Уровень владения родным языком учащихся старших классов должен соответствовать следующим требованиям:
· знают основные функции языка;
· осознают и понимают такие понятия, как «речевая ситуация», «литературный язык», «нормы языка» и др.;
· усвоили основные признаки и взаимосвязь языковых единиц и уровней языка;
· знают орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы татарского литературного языка;
· умеют пользоваться нормами речевого этикета, относящиеся к общественно-культурной, научной, официально-деловой и бытовой жизни;
· умеют давать оценку устному и письменному высказываниям с точки зрения их формы и содержания;
· проводят лингвистический анализ текста;
· осознают тесную взаимосвязь языка, истории народа и культуры.
Умение пользоваться знаниями, полученными на уроках родного языка, отражается в следующем:
· чтение текста с учетом его жанрового своеобразия (ознакомительное, изучающее, реферативное и т.д.);
· умение извлечь необходимой информации с различных источников (научных, справочных, электронных (Интернет) ресурсов);
· использование различных приемов информативной трансформации устных и письменных текстов;
· написание текстов, отражающих деловую, научную и бытовую жизнь, в различном жанре и стилях, в монологической и диалогической формах;
· соблюдение в устной и письменной речи орфоэпических, лексических и грамматических норм татарского литературного языка;
· усвоение норм речевого этикета в различных сферах общения;
· соблюдение в письме орфографических и пунктуационных норм современного татарского литературного языка;
· соблюдение в речи и письме порядок слов, характерный для татарского литературного языка;
· умение в различных ситуациях общаться в устной и письменной формах на татарском литературном языке: в учебном процессе и во внеклассных мероприятиях;
· умение переводить с татарского на русский язык и с русского на татарский язык тексты (устные и письменные), разные по своему жанру и стилю.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК»
1. Содержание, обеспечивающее формирование и развитие коммуникативной компетенции
Речь. Речевая ситуация. Устная и письменная речь. Диалогическая и монологическая речь.
Выделение особенностей устной и письменной речи. Анализ отдельных примеров, относящихся к различным видам речи. Умение выделить цели коммуникации с учетом различных речевых ситуаций.
Язык и речь. Использование языковых единиц в речи. Виды речи: устная и письменная речь, диалогическая и монологическая речь. Основные единицы речи: слово, предложение, текст.
Речевая деятельность. Различные виды и культура речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение и письмо.
Усвоение различных видов речевой деятельности. Умение определить основную и дополнительную информацию, содержащуюся в тексте.
Использование полученных из разных источников знаний на практике. Письменное общее (выборочное или краткое) изложение содержания прослушанного или прочитанного текста.
Составление монологических и диалогических текстов, систематизация выбранного материала в соответствии с обозначенной темой.
2. Содержание, обеспечивающее формирование и развитие лингвистической компетенции
Язык – средство общения, общественное и политическое явление. Основные функции языка. Роль родного языка в формировании личности человека.
Классификация языков. Тюркские языки. Татарский язык среди тюркских языков.Общие сведения о татарском языке.
Формы употребления татарского языка: литературный язык, диалекты, просторечие, профессиональная речь, жаргоны и др.
Татарский язык – язык татарской художественной литературы, средства его описания.
Осознание роли и места татарского языка в общественной и личной жизни человека; формы употребления татарского языка: литературного языка, диалектов, просторечия, профессиональной речи, жаргона и др.
Татарское языкознание и его разделы. Ведущие ученые татарского языка и методики преподавания.
Основные разделы татарского языка: фонетика, лексикология, словообразование, грамматика (морфология и синтаксис), орфография и пунктуация.
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Звук. Фонема. Изменения гласных и согласных. Транскибирование слов. Ударение. Интонация. Орфоэпия. Орфография и его принципы.
Лексикология. Лексическое значение слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слов. Понятие об этимологии. Фразеологизмы. Лексикография.
Морфемика и словообразование. Особенности морфемного строя татарского языка. Способы словообразования.
Грамматика. Понятие о грамматике. Разделы грамматики.
Морфология. Части речи в татарском языке. Морфологический разбор различных частей речи.
Синтаксис. Основные синтаксические единицы: слово, словосочетание и предложение. Синтаксис простого и сложного предложения.
Текст. Понятие о тексте, его основные признаки (деление на значимые взаимосвязанные части). Тема, идея и микротема текста.
Средства связи отдельных предложений и частей текста. Абзац как средство достижения композиционно-стилистической целостности текста.
Функционально-семантические типы речи: описание, суждение, осмысление. Структура текста. Составление плана и тезиса как средства обработки текста.
Анализ текста с учетом его тематики, основной идеи и структуры. Деление текста на семантические части и составление его плана. Создание текстов, различных по жанру и стилям с соблюдением соответствующих норм (последовательность, взаимосвязь частей, соответствие выбранной теме). Оценка, исправление устной и письменной речи, составление ее плана и тезиса.
Прямая и косвенная речь.
Пунктуация.
Стилистика и культура речи. Функциональные стили татарского литературного языка.
3. Содержание, обеспечивающее формирование и развитие этнокультурологической компетенции
Расширение и углубление знаний о культуре своего народа и культуре народов Российской Федерации (известные достопримечательности, образцы литературы, выдающиеся люди и др.). Осознание старшеклассниками языка как формы выражения национально-культурной специфики татарского языка; расширение знаний о взаимосвязи развития языка и истории народа; совершенствование умений и навыков употребления этикетных норм общения со старшими и сверстниками в устной и письменной речи; соблюдение норм культуры межнационального общения в повседневной жизни.
В 10-11 классах актуализируются, обобщаются и углубляются знания и умения, полученные в предыдущих классах.
В процессе освоения раздела “Фонетика. Орфоэпия. Графика” учащиеся научатся:
· сделать фонетический анализ более сложных словоформ;
· соблюдать орфоэпические нормы татарского языка;
· извлекать необходимую информацию из орфоэпического словаря татарского языка и справочной литературы и использовать ее в различных ситуациях общения.
Учащиеся получат возможность:
· различать средства выразительного чтения;
· выразительно читать различные по жанру текстов;
· извлекать необходимую информацию из орфоэпического словаря татарского языка и справочной литературы в мультимедийной форме и использовать ее в различных ситуациях общения.
В процессе освоения раздела “Лексикология и фразеология” учащиеся научатся:
· сделать лексический анализ слова с точки зрения его значения, происхождения, сферы и активности употребления;
· обобщать слова в тематические группы;
· определить лексические нормы в устной и письменной речи;
· установить лексическую синонимию во избежание тавтологических повторов, с целью достижения связной речи;
· выделить метафору, эпитет, олицетворение;
· использовать различные – толковые и фразеологические словари, а также словари синонимов и антонимов.
Учащиеся получат возможность:
· классифицировать лексический состав татарского языка;
· установить различие между лексическим и грамматическим значениями слов;
· оценить свою и чужую речь с точки зрения уместного, выразительного и точного использования лексических единиц;
· пользоваться лексико-фразеологическими средствами в текстах различных (публицистических и литературных, научных и официально деловых) жанров;
· извлекать необходимую информацию из различных словарей (толковых, синонимов, антонимов, иностранных слов, фразеологических) и мультимедийных средств.
В процессе освоения раздела “Морфемика и словообразование” учащиеся научатся:
· сделать морфемный анализ слов с нечеткими морфемными швами;
· определить способы образования слов и привести свои примеры;
· образовать от предложенного учителем слова однокоренные слова;
· распознать части речи и члены предложения исходя из морфемного строения слова.
Учащиеся получат возможность:
· установить семантическую связь между однокоренными словами;
· определить значение словообразовательных элементов в литературно-художественных текстах как описательного элемента;
· извлекать необходимую информацию из словообразовательного словаря татарского языка и справочной литературы в мультимедийной форме и использовать ее в различных ситуациях общения;