Глава 3. Патриотическое воспитание обучающихся начальной школы

Воспитание подрастающего поколения в современном российском обществе осуществляется в условиях экономико-политического реформирования, в ходе которого существенно изменилась социокультурная жизнь людей, принципы функционирования образовательных учреждений, молодёжных объединений и организаций. Одно из самых важных качеств человека это то, которое предполагает любовь к Родине, готовность служить ее интересам, своему народу, выполнять гражданский долг и конституционные обязанности по защите своей страны. Именно патриотизм являлся тем фундаментом, который во все времена объединял все слои российского общества.

Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, в Федеральном государственном образовательном Стандарте начального общего образования второго поколения определены требования к личностным характеристикам выпускника начальной школы:

·  любящий свой народ, свой край и свою Родину;

·  уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

·  любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

·  владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

·  готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

·  доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

·  выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни [29, с.7].

Патриотическое воспитание обучающихся начальной школы является одной из главных составляющих воспитательного процесса образовательного учреждения. Работа по данному направлению воспитания молодого поколения всячески поддерживается государством. Патриотическое воспитание в нашей стране регулируется такими документами как: Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации», «Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы».

Воспитание ориентировано на достижение определённого идеала, то есть образа человека, имеющего приоритетное значение для общества в конкретно-исторических социокультурных условиях.

В средневековой Руси воспитательный идеал был укоренен в религии и представлен для православных христиан прежде всего в образе Иисуса Христа. Для сохранения целостности страны, территория которой постоянно расширялась, нужна была общая система нравственных ориентиров, ценностей и смыслов жизни, таких, как честь, верность, соборность, самоотверженность, служение, любовь. Православие объединяло русских людей в единый народ. Именно поэтому защита Русской земли приравнивалась к защите православия, что и породило такой компонент самосознания, как образ Святой Православной Руси.

В 18 веке Россия стала империей, сила которой заключалась в централизации и концентрации государственной власти в руках правящего монарха – императора. Государство возвышалось над церковью, был сформулирован новый воспитательный идеал – «человек государственный, слуга царю и Отечеству». Для императорской России был характерен идеал полезного государству и Отечеству гражданина [13, с.12].

В советский период государство обрело всю полноту власти над гражданином и его частной жизнью. Устраняя влияние церкви на общественную и личную жизнь, подавляя религиозное сознание, советское государство само стало претендовать на роль новой вселенской церкви.

Советская эпоха в отечественной истории сформировала высокий педагогический идеал – воспитание всесторонне развитой личности, дала примеры массового патриотизма, героического служения, вплоть до самопожертвования, во имя будущего своей страны и своего народа, пренебрежения материальным во имя идеального [13, с. 13].

Однако в 90-е годы 20 века трансформация Российского общества привела к кардинальным изменениям направлений общественного развития, которые вызвали определенное расслоение общества, снижение жизненного уровня, ценностную переориентацию в детско-молодежной среде. За последнее время в российском обществе значительно усилились националистические настроения. В детско-молодежной среде усилились негативизм, демонстративное отношение к взрослым, жестокость в крайних проявлениях. Резко возросла и «помолодела» преступность. За последнее десятилетие мы практически потеряли целое поколение, представители которого в потенциале могли бы стать истинными патриотами и достойными гражданами нашей страны.

Вследствие посткризисных явлений, присутствующих в социально-экономической, политической, культурной и других сферах общественной жизни, требуется повысить уровень воспитания и образования подрастающего поколения. Одним из ключевых направлений этой деятельности является создание условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России, готового и способного отстаивать ее интересы. В связи с этим проблема гражданско-правового и патриотического воспитания становится одной из актуальнейших [5, с.408].

Воспитание – это целесообразное, произвольно направляемое взросление ребенка в социокультурном (духовно-практическом) пространстве человеческого общения. В более широком смысле воспитание понимается как любое сознательно планируемое интеллектуальное, эстетическое и нравственное влияние на индивида или группу людей любого возраста.

Содержательная сторона воспитательной деятельности обусловлена его целями и задачами. С этой точки зрения воспитание классифицируется по разным основаниям:

· в зависимости от того или иного содержательного аспекта наиболее обобщенно выделяются три аспекта: умственное, трудовое и физическое воспитание. По тому же основанию, но в более конкретизированном виде в качестве отдельных направлений рассматривают политическое, правовое, нравственное, экологическое, эстетическое и другие направления;

· по институциональному критерию — семейное, дошкольное, школьное, внешкольное, воспитание по месту жительства;

· по стилю взаимоотношений — демократическое и авторитарное воспитание.

Наиболее разработаны в педагогической теории основные направления воспитания, выделяемые по критерию аспекта его содержания. Они разработаны всем длительным процессом развития отечественной педагогической теории и практики и учитывают новые тенденции в их развитии. Рассмотрим некоторые из них.

Умственное воспитание — предполагает руководство развитием познавательных интересов, широких духовных запросов воспитанников.

Нравственное воспитание — одна из форм наследования нравственности в обществе. Существует несколько его видов: патерналистское, основанное на почитании родителей; религиозное, основанное на авторитете религиозной веры; просветительское, основанное на выводах разума.

Эстетическое воспитание — процесс формирования эстетического сознания личности и соответствующих форм деятельности. Цель эстетического воспитания — развитие готовности личности к воспроизводству и оценке эстетических объектов в действительности и искусстве.

Физическое воспитание — организованный процесс передачи способов деятельности и знаний, необходимых для физического совершенствования. Цель его — всестороннее развитие личности, ее физических качеств и способностей.

Экологическое воспитание — имеет своей задачей формирование глубокого понимания многогранного значения природы для жизни людей, их здоровья, духовного и физического совершенствования.

Сегодня, на новом этапе развития Российской Федерации при определении современного национального воспитательного идеала необходимо в полной мере учитывать:

· преемственность современного национального воспитательного идеала по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых эпох;

· духовно-нравственные ценности, определённые в соответствии с действующим российским законодательством;

· внешние и внутренние вызовы, стоящие перед Россией.

Национальным приоритетом, важнейшей национальной задачей является приумножение численности многонационального народа Российской Федерации, повышение качества его жизни, труда и творчества, укрепление духовности и нравственности, гражданской солидарности и государственности, развитие национальной культуры [13, с. 14].

Решение этой задачи способно обеспечить устойчивое и успешное развитие России.

Современный национальный воспитательный идеал определяется:

· в соответствии с национальным приоритетом в сфере образования;

· исходя из необходимости сохранения преемственности по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых исторических эпох;

· согласно Конституции Российской Федерации [14];

· согласно Закону Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» в части общих требований к содержанию образования (ст. 14) и задачам основных образовательных программ (ст. 9, п. 6) [30].

Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации [13, с.14].

На основе данных документов можно сформулировать определение термина «патриотическое воспитание». Патриотическое воспитание - это целенаправленное формирование у обучающихся, граждан своей страны высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

События последнего времени подтвердили, что экономические и политические проблемы, социальная дифференциация общества, утрата моральных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, некая агрессивность, неуважительное отношение к родному государству, окружающим. Социально - экономические процессы последнего десятилетия оказали негативное влияние на общественное сознание и выявили зависимость успешного решения многих жизненных проблем от уровня сформированности гражданской и патриотической позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважении к историко - культурному наследию своего народа. В связи с этим составной частью Стандарта начального общего образования нового поколения в образовательном процессе становится национально-патриотическое воспитание подрастающего поколения.

 «Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России», авторами которой являются: Данилюк Александр Ярославович, Кондаков Александр Михайлович, Тишков Валерий Александрович стала основой для создания Государственного стандарта образования.

Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации.

Концепция является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

Концепция представляет собой ценностно - нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации - семьёй, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Концепция определяет:

· характер современного национального воспитательного идеала;

· цели и задачи духовно - нравственного развития и воспитания детей и молодежи;

· систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации;

· основные социально - педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся [13, с.3].

Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. При этом образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции.

Концепция формулирует социальный заказ современной общеобразовательной школе как определённую систему общих педагогических требований, соответствие которым обеспечит эффективное участие образования в решении важнейших общенациональных задач [13, с.6].

Патриотическое воспитание существовало во все времена, независимо от того, обучались дети в школе или нет. Оно осуществлялось из поколения в поколение самим народом.

Вместе с тем патриотизм – это естественная привязанность к родным местам, языку, национальным традициям. Чувство патриотизма возникает под воздействием окружающей природы, народного искусства и практической деятельности человека. Любовь к родине у каждого проявляется в свое время и по-своему. Сначала это происходит неосознанно, ребёнок тянется к отцу, к матери; подрастая, он начинает испытывать привязанность к друзьям, родной улице, селу, городу; и только взрослея, набираясь опыта и знаний, он постепенно осознает свою принадлежность к Отчизне.

Патриотическое, а в отношении мальчиков и военно - патриотическое воспитание, начинается с семьи, поскольку в семье закладываются все виды социального воспитания ребёнка. Опыт, традиции, уклад жизни семьи формируют и развивают нравственные и волевые качества, знания, умения и навыки детей, начиная с первых дней жизни.

Задачи патриотического воспитания решаются совместными усилиями дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, учреждениями дополнительного образования, конечно, же, при участии семьи и других общественных организаций [31, с.57].

Сегодня воспитательная работа организуется и проводится на единой основе с учётом профиля образовательного учреждения, назначения и воспитательных возможностей каждого учебного заведения, возрастных особенностей, реального уровня воспитанности, интересов и запросов детей и подростков, и, безусловно, тесной взаимосвязи военно - патриотических и других мероприятий.

Младший школьный возраст наиболее сенситивный период для воспитания положительных черт личности, в том числе и патриотизма. Податливость, известная внушаемость детей, их доверчивость, склонность к подражанию и огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для успешного решения данной проблемы. Именно в младшем школьном возрасте происходит активный процесс накопления знаний о положительном и отрицательном в жизни общества, о взаимоотношениях между людьми, о свободе выбора того или иного способа поведения. Это время, когда чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, определяют поступки, выступают в качестве мотивов поведения, выражают отношения к окружающему миру. Эмоциональные переживания, а не разумные доводы часто имеют доминирующее значение. Поэтому восприятие младшим школьником журчания ручейка, песен зяблика, всплеска рыб, ощущения утренней прохлады и прочего рождает впечатления, которые надолго, иногда всю жизнь, сохраняются в их душе [21, с.17].

С началом обучения детей в школе, семья, тесно сотрудничая с образовательным учреждением, обогащает все эти элементы воспитания. Родители, педагоги своими советами и непосредственным участием в педагогическом процессе способствуют воспитанию молодого человека патриотом и защитником Отечества.

Только любовь, полное осмысление своей истории, уважение к предкам, искреннее и душевное сопереживание достижениям и каким - то недостаткам всех проводимых государством реформ могут выявить в детях те душевные качества, которые определят его как личность, причём уже как состоявшуюся личность, и как гражданина с большой буквы.

Для достижения данных результатов следует помнить, что патриотическое воспитание в начальной школе должно организовываться путем системной деятельности по различным взаимосвязанным направлениям. Выбор одного направления как приоритетного не означает отказ от остальных. Функционирование воспитательной системы осуществляется за счёт комплексного взаимодействия всех направлений [31, с.38].

Основные направления патриотического воспитания в школе сформированы на основе базовых направлений, выделенных в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»:

Духовно - нравственное. Осознание учащимися в процессе гражданско-патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.

Историко - краеведческое. Система мероприятий, направленных на познание историко-культурных корней, осознаний неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе, формирование знаний о родном селе, городе, районе.

Гражданско - правовое. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга; воспитывает уважение к государственной символике.

Социально – патриотическое. Направлено на активизацию духовно- нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.

Военно - патриотическое. Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.

Спортивно - патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.

Культурно - патриотическое. Направлено на развитие творческих способностей учащихся через приобщение их к музыкальному фольклору, устному народному творчеству, миру народных праздников, знакомство с обычаями и традициями русского народа [9, с.54].

Анализ различных источников по данной теме дал возможность представить разнообразие форм организации воспитательной работы, которые можно эффективно реализовывать при воспитательной работе с младшими школьниками:

· нетрадиционные уроки;

· коллективные творческие дела;

· тематические классные часы, беседы, лекции;

· проведение экскурсий по школьному музею и посещение музеев города, экскурсии по городам России;

· изучение истории своей семьи, семейных традиций;

· изучение народных традиций и обычаев, истории своего села, школы;

· кружковая работа;

· дебаты, диспуты, беседы, диалоги по темам, видео-лектории, кинолектории, исторические, военные викторины;

· проведение общешкольных мероприятий, тематических вечеров и концертов, посвященных Дню воина-интернационалиста, Дню защитника Отечества, Дню Победы, Дню России;

· шефство над ветеранами войны и труда;

· уроки мужества, встречи, круглые столы, пресс-конференции с ветеранами войны, труда и участниками боевых действий в горячих точках;

· смотры-конкурсы, фестивали военной и патриотической песни, художественной самодеятельности;

· военно-спортивная игра «Зарница»;

· участие в конференциях, конкурсах, смотрах различных уровней, обмен опытом;

· обзор прессы и основных событий в мире;

· организация волонтерского движения;

· спортивные соревнования, направленные на формирование навыков здорового образа жизни, посещение обучающимися спортивных секций, «День здоровья», туристические слеты;

· организация и развитие органов ученического самоуправления;

· оформление информационных стендов, освещающих важные события и памятные даты нашей страны, историю возникновения и развития учебного заведения;

· краеведческая и поисковая работа, создание музейной комнаты;

· краеведческие проекты и исследования, и другие [20].

Данные формы работы будут наиболее эффективны при реализации таких методов патриотического воспитания как:

· метод убеждения;

· метод наблюдения;

· метод положительного примера;

· метод беседы, рассказа, объяснения;

· метод упражнений (приучения);

· информационные часы, единые дни информирования;

· метод положительного примера;

· метод проектной деятельности;

· использование компьютерных технологий [20].

Стоит отметить, что одним из наиболее эффективных методов патриотического воспитания является метод проектной деятельности, позволяющий создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых.

Использование проектной деятельности как средства воспитания патриотизма наиболее эффективно в работе с младшими школьниками при условии, что активными участниками педагогического процесса будут не только работники образовательного учреждения, но и родители детей, поэтому необходимо сотрудничество с родителями и отказ от традиционной роли педагога в пользу партнерской [11, с.16].

Конечным результатом функционирования системы патриотического воспитания должны стать духовный и культурный подъем обучающихся, высокая гражданская позиция, патриотическое сознание учащихся себя как россиян, определяющих будущее России:

· в познавательной сфере - развитие интеллектуального потенциала, творческих сил;

· в историко - краеведческой - осознание ответственности за судьбу своего края, страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

· в социальной - способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;

· в духовно-нравственной сфере - осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

Таким образом, изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к отечественной системе образования в целом и организации учебно-воспитательного процесса школы, важнейшей задачей которого является успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе. Усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности, патриотизма, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, своему городу, семье, окружающей природе – это одно из базовых направлений деятельности школы.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: