематике домашнего задания. | ||
9 | Иеремия Бентам и система утилитаризма | 2 | Лекция и дискуссия по проблематике домашнего задания. | ||
10 | Томас Мальтус: народонаселение как проблема политической экономии | 2 | Лекция и дискуссия по проблематике домашнего задания. | ||
11 | Давид Рикардо как ключевая фигура классической политической экономии | 2 | Лекция и дискуссия по проблематике домашнего задания. | ||
12 | Фридрих Лист: национальная политическая экономия | 2 | Лекция и дискуссия по проблематике домашнего задания. | ||
13 | Жан-Батист Сэй и Жан Шарль Леонар Симонд де Сисмонди: разделение политической экономии | 2 | Лекция и дискуссия по проблематике домашнего задания. | ||
14 | Джон Стюарт Милль: синтезирующая фигура классической политической экономии | 2 | Лекция и дискуссия по проблематике домашнего задания. | ||
15 | Антуан Огюстен Курно: начало применения математических методов в экономической теории | 2 | Лекция и дискуссия по проблематике домашнего задания. | ||
16 | Натуральное хозяйство и феодальная экономика. | 2 | Лекция и дискуссия по проблематике домашнего задания. | ||
17 | Средневековая торговля. | 2 | Лекция и дискуссия по проблематике домашнего задания. | ||
18 | Возникновение мирового рынка | 2 | Лекция и дискуссия по проблематике домашнего задания. | ||
19 | Промышленная революция и возвышение Британии | 2 | Лекция и дискуссия по проблематике домашнего задания. | ||
20 | Догоняющее промышленное развитие Российской империи. | 2
| Лекция и дискуссия по проблематике домашнего задания. | ||
21 | Превращение США в мировую экономическую державу. | 2 | Лекция и дискуссия по проблематике домашнего задания. | ||
22 | Упадок Китая и вестернизация Японии | 2 | Лекция и дискуссия по проблематике домашнего задания. | ||
23 | Возникновение западного империализма. | 2 | Лекция и дискуссия по проблематике домашнего задания. | ||
24 | Опережающий промышленный рост Германской империи | 2 | Лекция и дискуссия по проблематике домашнего задания. | ||
25 | Дезинтеграция мировой экономики. | 2 | Лекция и дискуссия по проблематике домашнего задания. | ||
26 | Социалистический эксперимент: формирование командной экономики в СССР | 2 | Лекция и дискуссия по проблематике домашнего задания. | ||
27 | Великая депрессия и формирование смешанной экономики на Западе | 2 | Лекция и дискуссия по проблематике домашнего задания. | ||
28 | Золотой век современного экономического роста | 2 | Лекция и дискуссия по проблематике домашнего задания. | ||
29 | Экономическое развитие СССР как сверхдержавы | 2 | Лекция и дискуссия по проблематике домашнего задания. | ||
30 | Структурные кризисы и пересмотр смешанной экономики | 2 | Лекция и дискуссия по проблематике домашнего задания. | ||
31 | Распад СССР и рыночные реформы 1990-х гг. | 2 | Лекция и дискуссия по проблематике домашнего задания. | ||
32 | Современный этап развития мировой экономики | 2 | Лекция и дискуссия по проблематике домашнего задания. | ||
33 | Карл Маркс: от философии к экономике | 2 | Лекция и дискуссия по проблематике домашнего задания. | ||
34 | Карл Маркс: экономическая теория | 2 | Лекция и дискуссия по проблематике домашнего задания. | ||
35 | Карл Менгер: маржиналистская революция | 2 | Лекция и дискуссия по проблематике домашнего задания. | ||
36 | Альфред Маршалл: создатель неоклассики | 2 | Лекция и дискуссия по проблематике домашнего задания. | ||
37 | Торстейн Веблен и американский институционализм | 2 | Лекция и дискуссия по проблематике домашнего задания. | ||
38 | Ойген фон Бем-Баверк: развитие идей австрийской школы | 2 | Лекция и дискуссия по проблематике домашнего задания. | ||
39 | Йозеф Шумпетер и теория предпринимательства | 2 | Лекция и дискуссия по проблематике домашнего задания. | ||
40 | Артур Пигу: проблема внешних эффектов | 2 | Лекция и дискуссия по проблематике домашнего задания. | ||
41 | Дж. М. Кейнс: конец laissez-faire | 2 | Лекция и дискуссия по проблематике домашнего задания. | ||
42 | Дж. М. Кейнс: зарождение макроэкономической теории | 2 | Лекция и дискуссия по проблематике домашнего задания. | ||
43 | Росскийские экономисты первой половины 20-го в. | 2 | Лекция и дискуссия по проблематике домашнего задания. | ||
44 | Фридрих фон Хайек: защита свободного рынка | 2 | Лекция и дискуссия по проблематике домашнего задания. | ||
45 | Рональд Коуз: природа фирмы | 2 | Лекция и дискуссия по проблематике домашнего задания. | ||
46 | Взаимоотношения экономической науки и других социальных наук | 2 | Лекция и дискуссия по проблематике домашнего задания. | ||
47 | Современный этап экономической теории | 2 | Лекция и дискуссия по проблематике домашнего задания. |
Н.Д. Кондратьев. Большие циклы конъюнктуры.
Тема 45. Александр Васильевич Чаянов и аграрный вопрос
1. Важность аграрного вопроса для России
2. Особенности трудового крестьянского хозяйства
3. Чаянов о кооперации. Что произошло с кооперацией в советском сельском хозяйстве?
Рекомендуемая литература: А.В.Чаянов. Крестьянское хозяйство. М. 1989.
Тема 46. Рональд Коуз: природа фирмы
1. Чем новый институционализм отличаетс я от старого?
2. Границы фирмы. Чем обусловлен размер фирмы?
3. Понятие трансакционных издержек
Коуз Р. Природа фирмы // Коуз Р. Фирма, рынок и право, с. 36-58.