22. Задание Прочитайте текст и выполните задание.
(1) Когда на склоне своей жизни Толстой, обрушиваясь на пустое, бессодержательное «искусство ради искусства», причислил и пейзажную живопись к искусству такого рода, Репин решительно возразил ему. (2) Пейзаж дорог нам не только потому, говорил он, что изображает верно природу, но и потому, что в нём отражается впечатление художника, его личное отношение к природе, понимание её красоты. (3) Лучшие художники-пейзажисты всем своим творчеством подтвердили правоту Репина в этом споре.
(4) Со времён Васильева русский пейзаж будил в людях благородное чувство любви к родной земле, неожиданно открывая прекрасное в обыденном и тем самым помогая человеку стать, как выразился Крамской, «лучше, добрее и здоровее». (5) А разве не в этом состоит главная цель искусства? (6) Рядом с чутким к изменчивым настроениям природы Васильевым творил его учитель Шишкин. (7) Можно ли представить себе художников более разных в своём «личном отношении» к природе, понимании её красоты? (8) «Шишкин нас просто изумляет своими познаниями, - писал Крамской. - (9) Я думаю, что это единственный у нас человек, который знает пейзаж учёным образом, и только знает. (10) Но у него нет тех душевных нервов, которые так чутки к шуму и музыке в природе...» (11) Картины Шишкина подкупали современников именно этим исключительным знанием природы. (12) Его огромные полотна были как бы обстоятельно рассказанными повестями о жизни могучих корабельных рощ, тенистых дубрав и раздольных полей с клонящейся под ветром спелой рожью.
(13) В своих рассказах Шишкин не упускал ни одной подробности, и нельзя не подивиться безупречной верности, с какой он изображал всё: возраст деревьев, их характер, почву, на которой они растут, и как обнажаются цепкие корни на кромках песчаных обрывов, и как лежат камни-валуны в чистых водах лесного ручья, и как расположены пятна солнечного света на округлых стволах и зелёной траве-мураве... (14) Но в этом неторопливом и ясном повествовании не хватало того, что Крамской образно называл «стрункой, которая могла бы обращаться в песню».
(15) Шишкин был, если можно так выразиться, трудолюбивым прозаиком русского пейзажа. (16) Васильев стал первым его поэтом. (17) И это благотворное поэтическое начало не заглохло. (18) Первая, несмелая ещё песня была подхвачена другими, новыми голосами. (Л.Н. Волынский*)
|
|
* Леонид Наумович Волынский (1912-1969) - советский художник и писатель.
Какие высказывания соответствуют содержанию текста?
- Со времён Васильева русский пейзаж будил в людях благородное чувство любви к родной земле.
- Художник Иван Николаевич Крамской считал, что в картинах Фёдора Александровича Васильева не хватает «душевных нервов».
- Художник-пейзажист Иван Иванович Шишкин написал картины «Утро в сосновом лесу», «Рожь», «Дубовая роща» и многие другие.
- Картины Шишкина подкупали современников исключительным знанием природы.
- Шишкина можно назвать поэтом русского пейзажа.
Укажите номера ответов.
|
|
23. Задание Прочитайте текст и выполните задание.
Какие из перечисленных утверждений являются верными?
- Предложение 3 противопоставлено по содержанию предложениям 1 и 2.
- В предложении 10 содержится опровержение того, о чём говорится в предложении 9.
- Предложение 12 конкретизирует содержание предложения 11.
- Предложение 13 включает в себя описание.
- Предложение 18 заключает в себе вывод из содержания предложений 15-17.
Укажите номера ответов.
24. Задание Прочитайте текст и выполните задание.
Из предложений 11-12 выпишите синонимы (синонимическую пару).
25. Задание Прочитайте текст и выполните задание.
Среди предложений 13–18 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи сочинительного союза, указательного местоимения и однокоренных слов.
26. Задание Прочитайте текст и выполните задание.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста выше. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка.
«Л.Н. Волынский передаёт в тексте различные мнения о пейзажной живописи. Критическое отношение Л.Н. Толстого к «искусству ради искусства» позволяют выразить использованные автором (А) ___ (предложение 1). Л.Н. Толстой причислил к «искусству ради искусства» и пейзажную живопись, ему возразил художник И.Е. Репин. Привлечь внимание читателей к поднимаемым в тексте проблемам помогает синтаксическое средство (Б) ___ (предложения 5, 7). Для изложения позиции художника И.Н. Крамского используется (В) ___ (предложения 8-10, 14). Сравнивая художников И.И. Шишкина и Ф.А. Васильева, автор употребляет такую фигуру речи, как (Г) ___ (предложения 15-16)».
Список терминов:
- разговорная лексика
- эпитеты
- сравнительный оборот
- анафора
- антитеза
- вставная конструкция
- риторическое обращение
- риторический вопрос
- цитирование
Запишите последовательность цифр, соответствующих пунктам АБВГ.