Problems of protection of the rights of citizens under the agreements of buying or selling

М.Е. Панкратова, А.А. Васильева

ФГБОУ ВО «Мурманский арктический

Государственный университет»    

Г. Мурманск, Россия                                               

ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ГРАЖДАН ПО ДОГОВОРАМ КУПЛИ-ПРОДАЖИ

Аннотация: В статье рассматривается ряд актуальных проблем в сфере защиты прав потребителей по договорам купли-продажи, в том числе заключенным дистанционным способом. Авторами приводятся пути решения таких проблем посредством изменения законодательства и повышения уровня правовой культуры населения.

Ключевые слова: договор купли-продажи, дистанционный способ купли-продажи, потребитель.

 

 

M.E. Pankratova, A.A. Vasilieva
«Murmansk Arctic State University»
Murmansk, Russia

PROBLEMS OF PROTECTION OF THE RIGHTS OF CITIZENS UNDER THE AGREEMENTS OF BUYING OR SELLING

Abstract. Article discusses a number of relevant problems in the field of consumer protection under agreements of buying or selling, including those completed by remotely way. The authors provide solution paths those problems by changing the law and increasing the level of legal culture of the population.

Key words: agreement of buying or selling, remotely way of buying or selling, consumer.

Договор купли-продажи является одним из самых распространенных договоров гражданско-правового характера. Каждый гражданин, который хоть раз в жизни что-то покупал, является потребителем. Трудно представить себе человека, который практически ежедневно сталкиваясь с покупкой тех или иных товаров, ни разу при этом не столкнулся с определенными правовыми проблемами.

В настоящее время широко распространена продажа товаров дистанционным способом, прежде всего, посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Каталоги, буклеты постепенно уходят в прошлое, и люди, осваивая информационные технологии, переходят на приобретение товаров через сайты интернет-магазинов.

Приобретая товар в магазине, покупателю предоставляется возможность изучить информацию о нем, прочитав описание или ознакомившись с образцом. Образец товара представляет собой его экземпляр, являющийся эталоном качества и выставленный в торговом зале для изучения потребителем. Демонстрация образцов товаров в месте продажи признается публичной офертой[1], и товар, продаваемый по образцу, в обязательном порядке должен ему соответствовать. Данное положение является определенной гарантией защиты прав потребителя, позволяющей ему сделать правильный, осознанный выбор и избежать проблем в будущем. В случае покупки товара через интернет-сайт покупателю не предоставляется возможность ознакомиться с образцом товара, непосредственно увидеть его «вживую». При дистанционном способе продажи покупатель изучает лишь сведения, представленные на сайте интернет-магазина. Зачастую определить достоверность таких сведений затруднительно или вовсе не представляется возможным, тем самым потребитель остается как вне законодательной защиты со стороны государства. Интернет-покупатели обычно выбирают товар по отзывам, однако оставление отзыва на сайте о том или ином товаре – действие добровольное, поэтому отзывов может и не быть. Кроме того, наличие у покупателя каталога или буклета в печатном виде в случае спора позволяет ему доказать, какой именно товар он приобретал, указать на его характеристики в описании и их несоответствие действительности.  Описание товара, представленное на сайте интернет-магазина, которое также должно содержать исключительно достоверную информацию о товарах, контролируется продавцом и в любой момент может быть изменено, что затруднит доказывание правоты потребителя в случае спора. Помимо информации о товарах, недостоверной может быть и информация о самом продавце. Взаимодействие с продавцом посредством сети «Интернет» не позволяет установить его личность и убедиться, к примеру, в том, что лицо, осуществляющее продажу какого-либо товара, вообще имеет на это право. Тем самым его взаимодействие с продавцом строится исключительно на доверии. Более того информация о продавце и вовсе может отсутствовать. Продавцы на сайте своего интернет-магазина не всегда указывают свой юридический адрес, полное наименование юридического лица, ИНН, ОГРН и другие не менее важные сведения. Таким образом, одна из сторон договора остается неизвестной. Данное обстоятельство не позволяет покупателю самостоятельно осуществить защиту нарушенных прав в досудебном порядке, так как неизвестно, к кому предъявлять претензию относительно качества товара. За защитой своих прав в таком случае следует обращаться в правоохранительные органы. К числу таковых, к примеру, относится прокуратура. Даже в случае, если продавец приостановит функционирование своего сайта и его страница будет не доступна для посторонних лиц, меры по восстановлению нарушенных прав покупателя, так или иначе можно будет предпринять.

Проблемой, связанной с договором купли-продажи дистанционным способом, также является отсутствие указания на срок доставки товара или несоблюдение такого срока. Срок исполнения договора по общему правилу не является существенным условием договора, а в добровольном порядке сторонами чаще всего не согласовывается. Большинство интернет-магазинов, доставляющих товары во все регионы страны, работают по предоплате, и, прежде всего для потребителя, оплатившего товар заранее, важно его получить, не столкнувшись с обманом со стороны продавца. При такой ситуации следует руководствоваться понятием о разумном сроке исполнения обязательства.

Не смотря на актуальность купли-продажи товаров через сеть «Интернет» большая часть договоров заключается не дистанционно.

При изучении права потребителя на обмен товара надлежащего качества, регламентированного ст. 25 Закона о защите прав потребителей, была выявлена еще одна правовая проблема. Постановлением Правительства РФ[2] установлен перечень непродовольственных товаров, не подлежащих возврату или обмену, в случае, если их качество соответствует заявленному. К числу таких товаров относятся, к примеру, предметы личной гигиены, парфюмерно-косметические товары, товары бытовой химии, трикотажные бельевые изделия и другие. По всей видимости, связано это с тем, что законодатель тем самым предотвращает реализацию другому потребителю товара, который, возможно, был в употреблении. Доказать, что один из указанных товаров не был в употреблении крайне сложно. Однако если упаковка или тара, в которой продавался данный товар, явно свидетельствует о том, что товар не был в употреблении (не нарушена пленка на товаре, нет никаких следов вскрытия), то, на наш взгляд, возможность реализовать покупателю свое право на обмен товара должна быть предоставлена.

Наиболее распространенной проблемой, пожалуй, в любом правовом вопросе помимо прочих является невысокий уровень правовой культуры населения. Закон о защите прав потребителей предусматривает объем прав последних, позволяющий им осуществить защиту своих прав самостоятельно в досудебном порядке. Способы защиты прав граждан, предусмотренные главой второй указанного закона по своей формулировке просты и понятны. К примеру, потребовать замену товара ненадлежащего качества способен любой гражданин, не прибегая к юридической помощи, для этого достаточно лишь знать это право. Знание законодательства позволяет потребителям не только самостоятельно восстановить свои нарушенные права, но и не допустить их нарушения.

Распространенной ситуацией является уничтожение или повреждение товара в торговом зале. Прежде чем потребитель решится оплатить такой товар, следует разобраться, была ли в этом его вина.

Например, нарушение организацией, заключающий договоры купли-продажи в розницу, строительных норм и правил, в частности несоблюдение ширины проходов между конструкциями в торговом зале (витринами, стеллажами, прилавками), освобождает покупателя от оплаты товара, который он, задев одну из таких конструкций, уронил на пол, тем самым повредил или уничтожил его. То же относится и к товару, выставленному в торговом зале неустойчиво. Обоснованно данное обстоятельство п.1 ст. 459 ГК РФ, согласно которому риск случайной гибели или случайного повреждения товара до исполнения продавцом свей обязанности по передачи товара лежит на последнем, и ст. 458 ГК РФ о моменте исполнения продавцом такой обязанности.

По причине незнания потребителем своих прав и обязанностей, он может оказаться в следующей ситуации: при входе в магазин требует сдать вещи, находящиеся при нем, в камеру хранения – ячейки, закрывающиеся на ключ. Ст. 421 ГК РФ провозглашает свободу сторон в заключении договора. Такое требование не соответствует законности, и потребитель вправе не исполнять его. Если же потребитель принял решение оставить на хранении свои вещи, он выступает одной из сторон по договору безвозмездного хранения. В таком случае за сохранность сданных на хранение вещей отвечает вторая сторона – сама организация. Информация, размещенная в магазинах о том, что последний не несет ответственности за вещи покупателей, оставленные в ячейках, не имеет юридической силы.

Еще одной не менее распространенной проблемой является несоответствие цены товара в торговом зале и цены товара на кассе при его оплате. Что делать в такой ситуации потребителю? Ст. 10 Закона о защите прав потребителей обязывает продавца предоставлять потребителю достоверную информацию о товарах. Ценник товара представляет собой публичную оферту, так как продавец, выставляя его в торговом зале, предоставляет возможность каждому потребителю ознакомиться с условием о цене товара, тем самым продавец демонстрирует свою волю заключить договор купли-продажи на указанном условии о цене. Столкнувшись с описанной выше ситуацией, если потребитель уже оплатил товар, он вправе предъявить претензию магазину, потребовав возврата разницы в цене товара, указанной в чеке, и цене товара, указанной на ценнике, на основании ст. 1102 ГК РФ, либо потребовав возврата уплаченной за товар суммы. Если потребитель заметил разницу в цене на кассе при оплате товара, он вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи в своей части.

Вышеперечисленные проблемы не всегда связаны с низким уровнем правовой культуры населения. Зачастую граждане, зная свои права как потребителей, просто не хотят тратить свое время на решение подобных проблем либо не верят в реализацию механизма самозащиты своих прав.

Устранить вышеперечисленные проблемы позволят следующие меры:

– проведение лекций для студентов и школьников, в ходе которых раскрываются сущность и цели деятельности правоохранительных органов, разъясняется и объясняется на примерах содержание прав и обязанностей потребителя, проведение конкурсов и мероприятий с участием правоохранительных органов;

– широкое информирование населения путем теле- и радиовещания, опубликования в периодических печатных изданиях, размещения сведений на официальных сайтах правоохранительных органов в сети «Интернет» об их правах и обязанностях;

– разработка видеосюжетов, телепрограмм о преодолении правовых проблем, с которыми могут столкнуться потребители, для транслирования их посредством сети «Интернет» или телевидения;

- дача разъяснений Пленумом Верховного суда РФ по правовым вопросам в сфере защиты прав потребителей и др.

 

***

1. Часть вторая Гражданского кодекса Российской Федерации от 26.01.1996 г. №14-ФЗ // Собрание законодательства РФ от 29.01.1996 г. № 5 ст. 410.

2. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» // Собрание законодательства РФ, 15.01.1996, № 3, ст. 140.

3. Постановление Правительства РФ от 27.09.2007 г. № 612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом» // Собрание законодательства РФ, 08.10.2007, № 41, ст. 4894.

4. Постановление Правительства РФ от 21.07.1997 № 918 «Об утверждении Правил продажи товаров по образцам» // № 147, 01.08.1997.

5. Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 №55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» // Российская газета, № 21, 04.02.1998.

6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 г. №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» // Российская газета, № 156, 11.07.2012.


[1] п.8 Постановления Правительства РФ от 21.07.1997 № 918 «Об утверждении Правил продажи товаров по образцам» // № 147, 01.08.1997.

[2] Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 №55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» // Российская газета, № 21, 04.02.1998.

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: