Эмигрантская литература

В начале 20-х годов Россия познала эмиграцию миллионов русских людей, не желавших подчиниться большевистской диктатуре.

И. Бунин, А. Куприн, В. Набоков, И. Шмелев, М. Цветаева.

Оказавшись на чужбине, они не только не поддались ассимиляции, не забыли язык и культуру, но создали — в изгнании, в чужой языковой и культурной среде — литературу диаспоры, русского рассеяния.

2. Советская литература:

Создавалась в нашей стране, публиковалась и находила путь к читателю.

Эта ветвь отечественной литературы испытывала на себе самое мощное давление политического пресса.

Литературные направления:

Реализм.

• Реализм пытался адаптироваться к мироощущению человека XX столетия, к новым философским, эстетическим реалиям. Обновленный реализм.

Социалистический реализм, новая эстетика, в основе которой лежит утверждение нормативных характеров в нормативных обстоятельствах.

  Потаенная литература:

Это направление в русской литературе связано с именами писателей, которые не имели возможности публиковать свои произведения или принципиально их не публиковали из-за разногласий с официальной властью. Произведения «в стол» писали А.Платонов, М.Булгаков, А.А. Ахматова, Б.Пастернак, Б.Пильняк и др.

  Проза 20-х годов.

Начало 20-х годов в литературе было ознаменовано повышенным вниманием к прозе. Она пользовалась преимуществом на страницах первого советского журнала «Красная новь», издававшегося с лета 1921 года. Исторические события, совершавшиеся вокруг, затрагивали всех и каждого и требовали не только выражения эмоций, сколько их осмысления. Советская проза 20-х годов была не однородна ни в момент своего появления, ни позже, в процессе читательского восприятия.

 

 Записать схему в тетрадь

 Литературные группировки.

• РАПП

• ЛЕФ

• Имажинисты

• «Перевал»

• ОБЕРИУ

• Конструктивисты

• «Серапионовы братья»

• ОПОЯЗ

РАПП - российская ассоциация пролетарских писателей:

• 1925-1932 гг.

•  Печатный орган – журнал «На посту», «На литературном посту».

•  Представители – Дм. Фурманов, Ал. Фадеев.

 Идеи: поддержка пролетарских литературных организаций, учиться у классиков, развитие коммунистической критики, отрицание романтизма, борьба с новобуржуазным влиянием в литературе, Ахматова, Ходасевич, Цветаева, Бунин – «классовые враги», Маяковский, Пришвин, К. Федин – «попутчики», теория «живого человека».

 

ЛЕФ – левый фронт искусств:

• 1922-1929 гг.

•  Печатный орган – журнал «ЛЕФ», «Новый ЛЕФ».

•  Представители – Маяковский В., Б. Пастернак, О. Брик.

•  Идеи: создание действенного революционного искусства, критика пассивного «бытоотражающего психологизма», теория «литературного факта», отрицающая художественный вымысел, требующая освещения в искусстве фактов новой действительности.

Имажинизм:

• литературное течение

• 1919-1927 гг.

• Печатный орган – «Советская страна».

• Представители – С. Есенин, Н. Клюев, В. Шершеневич.

• Идеи: «поедание образом смысла», которое выражалось в нарушении грамматических форм, определяющих смысл.

  «Перевал»:

• литературное объединение

• Кон.1923-нач. 1924 – 1932 гг.

• Печатный орган – журнал «Красная новь».

• Представители – В. Катаев, Э. Багрицкий, М. Пришвин, М. Светлов.

• Идеи: выступали против «бескрылого бытовизма», ратовали за сохранение преемственной связи с художественным мастерством русской и мировой классической литературы, выдвигали принцип искренности, интуитивизма, гуманизма.

ОБЕРИУ – объединение реального искусства:

• литературно – театральная группа.

• 1927-1928 гг.

• Представители – Д. Хармс, Н. Заболоцкий, А. Введенский.

• Идеи: в основе творчества – «метод конкретного материалистического ощущения вещи и явления», развивали отдельные стороны футуризма, обращались к традициям русских сатириков кон.19-нач. 20 в.

Конструктивизм:

• литературное течение

• 1923-1930 гг.

• Представители – И. Сельвинский, В. Ибнер, В. Луговской.

• Идеи: целесообразность, рациональность, экономичность творчества; лозунг: «Коротко, сжато, в малом – многое, в точке – все!», стремление сблизить творчество с производством (конструктивизм тесно связан с ростом индустриализации), отвергали немотивированную декоративность, язык искусства доводили до схематизма.

 « Серапионовы братья»:

• литературная группа.

• 1921 г.

• представители – К. Федин, В. Каверин, М. Слонимский.

• Идеи: «поиски приемов овладения новым материалом» (война, революция), поиски новой художественной формы, цель – овладение техников писательского мастерства


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: