Коррекционная ритмика при нарушениях опорно-двигательного аппарата

При нарушениях опорно-двигательного аппарата возникает недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций. Специфические особенности развития моторики детей с ДЦП требуют применения особых методов и приемов игровой физической культуры, «КР» и игрового коррекционного танца. Основные усилия «КР» должны быть направлены на формирование самостоятельного обслуживания в бытовой и социальной сфере.

Сложные нарушения развития. (Сложная структура нарушения).

К сложным нарушениям детского развития относят сочетание двух или более психофизических нарушений (зрения, слуха, речи, умственного развития, опорно-двигательного аппарата и др.) у одного ребенка. Функциональный танец детей с нарушениями интеллектуального развития. Теоретическая модель танца как методическая основа «КР» и функционального и коррекционного танца в дефектологии. Жест как основной динамический компонент в структуре танца. Имитация в «КР».

 

В "Характеристиках танца" парная группа "примитивный" — "совершенный" характеризует качество исполнения. Это никак не связано с танцами примитивных и древних обществ или с хореографической самодеятельностью. «Примитивное», т. е. не качественное исполнение элементов движений характерно для начальной стадии занятий «КР», в то время как в процессе занятий происходит их совершенствование, качественное изменение. Функциональное обогащение элементов движений происходит за счет структурно-содержательных компонентов «КР» и природы танца, включающей психофизиологические и социальные ресурсы детей, имеющих специфические отклонения в развитии.

Стадии, элементы и средства «КР»

В тройную группу понятий-элементов входят: "техника КР", "ритм - метр (музыка) КР", "реквизит КР". Система диадно-триадных понятий-элементов дает следующие результаты: техника движений детей, профессиональная техника педагога; простой метроритм КР, сложный по организации музыкальный ритм; художественное самодеятельное оформление коррекционного танца, профессиональное художественное оформление танца, понимаемые опять же в трактовке "примитивный" — "совершенный".

Стадиальное развитие игрового танца включает пять этапов и состоит из "Экспозиции", "Завязки", "Развития", "Кульминации", "Развязки", что соответствует драматургическим законам танцевальной композиции и функционального игрового танца.

Развитие этих стадий и их слитный переход из одного этапа в другой делают процесс участия детей в игровом танце развивающимся, динамичным и логично выстроенным. В силу целенаправленных действий воспитателя каждый участник игрового танца включается в деятельность по собственной инициативе. Он активирует эмоциональное и физическое состояние, достигает катарсиса и выходит из него, решая при этом свои жизненно важные и социально значимые проблемы.

Длительность каждой стадии игрового функционального танца, как и всего занятия, определяется воспитателем в процессе коррекционной деятельности и зависит от активности вхождения детей в контакт с собственной душой и телом, а также от созидательного потенциала воспитателя, создающего каждой личности условия для максимального самораскрытия. Таким образом, педагог стимулирует творческий процесс игрового танца, в котором решаются социальные проблемы.

Назначение каждой стадии игрового танца заключается в следующем:

Э к с п о з и ц и я — вхождение детей в процесс танца на основе их заинтересованности. Этот «запуск» танца осуществляется воспитателем с целью активации психофизиологического состояния детей, «разогрева» и «настройки» их организма на предстоящую деятельность.

З а в я з к а — динамизация воспитателем танцевального процесса с помощью увеличения амплитуды движений, их усложнения, изменения темпа и ритма па, благодаря чему дети «включаются» в эту новую для них фазу танца.

Р а з в и т и е — переход к качественно обоснованным фазам игрового танца. Основные приемы, применяемые воспитателем, — разработка, развитие и имитация основных жестов, поз и па, пластических тем или использование метода контрастности. Воспитатель, продолжая жить с детьми в игровом танце, выделяет среди них творческих, раскрывающихся, и они становятся на определенном этапе лидерами. Важно, чтобы каждый ребенок почувствовал себя лидером и при поддержке воспитателя раскрывал собственные возможности.

К у л ь м и н а ц и я — наивысшая стадия игрового танца, в которой ребенок достигает максимального самодвижения собственного «Я», восторженного состояния и душевного волнения, того катарсиса, который возвышает и воспитывает его. Кульминация является логическим развитием предшествующих стадий игрового танца для всех его участников, включая воспитателя.

Р а з в я з к а — завершающая стадия игрового танца, в которой участники «успокаивают» свое психофизическое состояние, получив логическое разрешение задач, поставленных в начале занятия или возникших в его процессе.

Оценка деятельности участника игрового танца основана на тех качественных изменениях, которые происходят с ним в процессе самого занятия. В отличие от хореографического танца, где результат можно выразить количеством выученных па или иным аналогичным способом по наличию отчужденного продукта, оценки каждого участника игрового танца индивидуальны и отражают прирост его смыслозначимой деятельности: «Я изменился в том-то». «Мне интересно потому-то». «Я открыл в себе то-то». В игровом танце происходит целостное видение (чувствование) образа, в то время как в зрелищном танце хореограф передает исполнителю фрагментарное видение образа (роли).

Игровой танец формирует систему представлений о себе, которая творчески конструируется в танцевальном процессе деятельности и общения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: