Актуальные вопросы по организации образовательной деятельности детей с нарушениями зрения в условиях инклюзивного образования

Ромчук Инна Александровна

старший преподаватель

ГОУВПО «Донецкий педагогический институт»,

 учитель-дефектолог высшей категории

МДОУ «Ясли-сад №2 комбинированного типа города Макеевки»

(г.Донецк, ДНР)

inna.romchuk@mail.ru

Лисичкина Нина Павловна

учитель-дефектолог высшей категории, учитель-методист

МДОУ «Ясли-сад №2 комбинированного типа города Макеевки»

(г.Макеевка, ДНР)

nina.lisichkina@mail.ru

Вакарева Людмила Ивановна

учитель-дефектолог высшей категории

МДОУ «Ясли-сад №2 комбинированного типа города Макеевки»

(г.Макеевка, ДНР)

vakareva1956@mail.ru

УДК 378.12

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Слепой больше понимает мир зрячих,

чем зрячий мир слепого.

Л.С.Выготский [1,с.98]

В системе общего образования чрезвычайно актуальным является формирование социальной компетентности детьми, имеющими разные степени нарушения зрения. Исходя из того, что орган зрения человека превосходит все органы чувств по скорости и полноте восприятия, приобретение такими детьми социально-адаптивных знаний, умений и навыков возможно только при успешной компенсации парциального зрительного дефекта. Вся информация, получаемая человеком при помощи зрения, несет в себе сведения о сенсорных характеристиках предмета, его форме, цвете, величине, разнообразии цветовых оттенков, световых отражениях. Также, в процесс познания на всех этапах обучения детей включены такие пространственные характеристики как оценка расстояния, направления, глубина и перспектива пространства, пространственные отношения между предметами. Дети с какими-либо нарушениями зрения, развиваясь в условиях зрительной депривации, имеют неполные или искаженные представления об окружающей действительности, что затрудняет процесс обучения, качественно отражаясь на глубине и полноте знаний.

Перед педагогами современного мира всегда стояла задача поиска форм воспитания и обучения, интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в обществе.  «Необходимо…ликвидировать изолированно-инвалидное воспитание слепых и стереть грань между специальной и нормальной школой: воспитание слепого ребенка должно быть организовано как воспитание ребенка, способного к нормальному развитию; воспитание должно действительно создать из слепого нормального, социально полноценного человека и вытравить слово и понятие «дефективный» в приложении к слепому. И наконец, современная наука должна дать слепому право на общественный труд не в его унизительных, филантропически-инвалидных формах (как он культивировался до сих пор), а в формах, отвечающих истинной сущности труда, единственно способного создать для личности необходимую социальную позицию.» [1, с.100].

 Стратегическая цель государственной политики Донецкой Народной Республики в сфере образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего современным потребностям общества и каждого гражданина. Это определяется нормативно-правовыми документами ДНР: Законом «Об образовании», Концепцией развития инклюзивного образования в Донецкой Народной Республике, Государственным образовательным стандартом, Типовой образовательной программой «Растим личность». Все дети с ограниченными возможностями здоровья должны получить образование в любом типе образовательного учреждения и обеспечиваться при этом необходимой ему специализированной помощью. Инклюзивное образование предполагает, что ребенок с ОВЗ овладеет знаниями в рамках общеобразовательного стандарта в те же сроки, что и нормально развивающиеся дети.

Опираясь на то, что организация интегрированного образования наиболее перспективна в период дошкольного детства, педагогам Донецкой Народной Республики необходимо создавать условия для его реализации. Л.И.Плаксина обращает внимание педагогов на то, что «новые подходы к оказанию помощи детям-инвалидам не всегда теоретически обоснованы, поэтому эффективной профессиональной помощи дети не получают, хотя со стороны иногда могут показаться и эффективными» [6, с.9-10]. Согласно Закону ДНР «Об образовании» в настоящее время наблюдается тенденция одновременного пребывания нормально видящих детей с детьми с нарушениями зрения. В связи с этим надо учитывать тот факт, что у детей, имеющих нарушения зрения, степень его снижения, структура и состав нарушенных функций, а также время проявления этих нарушений различны. Педагоги должны намечать пути компенсации первичных и вторичных нарушений при построении коррекционной работы с учетом зрительного восприятия ребенка.

Для выявления особых образовательных потребностей данной категории детей, осуществляется психолого-педагогическая диагностика, разрабатываются адаптированные программы сопровождения ребенка с нарушением зрения. Эффективность работы с этими детьми, зависит от взаимосвязи лечебно-восстановительной и коррекционно-педагогической помощи.  

Офтальмологи в современной диагностике различают группы детей с учетом остроты зрения, а также зрительных возможностей восприятия учебного материала, а именно:

1) слепые и практически слепые. Острота зрения таких детей ограничивается от 0 до 0, 04 (с коррекцией стеклами на лучше видящем глазу). Дети этой группы при изучении учебного материала используют тактильно-слуховой способ. Они овладевают чтением и письмом, используя рельефно-точечный шрифт Брайля, специальные учебные пособия, технические средства обучения. Обязательным условием инклюзивного обучения детей первой группы является сопровождение слепого ребенка коррекционным педагогом (тифлопедагогом).

2) слабовидящие дети с остротой зрения от 0,05 до 0,4. Такие дети присутствуют в общеобразовательных учреждениях и могут успешно усваивать программный материал при соблюдении охранительного режима и учета их зрительной патологии. Слабовидящие дети часто с трудом понимают демонстрационную наглядность, потому что характер их зрения не позволяет воспринимать этот материал в полном объеме. Зачастую педагоги, стараясь облегчить понимание изображения, объекта, увеличивают размеры наглядности. Это не дает возможность слабовидящему ребенку полностью охватить взором изображение, а также плоские и объемные предметы. В современной научной литературе авторами разработаны допустимые размеры демонстрационного материала (Плаксина Л.И., Григорян Л.А).

3) дети с остротой центрального зрения от 0,4 и выше (с коррекцией на лучше видящем глазу) относятся к группе детей с нарушениями зрения. Прежде всего, у таких детей мы не видим выраженных вторичных отклонений в развитии. Эта категория детей обучается в условиях общеобразовательных учреждений. Они не нуждаются в специально подобранных наглядных пособиях, не имеют ограничений в сравнении с нормально видящими детьми. Однако необходимо создавать охранительный режим для детей этой группы: рассаживать в учебном помещении согласно зрительной патологии, дозировать зрительную нагрузку для избегания переутомления. Следует учитывать условия восприятия для детей третьей группы, которые имеют монокулярное зрение в период плеоптического лечения, так как они находятся в статусе слабовидящего ребенка.  

Л.И.Плаксина указывает, что «для интеграции в общество ребенку с особыми нуждами необходима специальная коррекционно-компенсаторная психолого-педагогическая помощь на основе сложившихся в дефектологии принципов, игнорирование которых при подходе к обучению и воспитанию ребенка со своеобразием в развитии не идет навстречу его интеллектуальным способностям, интересам, возможностям, потребностям и мотивациям» [6, с.10].   Взаимосвязь педагога, учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателя, музыкального руководителя, медицинского работника дает возможность построить индивидуальный образовательный маршрут, который позволит ребенку с ограниченными возможностями здоровья максимально эффективно решить вопросы усвоения программного материала, а также успешно социализироваться в коллективе детей и в окружающем.

Реализацией инклюзивного образования является профессиональная подготовка педагогов и специалистов, сопровождающих ребенка с нарушением зрения. Педагог, не имеющий специального образования или подготовки для работы с такими детьми, не сможет в полном объеме решить задачи коррекционно-компенсаторного развития. В своей работе педагог должен осуществлять охранительный режим, который будет направлен на комфортное восприятие окружающего детьми с нарушениями зрения. Необходимым условием для этого является обязательное проведение зрительных гимнастик, двигательных пауз. Педагог должен критически подходить к своим сообщениям, инструкциям. Они должны быть лаконичными, четкими. Чтобы дать ребенку возможность в полном объеме понять и осознать материал, излагать его необходимо более медленно.  Не следует торопить детей с ответом, необходимо дать 1-2 минуты на раздумывание. Педагог должен чаще использовать лазерные указки для прослеживания объектов в полном объеме (обводить его контур, часть). На занятиях по развитию речи необходимо использовать дополнительный материал: контуры, силуэты, рисунки, мелкие картинки, игрушки, индивидуальные картинки для детей с низкой остротой зрения. Специалист должен учитывать, что дети с нарушениями зрения имеют трудности координации движения. Имеет место несогласованность движения руки и глаз при выполнении графических заданий, при движениях на физкультурных занятиях, играх. Поэтому педагог оценивает не точность, а правильность выполнения задания. Ребенку, имеющему зрительные нарушения, нужно давать возможность подходить к доске и рассматривать представленный на ней материал. При анализе детских работ рекомендуется не располагать на доске все работы одновременно.

В групповых и классных комнатах, где занимаются дети с нарушением зрения, необходимо обеспечить левостороннее естественное освещение рабочих мест. При недостаточности естественного освещения используется искусственное, которое может быть общим и местным. Свет на рабочее место должен падать слева и сверху при этом необходимо исключить тени и слепящие блики. Необходимо следить за чистотой оконных стекол, т.к. немытые стекла поглощают 20% световых лучей. К концу зимы на окнах накапливается много пыли и грязи и тогда это число достигает 50%. Поэтому один раз в неделю необходимо мыть стекла с внутренней стороны и не менее двух раз в год с наружной. Также не следует ставить на подоконники цветы, игрушки, пособия, это препятствует эффективному использованию дневного света и равномерному освещению учебного помещения. Занавески развешиваются по краям окна так, чтобы они не более чем на 10 – 15 см заходили за его край. Ткань должна быть светлой и сочетаться с цветом стен и мебели. На окнах необходимо установить солнцезащитные устройства (жалюзи, шторы и т.п.) для устранения прямых солнечных лучей и появлению бликов на рабочей поверхности стола. Не допускается затемнение окон деревьями, высоким кустарником. При снижении освещения слабовидящие дети испытывают затруднения в процессе рисования, чтения, письма т.к. контуры рисунка, букв кажутся расплывчатыми, нечеткими. Поэтому дети начинают напрягать глаза, что приводит к нарушению фиксации взора, прослеживающей функции глаз.

      При окраске помещения необходимо использовать светлые тона: белый – для окраски рам, подоконников, потолка; желтый, бежевый, голубой, светло-зеленый для окраски стен. Эти цвета оказывают положительное воздействие на психику ребенка, в таком помещении повышают работоспособность, эмоциональный настрой. Рассаживать детей с нарушением зрения рекомендуется относительно местоположения педагога с учетом остроты зрения, вида косоглазия, окклюзии глаза: в первый ряд - слабовидящие дети с остротой зрения 0,4 и ниже; во второй ряд - с остротой зрения 0,4 до 0,6; третий ряд и далее - 0,6 до 1.0.

      Необходимо помнить, если у ребенка окклюзия правого глаза, то его рабочее место должно быть слева от педагога; если окклюзия левого глаза, то справа от педагога. Дети с расходящимся косоглазием размещаются по центру в два ряда. Материал для демонстрации должен находиться на расстоянии не более 1 метра.

       Используя на занятиях наглядность, необходимо учитывать его доступность возрасту детей и их зрительную патологию. Материал должен быть крупным, хорошо видимый по форме, цвету, контуру, силуэту, также он должен соответствовать естественным размерам: волк больше зайца, машина меньше дома. Большое значение имеет поза детей во время занятия, это не только предупреждает нарушение осанки, но и способствует сохранению зрения. Поэтому мебель должна соответствовать росту детей, это позволит ему ровно держать туловище, голову, не нагибаться при чтении и письме. При таком положении туловища расстояние между глазами и поверхностью стола равна 30 -35 см, что обеспечивают оптимальные условия для зрительной работы.

Важным условиям решения инклюзивной практики является подключение родителей в образовательный процесс. Родители – полноправные участники образовательного процесса. Они должны понимать, что в сложившейся ситуации уровень и качество образования ребенка в большей степени будут зависеть от их включения в систему обучения. Определенный уровень знаний необходим родителям ребенка с нарушениями зрения в решении вопросов, связанных с выбором образовательной организации, с освоением образовательной и коррекционной программ, при выборе услуг, предлагаемых системой инклюзивного образования. Родителям следует владеть информацией о любых изменениях зрительных возможностей ребенка, проводимом аппаратном или медикаментозном лечении и своевременно доносить ее до педагогов, занимающихся с их ребенком.

Очень важно, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте, учитывать влияние лечебно-восстановительной работы в разные периоды лечения на процесс обучения и, по возможности, вносить необходимые коррективы (сократить время зрительной нагрузки, изменить размер пособий, цвет, фон, исключить работу вблизи или вдали, физическую нагрузку и т.п.). Педагогу необходимо владеть информацией об использовании в обучении технических средств, существующих специальных учебниках и наглядных пособий.

Таким образом, основной частью инклюзивного образования является лечебно-восстановительная и коррекционно-педагогическая работа как специальный инструментарий, позволяющий социально адаптировать и реабилитировать детей с нарушениями зрения.

  

ЛИТЕРАТУРА

1. Выготский Л.С. Слепой ребенок. Собр. соч. в 6-ти тт.: Т. 5.Основы дефектологии/ под ред. Т.А.Власовой. -  М.: Педагогика, 1983. -  86-100с.

Григорян Л.А., Кащенко Т.П. Комплексное лечение косоглазия и амблиопии в сочетании с медико-педагогическими мероприятиями в специализированых дошкольных учреждениях. – М.: Изд-во РАО Институт коррекционной педагогики, 1994. – 25с.

3. Земцова М.И. Учителю о детях с нарушениями зрения. – М.: Просвещение, 1973 – 159с.

4. Лошакова И.И., Ярская-Смирнова Е.Р. /Интеграция в условиях дифференциации: проблемы инклюзивного обучения детей-инвалидов // Социально-психологические проблемы образования нетипичных детей. – Саратов,  Изд-во Педагогического института СГУ, 2002.

Никулина Г.В., Фомичева Л.В. Охраняем и развиваем зрение. Учителю о работе по охране и развитию зрения учащихся младшего школьного возраста: Учебно-методическое пособие для педагогов образовательных учреждений общего назначения. СПб., Детство-Пресс, 2002 - 128с.

6. Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной помощи детям с косоглазием и амблиопией в условиях дошкольного образовательного учреждения: дис. д-ра психол. наук:19.00.10/ Плаксина Любовь Ивановна - М., 1998. - 299c.

АННОТАЦИЯ

Ромчук Инна Александровна, Лисичкина Нина Павловна, ВакареваЛюдмила Ивановна.  Актуальные вопросы по организации образовательной деятельности детей с нарушениями зрения в условиях инклюзивного образования.

В статье предложены рекомендации по охране и развитию зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения в условиях инклюзивного образования. Авторами раскрыты вопросы классификации детей с нарушениями зрения, подлежащих инклюзии, представлены приемы по созданию условий обучения детей данной категории в общеобразовательных учреждениях. Статья рекомендована учителям и воспитателям образовательных учреждений, учителям-дефектологам групп компенсирующего типа, студентам дефектологических отделений, а также родителям детей с ограниченными возможностями здоровья по зрению.

Ключевые слова: инклюзия, зрительное восприятие, нарушение зрения, слабовидящие, охранительный режим, наглядность.

 

  ABSTRACT

Romchuk Inna Aleksandrovna, Lisichkina Nina Pavlovna, Vakareva Lyudmila Ivanovna. Organization of children with visual impairment’s educational activity in conditions of inclusive education actual issues.

In the article recommendations for visual perception’s protection and development of children with visual impairment in conditions of inclusive education who subject to inclusion are suggested. Issues of classification children with visual impairment are revealed by authors, methods for creating conditions of teaching children of such category in general education establishments are presented. The article is recommended for teachers and educators of educational establishments, teachers-defectologists of groups of compensatory type, students of defectology departments and also for parents of children with limited health possibilities of vision.

Key words:

 

АВТОРСКАЯ АНКЕТА

Ромчук Инна Александровна, старший преподаватель ГОУВПО «Донецкий педагогический институт», учитель-дефектолог высшей категории,  Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Ясли-сад №2 комбинированного типа города Макеевки», г.Донецк, ДНР, +380714563470,inna.romchuk@mail.ru;

Лисичкина Нина Павловна учитель-дефектолог высшей категории, учитель-методист, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Ясли-сад №2 комбинированного типа города Макеевки», г.Макеевка,  ДНР, +380714102535, nina.lisichkina@mail.ru;

Вакарева Людмила Ивановна, учитель-дефектолог высшей категории, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение МДОУ «Ясли-сад №2 комбинированного типа города Макеевки», г.Макеевка, ДНР, +380713559673,

 vakareva1956@mail.ru.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: