Стандартный уровень использования системы оценки

На этом этапе учитель начинает использовать те правила оценивания и их части, без которых невозможно реализовать требования ФГОС по комплексной оценке предметных, метапредметных и личностных результатах каждого ученика.

3) Одна задача – одна оценка - используется полностью. Учитель и ученики привыкают оценивать каждую решённую задачу в отдельности. Если требуется определить одну отметку за контрольную или за урок, это делается на основе отдельных отметок за решённые задачи (например, среднее арифметическое).

4) Таблицы результатов и «Портфель достижений» - используется частично. Учитель начинает использовать таблицы результатов только после проведения итоговых контрольных работы по предметам (один раз в четверть) и диагностик метапредметных результатов (примерно один раз в год). После проведения таких работ учитель выставляет отметки за каждое из заданий в таблицу результатов (в «Рабочий журнал учителя»). В текущей работе при заполнении официального журнала учитель руководствуется привычными правилами. Отметки в таблицы результатов выставляются: - в 1-м классе в виде «+» (зачёт, решение задачи, выполнение задания) или отсутствие «+» (задача не решена, задание не выполнено), - в 2-4 классах отметки ставятся по 5-ти балльной или процентной шкале. Только эти данные учитель переносит в «Портфель достижений ученика». Остальные материалы портфеля достижений ученик пополняет самостоятельно (консультируясь с учителем).

5) Уровни успешности - используется частично. Учитель фиксирует уровни успешности только при оценивании заданий предметных проверочных и контрольных работа, а также метапредметных диагностических, руководствуясь готовой шкалой в печатных изданиях (в тетрадях для проверочных и контрольных работ). При текущем оценивании учитель руководствуется привычными ему правилами контроля и оценивания.

6) Итоговые оценки - используется частично. Учитель определяет итоговую оценку за ступень начальной школы в соответствии с требованиями новой системы оценки (на основе выходных диагностик и «Портфеля достижений»). При определении четвертных оценок по предметам учитель использует привычные традиционные правила.

2. МАКСИМАЛЬНЫЙ уровень использования системы оценки.

На этом этапе учитель может при желании вводить полный набор правил оценивания или отдельные правила из этого набора, что позволит получить максимальный эффект.

4) Уровни успешности – используется уже не частично, а полностью. Учитель использует уровни успешности при оценке не только контрольных работ, но и всех текущих заданий, регулярно, обучая своих учеников по этим критериям определять уровень любого задания.

5)Итоговые оценки - используется уже не частично, а полностью. Учитель определяет в соответствии с этим правилом не только итоговую оценку за ступень начальной школы, но и итоговые предметные оценки за четверть и комплексную оценку за год.

Это общая характеристика системы оценивания в соответствии с ФГОС, какие же приемы применить на уроке для эффективности оценивания и реализации государственных стандартов. Несколько таких приемов нам предлагает Анатолий Гин в своем пособии для учителей «Приемы педагогической техники».

  • Оценка не отметка (учитель отмечает вслух или жестом каждый успех ученика). Автор убежден, что успех – главный стимул для движения к познанию. Нужно хвалить учеников, оценивать их действия. Но не просто одним только словом «хорошо», язык наш богат – нужно использовать его щедро. При оценивании необходимо сравнивать ученика только с самим собой, отмечая его личностный рост, его достижения.
  • Расширение поля отметок (учитель увеличивает свой отметочный арсенал). Автор считает пятибалльную систему оценивания грубой и ограниченной и предлагает такой вариант оценивания: например, за блестящий ответ поставить не одну, а две пятерки. Или приводит пример такого интересного расширения отметочного поля: выставление отметок такого плана: ох – очень хорошо (соответствует пятерке), хо – хорошо, но не очень (соответствует четверке), зг – знает, но не говорит (соответствует тройке), гз – говорит, но не знает (соответствует двойке), хн – хуже некуда.
  • Знакомство с критериями (учитель знакомит учеников с критериями, по которым выставляет им отметки). Они могут быть оформлены и вывешены в классе, или их можно обговорить вслух. Первое время желательно обосновывать свои отметки.
  • Райтинг (завершив работу, ученик сам ставит себе отметку, затем учитель выставляет свою, через дробь). Это помогает приучит учеников к регулярному оцениванию своего труда и согласовать выставление отметки. Всо временем числитель и знаменатель начнут совпадать.
  • Кредит доверия (иногда учитель ставит отметку в кредит).
  • Своя валюта (на уроках вводится своя «денежная» единица). В случае, когда ученики дополняют ответы других, часто отвечают с места. Оценить трудно, но можно ввести такую «валюту». За дополнения выдавать, например, красные кружочки (младшие классы), накопил пять маленьких – получаешь один большой. Этот прием помогает активизировать деятельность учеников, уйти от него можно по мере увеличения темпа работы.

