Ожидаемые результаты реализации программы

Уровень владения родным языком учащихся старших классов должен соответствовать следующим требованиям:

· знают основные функции языка;

· осознают и понимают такие понятия, как «речевая ситуация», «литературный язык», «нормы языка» и др.;

· усвоили основные признаки и взаимосвязь языковых единиц и уровней языка;

· знают орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы татарского литературного языка;

· умеют пользоваться нормами речевого этикета, относящиеся к общественно-культурной, научной, официально-деловой и бытовой жизни;

· умеют давать оценку устному и письменному высказываниям с точки зрения их формы и содержания;

· проводят лингвистический анализ текста;

· осознают тесную взаимосвязь языка, истории народа и культуры.

Умение пользоваться знаниями, полученными на уроках родного языка, отражается в следующем:

· чтение текста с учетом его жанрового своеобразия (ознакомительное, изучающее, реферативное и т.д.);

· умение извлечь необходимой информации с различных источников (научных, справочных, электронных (Интернет) ресурсов);

· использование различных приемов информативной трансформации устных и письменных текстов;

· написание текстов, отражающих деловую, научную и бытовую жизнь, в различном жанре и стилях, в монологической и диалогической формах;

· соблюдение в устной и письменной речи орфоэпических, лексических и грамматических норм татарского литературного языка;

· усвоение норм речевого этикета в различных сферах общения;

· соблюдение в письме орфографических и пунктуационных норм современного татарского литературного языка;

· соблюдение в речи и письме порядок слов, характерный для татарского литературного языка;

· умение в различных ситуациях общаться в устной и письменной формах на татарском литературном языке: в учебном процессе и во внеклассных мероприятиях;

· умение переводить с татарского на русский язык и с русского на татарский язык тексты (устные и письменные), разные по своему жанру и стилю.

 

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ  ЯЗЫК»

 

1. Содержание, обеспечивающее формирование и развитие коммуникативной компетенции

Речь. Речевая ситуация. Устная и письменная речь. Диалогическая и монологическая речь.

Выделение особенностей устной и письменной речи. Анализ отдельных примеров, относящихся к различным видам речи. Умение выделить цели коммуникации с учетом различных речевых ситуаций.

Язык и речь. Использование языковых единиц в речи. Виды речи: устная и письменная речь, диалогическая и монологическая речь. Основные единицы речи: слово, предложение, текст.

Речевая деятельность. Различные виды и культура речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение и письмо.

Усвоение различных видов речевой деятельности. Умение определить основную и дополнительную информацию, содержащуюся в тексте.

Использование полученных из разных источников знаний на практике. Письменное общее (выборочное или краткое) изложение содержания прослушанного или прочитанного текста.

Составление монологических и диалогических текстов, систематизация выбранного материала в соответствии с обозначенной темой.

2. Содержание, обеспечивающее формирование и развитие лингвистической компетенции

Язык – средство общения, общественное и политическое явление. Основные функции языка. Роль родного языка в формировании личности человека.

Классификация языков. Тюркские языки. Татарский язык среди тюркских языков.Общие сведения о татарском языке.

Формы употребления татарского языка: литературный язык, диалекты, просторечие, профессиональная речь, жаргоны и др.

Татарский язык – язык татарской художественной литературы, средства его описания.

Осознание роли и места татарского языка в общественной и личной жизни человека; формы употребления татарского языка: литературного языка, диалектов, просторечия, профессиональной речи, жаргона и др.

Татарское языкознание и его разделы. Ведущие ученые татарского языка и методики преподавания.

Основные разделы татарского языка: фонетика, лексикология, словообразование, грамматика (морфология и синтаксис), орфография и пунктуация.

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Звук. Фонема. Изменения гласных и согласных. Транскибирование слов. Ударение. Интонация. Орфоэпия. Орфография и его принципы.

Лексикология. Лексическое значение слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слов. Понятие об этимологии. Фразеологизмы. Лексикография.

Морфемика и словообразование. Особенности морфемного строя татарского языка. Способы словообразования.

Грамматика. Понятие о грамматике. Разделы грамматики.

Морфология. Части речи в татарском языке. Морфологический разбор различных частей речи.

Синтаксис. Основные синтаксические единицы: слово, словосочетание и предложение. Синтаксис простого и сложного предложения.

Текст. Понятие о тексте, его основные признаки (деление на значимые взаимосвязанные части). Тема, идея и микротема текста.

Средства связи отдельных предложений и частей текста. Абзац как средство достижения композиционно-стилистической целостности текста.

Функционально-семантические типы речи: описание, суждение, осмысление. Структура текста. Составление плана и тезиса как средства обработки текста.

Анализ текста с учетом его тематики, основной идеи и структуры. Деление текста на семантические части и составление его плана. Создание текстов, различных по жанру и стилям с соблюдением соответствующих норм (последовательность, взаимосвязь частей, соответствие выбранной теме). Оценка, исправление устной и письменной речи, составление ее плана и тезиса.

Прямая и косвенная речь.

Пунктуация.

Стилистика и культура речи. Функциональные стили татарского литературного языка.

3. Содержание, обеспечивающее формирование и развитие этнокультурологической компетенции

Расширение и углубление знаний о культуре своего народа и культуре народов Российской Федерации (известные достопримечательности, образцы литературы, выдающиеся люди и др.). Осознание старшеклассниками языка как формы выражения национально-культурной специфики татарского языка; расширение знаний о взаимосвязи развития языка и истории народа; совершенствование умений и навыков употребления этикетных норм общения со старшими и сверстниками в устной и письменной речи; соблюдение норм культуры межнационального общения в повседневной жизни.

В 10-11 классах актуализируются, обобщаются и углубляются знания и умения, полученные в предыдущих классах.

В процессе освоения раздела “Фонетика. Орфоэпия. Графика” учащиеся научатся:

· сделать фонетический анализ более сложных словоформ;

· соблюдать орфоэпические нормы татарского языка;

· извлекать необходимую информацию из орфоэпического словаря татарского языка и справочной литературы и использовать ее в различных ситуациях общения.

Учащиеся получат возможность:

· различать средства выразительного чтения;

· выразительно читать различные по жанру текстов;

· извлекать необходимую информацию из орфоэпического словаря татарского языка и справочной литературы в мультимедийной форме и использовать ее в различных ситуациях общения.

В процессе освоения раздела “Лексикология и фразеология” учащиеся научатся:

· сделать лексический анализ слова с точки зрения его значения, происхождения, сферы и активности употребления;

· обобщать слова в тематические группы;

· определить лексические нормы в устной и письменной речи;

· установить лексическую синонимию во избежание тавтологических повторов, с целью достижения связной речи;

· выделить метафору, эпитет, олицетворение;

· использовать различные – толковые и фразеологические словари, а также словари синонимов и антонимов.

Учащиеся получат возможность:

· классифицировать лексический состав татарского языка;

· установить различие между лексическим и грамматическим значениями слов;

· оценить свою и чужую речь с точки зрения уместного, выразительного и точного использования лексических единиц;

· пользоваться лексико-фразеологическими средствами в текстах различных (публицистических и литературных, научных и официально деловых) жанров;

· извлекать необходимую информацию из различных словарей (толковых, синонимов, антонимов, иностранных слов, фразеологических) и мультимедийных средств.

В процессе освоения раздела “Морфемика и словообразование” учащиеся научатся:

· сделать морфемный анализ слов с нечеткими морфемными швами;

· определить способы образования слов и привести свои примеры;

· образовать от предложенного учителем слова однокоренные слова;

· распознать части речи и члены предложения исходя из морфемного строения слова.

Учащиеся получат возможность:

· установить семантическую связь между однокоренными словами;

· определить значение словообразовательных элементов в литературно-художественных текстах как описательного элемента;

· извлекать необходимую информацию из словообразовательного словаря татарского языка и справочной литературы в мультимедийной форме и использовать ее в различных ситуациях общения;

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: