Введение
Ряд подходов к ценообразованию в условиях современного российского рынка со всеми его особенностями и недостатками, с низким уровнем государственного регулирования цен и монополии, неумением и нежеланием госчиновников ответственно относиться к своим обязанностям, а единственным стремлением получить максимальную прибыль от занимаемой должности для себя лично.
Отдельные экономисты и маркетологи напрочь отвергают такую схему ценообразования как «затраты плюс прибыль». И как только не называют данный подход: и марксистский, и затратный, и не рыночный и пр. Более того, дабы придать себе весомости употребляют и такие фразы, как «Использование подхода «затраты плюс прибыль» это глупо и не рыночно». Почему же тогда эти «доморощенные» теоретики используют в качестве первого этапа при назначении цены на товар именно издержки, т.е. затраты? И как вы смотрите на основополагающее положение ценообразования, называемое «точкой безубыточности»? Именно, исходя из данного положения, и строится вся система ценообразования в любой компании.
|
|
«…Большим заблуждением является мнение, что при ценообразовании мы ставим целью получение максимальной прибыли. Это как раз наименее используемая цель…». Именно ценообразование, как инструмент маркетинга, является единственным инструментом получения прибыли, которая, в свою очередь, обеспечивает и развитие и благосостояние компании. Без прибыли компания хиреет и рано или поздно прекращает свое существование. Конечно, можно некоторое время существовать на кредитах. Но постепенно и достаточно быстро выплата кредитов превращается в единственную бизнес-цель такой компании. Можно договориться о кредите в другом банке, используя в качестве залога товар и имущество компании, которые уже находятся под залогом под предыдущий кредит. И т.д. Но это уже мошенничество, а не бизнес.
Мы также не согласны и с таким положением, часто встречающимся в экономической литературе, как: «На свободном рынке процесс ценообразования происходит стихийно». Не стихийно, а вполне определенно и закономерно в полной связи с рыночными условиями.
Одной из самых распространенных ошибок планирования и осуществления ценообразования является установление цены на товар на основании опубликованных цен конкурентов и / или других игроков на рынке. При этом не принимается во внимание наличие скидок, которые могут достигать существенных значений, особенно при поставке товара непосредственно от производителей. Принимая за основу данный тезис, в первую очередь следует ориентироваться на конечные цены (розничные), по которым товар предоставляется конечному потребителю. В связи с этим, прайс любой компании следует рассматривать в первую очередь в качестве именно «предложения», т.е. повода для обсуждения, а не конечного и фиксированного прейскуранте цен и условий поставки товара. Однако и здесь должны быть вполне разумные условия предложения. Во-первых, это ассортимент товара. Во-вторых, цены на товар. И, наконец, в-третьих, в прайсе должны быть отражены основные условия поставки товара и система скидок / наценок по этим условиям. В противном случае, и это очевидно, прайс компании будет представлять собой «вещь в себе», не имеющую никакого практического применения, а, следовательно, и не представляющую интерес для других игроков на рынке, в том числе и потенциальных клиентов. Как говорится – «по одежке встречают», а одной из составляющих «одежки» компании и является ее прайс-лист.
|
|
Рассмотрим современные подходы к ценообразованию на примере металлургических предприятий.
В условияхглобализации экономики, которая в полной мере проявилась в металлургической отрасли, а также активного конкурентного противостояния на мировом рынке чёрных и цветных металлов, необходимым условием функционирования металлургических предприятий является совершенствование механизмов ценообразования.
Металлопродукция российских предприятий составляет значительную долю в мировом производстве и торговле металлами.В целом по экспорту металлопродукции Россия занимает второе место в мире. Российские предприятия функционируют в системе мировых экономических связей, и состояние отечественной отрасли зависит от направления развития мировой металлургии. К положительным тенденциям, наметившимся в последние 5 лет, можно отнести рост объёмов производства на металлургических предприятиях, увеличение инвестиций, поддержание достаточно высокого уровня рентабельности, укрепление позиций на зарубежных рынках. Однако мировые тенденции определяют и проблемы российской металлургии. Помимо внутренних (износ основных средств, несоответствие технологий современным требованиям, высокая материалоёмкость, выпуск продукции с низкой добавленной стоимостью), российские металлургические предприятия сталкиваются с серьёзными внешними проблемами, прежде всего, с ограничениями рынков сбыта.
Непродолжительный опыт деятельности в условиях жёсткой конкуренции на мировом рынке и разрозненность подходов к формированию цен требуют совершенствования механизма ценообразования на предприятии, что позволит преодолеть негативные факторы, сдерживающие развитие отечественной металлургии и ограничивающие возможности российских производителей на зарубежных рынках.
В связи с этим приобретает актуальность задача формирования механизма ценообразования на основе оптимизации цен в условиях ограничения рынков сбыта.
Работа в этом направлении требует комплексного и согласованного решения вопросов управления ценами, в результате чего металлургические предприятия смогут добиться укрепления своих позиций на внутреннем и внешнем рынках. Это может быть достигнуто за счёт принятия действенных и рациональных решений, связанных с формированием оптимальных цен.
Исследования ценообразования
Рис. 1. Исследования ценообразования