 


Кейс-задание:
Разработать конспект личностно-ориентированного урока математики.

Под образованием в личностно-ориентированной технологии обучения следует понимать становление человека, обретение им себя как неповторимой индивидуальности, готовой к интеграции в национальную и мировую культуру. Главная цель образования – подготовка личности к саморазвитию, самосовершенствованию, к творчеству в различных сферах жизни. Цель начальной школы в целом, и обучения математике в частности, – запуск механизмов самопознания, самовыражения, самореализации в учебной деятельности, обучения ребёнка жизни в согласии с собой, природой и обществом. А значит, очень важен личностно ориентированный подход на уроке, предполагающий отношение к воспитан-
нику как к личности, самосознательному развивающемуся субъекту.
Приведём основные принципы личностно ориентированного обучения на уроке математике, которые были реализованы в конспекте урока по математике во 2 классе.


Принцип гармонизации отношений. Задача учителя – гармонизация своих отношений с ребёнком и обучение его способам гармонизации отношений с миром природы, общества и собственным миром. Здесь важно всё: уметь выслушать ребёнка, не высказывать категоричное мнение, не давить на ребёнка.

Принцип согласованности целей. Учитель должен научиться согласовывать свои цели обучения с целями обучения ученика, помогая ученику осознавать, сформулировать и достичь поставленных целей.

Принцип координации собственного жизненного опыта ученика с социальным опытом предшествующих поколений. На уроке происходит согласование опытов учителя и ученика, в ходе которого учитель не может навязывать своё мнение, а должен в ходе общения подвести ребёнка к пониманию ошибочности его представлений, к открытию нового знания, к желанию принять новое видение материала.
Математика играет особую роль в формировании научной картины мира, развития у ученика видение себя и окружающего с помощью числа и формы предметов и понимание языка математики, на котором говорят и пишут люди в современном обществе.
Изучение математического объекта учеников происходит последовательно: от актуализации имеющихся представлений об объекте через открытие новых знаний о нём, к осознанию, что у него лично и в окружающем мире связано с данным объектом.

Принцип продуктивности обучения. Главным ориентиром обучения является личное образовательное приращение представлений ученика, которое складывается из его внутренних и внешних образовательных результатов учебной деятельности.
В процессе получения внешних результатов учения (например, выполнения самостоятельной работы, теста, построения схемы, выполнения рисунка, составления плана или алгоритма деятельности), которое отражает уровень знаний учеников, происходит развитие личностных качеств ребёнка (мышления, памяти, воображения, способностей воли и т.д.) – внутренних результатов.
Внешние результаты планируются на каждом уроке в виде познавательных целей, внутренние – в виде творческих, коммуникативных, оргдеятельностных и других целей.
К познавательной продукции урока относятся сформированные представления и знания о математике, к творческой – умения создавать собственный продукт деятельности (составлять задачи и выражения, формулировать определения, делать маленькие математические «открытия»), к оргдеятельностным – умения ставить цели деятельности, составлять план, подводить итог, оценивать результат, к коммуникативным – умения общаться, в том числе и на математическом языке, к развивающим – развития логического мышления, внимания, воображения, воли и других психических качеств личности.

Принцип образовательной рефлексии. В конце каждого урока подводится итог, где обсуждается, что нового на уроке узнали, чему научились, что было самым интересным, кто каких успехов достиг, что ещё не получается, что нужно повторить и др.

Цели:

  • Обучающие:
    • продолжить работу над формированием умения читать задачу, моделировать текст с помощью отрезков, умением выбирать схему к условию задачи;
    • повторить различные виды работ над задачей;
    • закреплять представления о существенных признаках фигур;
    • продолжить формирование вычислительных навыков;
    • закреплять знания состава чисел до 20, таблицу сложения.
  • Развивающие:
    • развивать приёмы мыслительной деятельности (операции сравнения, анализа, классификации, творческого воображения), познавательный интерес, логическое мышление, математическую речь, умение рассуждать, анализировать, обобщать;
    • продолжить формирование мотивации достижения успеха: успешно действовать в ситуации выбора, опираясь на самооценку.
  • Воспитывающие:
    • воспитывать самостоятельность, показать значимость добрых и полезных дел, вызвать желание у детей делать их;
    • формировать культуру общения, речи, поведения, положительного отношения к учению;
    • воспитывать положительные личностные качества детей.

Тип урока: комбинированный урок.

Используемые методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, наблюдение.

Формы организации: парная, индивидуальная, фронтальная.

Оборудование: учебник Н.Б. Истоминой «Математика 2 класса», тетрадь, раздаточный материал, сигналы, ТСО.

Этапы урока Цель этапа урока. Ход урока. Содержание этапа урока.
І. Мотивационный блок. 1. Организационный момент     2. Постановка учебной задачи Осознание учебной задачи на весь урок. Нацеливание на конечный результат. Вот звенит звонок весёлый, Наш урок пора начать. Встали прямо все и ровно, Вижу - можно начинать. Девиз урока:«Добрые дела не лень, выполнять нам каждый день». Используя девиз урока и ориентиры будем закреплять, повторять изученное. Но в конце урока поделитесь, что для вас было особенным и продолжите: «Я знаю, что…».
ІІ. Актуализация знаний с опорой на субъективный опыт Выявление определённых зависимостей, связей, закономерностей. Развитие приёмов мыслительной деятельности. Развитие познавательной деятельности детей. Для начала - разминка. - Из ряда чисел 20, 21, 23, 24, 26, 27, 29 найдите число, где число единиц больше числа десятков на 7 (29). - Что заметили? (Закономерность: увеличь на 1, увеличь на 2). - Какое число лишнее? Почему? (20 - круглое число). Математика - наука точная, для выполнения математических заданий поможет важное качество. Говорят, без него в математике особенно трудно. - Угадайте, что за качество?
ІІІ. Введение нового этапа: практическое применение знаний по теме урока Устный счёт.   Подведение итогов этапа. Рефлексия. Повышение уровня вычислительной культуры учащихся. Расширение кругозора детей, формирование интереса к математике. Ответьте «да» или «нет». Утверждения верные или неверные? 1) При сложении числа называются І слагаемое, ІІ слагаемое, значение суммы? (Да) 2) Сумма чисел 9 и 5 равна 14? (Да) 3) Разность чисел 13 и 7 равна 5? (Нет) 4) + 7 = 15. В «окошке» число 8? (Да) 5) - 9 = 7. В «окошке» число 16? (Да) 6) Батон разрезали на 3 части. Сколько разрезов сделали? 6? (Нет) Прочитаем слово, используя таблицу: «Да» или «Нет». (ЛОГИКА) Логика - большая наука о нашем мышлении. Умение рассуждать, объяснять, думать, находить закономерности. Будем логично следовать нашему плану. Пусть это поможет каждому из вас при решении примеров.
ІV. Обобщение и систематизация ЗУН по теме урока 1. Самостоятельная дифференцированная работа в форме решения примеров по уровням сложности. свернуть таблицу
Подумай!

свернуть таблицу

 

Подведение итогов самостоятельной работы. Рефлексия.

 

2. Динамическая пауза.

 

3. Закрепление. Активизация ранее изученного материала при работе с задачами.

 

свернуть таблицу

Задача

свернуть таблицу

№163 с.64

 

 

4. Применение ЗУН при различных видах работ над задачами.

свернуть таблицу

Задача

свернуть таблицу

№167 с.50

Подведение итогов данного этапа. Рефлексия.

 

5. Работа с геометрическим материалом

Подведение итогов данного этапа.

Рефлексия.

  Формирование мотивации достижения успеха: делать правильный выбор, опираясь на самооценку.   Формирование веры в свои силы. Формирование способности к самоконтролю.     Воспитание уважительного отношения друг к другу, взаимовыручки. Вызвать желание у детей делать добрые и полезные дела. Установление межпредметных связей, что позволит повысить познавательную активность детей. Развитие вычислительных навыков.   Формирование обобщённых умений: читать задачу, выделять условие и вопрос, известные и неизвестные величины, не достающие данные; устанавливать взаимосвязь между ними и на этой основе выбирать те арифметические действия, выполнение которых позволяет ответить на вопрос задачи. Обучение умению самостоятельно анализировать задачу и решать.     Формирование способности к самоконтролю   Применение теоретических знаний на практике в работе с геометрическим материалом. Формирование культуры общения, речи, поведения. Учить доказывать свою точку зрения, выслушивая своего товарища. Закреплять представления о существенных признаках фигур. - Подумайте, какой уровень сложности на сегодня вы выберете. - Начали работать! - Проверим себя! - Оценим себя по следующим критериям! Быстрый счёт - полезное, нужное дело! Логично? - Какие добрые, полезные дела мы знаем? свернуть таблицу
помощь родителям занятие спортом изготовление подарков чтение книг 2 думать (мыслить) 13 20 32 29 45

свернуть таблицу

- О каком полезном деле хотелось бы поговорить?
- Отгадайте. (Число 29. Полезное дело - чтение книг.)

Решаем задачу о чтении книг № 163.
- Чтение задачи.

- Выберите схему к этой задаче. (Подходит первая схема.)

- Можно ли сразу ответить на основной вопрос задачи? (Нет, т.к. мы
не знаем сколько книг на второй полке.)
Анализ задачи в приложении.
Самостоятельное решение задачи.

Проверка решения по доске.

Чтение двух задач №167 стр.50

- Какую задачу ты не можешь решить? Почему?

а ) Таня полила шесть грядок огурцов. Сколько грядок ей осталось полить?

б) На шахматной доске 20 фигур. Из них 13 чёрных, остальные - белые. Сколько белых фигур на шахматной доске?

(В задаче @ не достаёт данных.)

- Это домашнее задание: попробуйте дополнить условие задачи так,
чтобы задача @ решалась в одно или в два действия.
Логично!

- Много полезных дел. Не менее полезное дело - думать! Попробуем?!

- Какие геометрические фигуры видите?
а) Сколько треугольников в этой фигуре?

(В этой фигуре пять треугольников и четырёхугольник.) Логично!
б) Работа в паре с соседом. Работая в паре с соседом, и используя свою фигуру и фигуру соседа, сделайте так, чтобы получилась фигура с прямыми углами.

(Получится прямоугольник)
- Заставили нас с вами подумать геометрические фигуры? (Да)
- Дома посчитайте сколько разных фигур в этом прямоугольнике.
Логично!

V. Подведение итогов урока     «Проверь себя». Самостоятельная работа с последующей проверкой.   рефлексия.   Определение значимости девиза урока в жизни.   Отрабатывание вычислительных навыков. Развитие приёмов мыслительной деятельности. Формирование способности к взаимоконтролю, самоконтролю.   Осознание собственного мнения об уроке, о работе на нём. Формирование положительного отношения к учению, умения анализировать, обобщать свою деятельность и планировать её. Закрепление чувства уверенности в себе и чувство радости от успеха   Прочитаем девиз урока. Сделаем вывод. Вставьте в предложение нужные, на ваш взгляд, слова. Без добрых и полезных дел (…) жить. (трудно, скучно, не радостно) - Логично! «Проверь себя». (Нужно найти третье число, используя два известных.) свернуть таблицу
12 ? 3
15 ? 8
16 9 ?
14 8 ?
? 9 4
? 9 8

свернуть таблицу

Проверьте друг друга (взаимопроверка), поставив точки под правильными ответами. У кого всё правильно - на полях «+» - «Молодец!»

Логично похвалить тех, кто справился с заданием, кто знает таблицу сложения, а остальным совет - учить таблицу сложения.

1) Оцените себя в тетрадях. Если на полях у вас два плюса,- «Молодец»; 1 плюс -- «Хорошо!», нет плюсов - «Подтянись!»
2) Оцените себя с помощью сигналов

3) Продолжите: «Я знаю, что…»

А я, ваш учитель, знаю, что при желании, старании у вас всё получается. И что вы - молодцы! Это логично!

























Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: