«Самоотношение — система эмоционально-ценностных установок в адрес собственного "Я". Самоотношение в целом проявляется в виде глобального чувства "за" или "против" самого себя и предположения аналогичных чувств у других в свой адрес. Эти чувства выражаются в специфических действиях, таких как самоодобрение, самопохвала, самооправдание, самообвинение» [Коллектив. Личность. Общение. 1987. С 94].
Для раскрытия содержание понятия «самоотношение» используются такие психологические конструкции, как принятие или непринятие себя как целостной индивидуальности, наличие или отсутствие чувства собственного достоинства, самоценность и самоуважение или внутренняя конфликтность и самообвинение, адекватная или неадекватная само-
340 Психология гендерных отношений: теория и практика
оценка. Все эти личностные характеристики относятся к аффективному
аспекту Я-концепции, следовательно, специфические особенности само
отношения можно раскрыть через анализ аффективного компонента в
структуре Я-концепции личности1. %
|
|
Для социально-психологического анализа Я-концепции центральным является акцент на процессе социального взаимодействия. Важно отметить, что Я-концепция не только формируется под его определяющим влиянием, но и проявляется, реализуется, другими словами, существует лишь в социальном взаимодействии. «Это взаимодействие может быть реальным или символическим, иметь ту или иную степень субъективной значимости для человека, строиться конфликтно или не нести в себе каких-либо противоречий. В любом случае социальные взаимодействия определяют наши представления о себе, а сложившаяся в итоге Я-концепция обусловливает характер дальнейших взаимодействий человека со своим социальным окружением» (Белинская Е.П., Тихомандриц-кая О.А. 2001. С. 217].
Гендерный контекст самоотношения раскрывается через анализ соотнесения внешней, социальной оценки, получаемой личностью в процессе взаимодействия с другими людьми, и собственной оценки себя как носителя гендерных характеристик и субъекта полоспецифичных ролей. Широко представленные в общественном сознании нормативные эталоны «Настоящий мужчина» и «Настоящая женщина» побуждают мужчин и женщин оценивать себя с точки зрения соответствия этим эталонам. Мнения, суждения и оценки окружающих людей относительно выраженности у субъекта полоспецифичных характеристик, особенностей его поведения как соответствующего или не соответствующего эталонам «мужское» и «женское» стимулируют рефлексию личности в направлении сравнения себя с эталонными моделями «настоящей» маскулинности и фемиинности. Результат сравнения себя как индивидуальности и себя как носителя типичных качеств, характерных для представителей тендерной группы, может либо удовлетворять, либо не удовлетворять личность, что, несомненно, будет отражаться на отношении личности самой к себе (самоотношении).
|
|
Как показала в своих работах Сандра Бэм [ 19811, некоторые мужчины и женщины постоянно отслеживают множество аспектов собственного поведения с точки зрения степени его мужественности либо женственности, в то время как для других это не является слишком значимым параметром, и они просто пытаются реагировать на возможности или
Подробное рассмотрение проблемы Я-концепции и ее структуры (когнитивного, аффективного, конативного компонентов) не входит в задачи данной работы. Для конкретизации этих вопросов можно обратиться к работам: Берне Р Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986: Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М., 1984; Белинская Е.П., Тихомандрицкая О-А- Социальная психология личности: Учебное пособие для вузов. М. 2001. Гл. 12-
Внутриличностный уровень анализа гендерных отношений 341
ограничения, существующие в той или иной ситуации |Росс Л.. Нис-бетт Р., 1999|. Тем не менее для каждого человека в той или иной степени важны размышления в контексте ответа на вопрос: «Каков я как мужчина?», «Какова я как женщина?» Последствиями сравнения своих характеристик и особенностей поведения с нормативными моделями является осознание меры несоответствия этим идеализированным эталонам, поскольку достичь идеала в принципе невозможно. Значительное рассогласование реального и нормативно заданного на уровне субъективного сознания может приводить к негативному самовосприятию и как следствие к негативному отношению к самому себе. В этой ситуации возможно возникновение внутриличностного гендерного конфликта.
Гендерный конфликт вызван противоречием между нормативными представлениями о чертах личности и особенностях поведения мужчин и женщин и невозможностью или нежеланием личности соответствовать этим представлениям-требованиям. Любой гендерный конфликт базируется на явлениях полоролевой дифференциации и иерархичности статусов мужчин и женщин, существующих в современных обществах.
Таким образом, ориентируясь на степень выраженности у мужчин и женщин переживаний относительно полоспецифичности своих личностных характеристик и особенностей поведения, можно выделить два типа самоотношения: бесконфликтное (позитивное) и конфликтное (негативное) самоотношение.
Позитивное самовосприятие и оценка себя как представителя определенного пола, носителя гендерных характеристик и субъекта тендерной роли ведет к бесконфликтному самоотношению, а негативное восприятие себя и заниженная самооценка провоцируют конфликтный тип самоотношения.
Во многих исследованиях отмечается, что характер самоотношения человека тесно связан с особенностями социального опыта на всем протяжении его жизни. Гендерная социализация влияет на все ключевые аспекты Я-концепции: В процессе тендерной социализации формируются гендерные установки и представления личности, конструируется гендерная идентичность, осмысляется опыт межполового взаимодействия. Гендерные Я-конструкты помогают понять себя, окружающий мир и людей в нем.
Основы самоотношения к себе как представителю определенного пола закладываются в детстве в процессе полового самоопределения и тендерной идентификации.,В своей работе «Образ ребенка в сознании Детей и взрослых» В.Л. Ситников [20011 раскрывает процесс формирования стереотипных представлений у детей относительно эталонов «настоящих» мужчин и женщин. Он отмечает, что в процессе взаимодействия с взрослыми, сверстниками, старшими и младшими детьми у ребенка формируются различные по степени выраженности характерис-
|
|
342 Психология гендерных отношений: теория и практика
тик маскулинности-фемининности стереотипы: мальчиков и девочек юношей и девушек, мужчин и женщин: «настоящий мужчина!», «вот это парень!», «как баба», «просто девчонка»; «идеальная женщина!» «девушка что надо», «ни баба, ни мужик», «ну и пацанка» и т. п. Это определяется тем, что в системе тендерной идентификации ребенка большое значение имеют не только его собственные представления о других детях, но и его представления о том, что взрослые ценят в «настоящих» мальчиках и девочках, т. е. для верного полового самоопределения ребенку важно иметь собственные образцы «настоящих» мальчиков и девочек и представлять, какие эталонные образцы мальчиков и девочек сложились у взрослых, для того чтобы максимально соответствовать этим представлениям.
Далее, В.Л. Ситников 120011 заключает, что в основе психологического механизма формирования такого стереотипа лежит система образов-эталонов, образов-ориентиров и образов-отражений мужчин и женщин разного возраста. Образы-ориентиры выполняют ориентировочно-корректировочную функцию, в результате которой происходит поиск и закрепление наиболее адекватных черт и линий поведения, а образы-эталоны, создавая систему гендерных приоритетов, выполняют цен-ностно-мотивационную функцию. Все эти образы: и эталоны, и ориентиры — взаимодействуют не только между собой в сознании ребенка, отражающего их, но и с подобными образами в сознании всех окружающих, значимых для ребенка людей. Исходя из этого, можно предположить, что негативное отношение к себе как представителю определенного пола будет присуще тем детям, при взаимодействии с которыми значимые взрослые будут часто подчеркивать несоответствие гендерных характеристик ребенка образам-эталонам и образам-ориентирам.
|
|
Таким образом, условия тендерной социализации выступают как весьма значимый социально-психологический фактор, обусловливающий самоотношение и самооценку мужчин и женщин как субъектов гендерных отношений.