Целью выездной налоговой проверки является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.
В случае выявления в ходе проверки фактов нарушений иного законодательства Российской Федерации, не относящихся к цели выездной налоговой проверки, они отражаются в акте проверки только в случае, если данными фактами обусловлены деяния, содержащие признаки налоговых правонарушений. Полученные сведения используются в рамках выполнения налоговыми органами функций контроля в пределах своей компетенции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
О фактах нарушений иного законодательства, не относящегося к предмету выездной налоговой проверки, в соответствии с заключенными межведомственными соглашениями (федерального и регионального уровней) сообщается в соответствующий территориальный орган такого ведомства, центральный аппарат ведомства. (Например: Соглашение Банка Российской Федерации N 01-15/3182, ФНС России N ММВ-27-2/5@ от 29.06.2010 "Об информационном взаимодействии между Центральным банком Российской Федерации и Федеральной налоговой службой", Соглашение о сотрудничестве Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной налоговой службы, утвержденное Росприроднадзором N 3-д, ФНС России N М-25-21/2 от 02.03.2007.)
|
|
Основанием для проведения выездной налоговой проверки является решение налогового органа, в котором состоит на учете проверяемый налогоплательщик.
Если же проверяемая организация имеет статус крупнейшего налогоплательщика, то решение о ее проверке выносит налоговый орган, осуществивший ее постановку на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика. Самостоятельная выездная проверка филиала или представительства организации проводится на основании решения налогового органа по месту нахождения обособленного подразделения. Напоминаем, что данные о наличии у организации филиалов и представительств должны быть отражены в ее уставе.
На основании положений статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица.
Выездная налоговая проверка налогоплательщика - иностранной организации, самостоятельно признавшей себя налоговым резидентом Российской Федерации, проводится по месту нахождения обособленного подразделения данной организации. Решение о выездной налоговой проверке выносит налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения такой иностранной организации.
|
|
Самостоятельная выездная налоговая проверка филиала или представительства проводится на основании решения налогового органа по месту нахождения обособленного подразделения.
Решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать следующие сведения:
- полное и сокращенное наименования либо фамилию, имя, отчество налогоплательщика;
- предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;
- периоды, за которые проводится проверка;
- должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.
Форма решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (смотрите форму данного решения в Приложении N 3 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@ (далее - Приказ ФНС РФ N ММВ-7-2/189@)).
Пункт 3 статьи 89 НК РФ гласит, что выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам.
Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. При этом в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, если иное не предусмотрено нормой статьи 89.2 НК РФ (пункт 4 статьи 89 НК РФ).
Отметим, что в рамках проверки участника, осуществляющего капитальные вложения в срок, не превышающий пяти лет со дня включения его в реестр, инспекция может проверить период не более пяти календарных лет, предшествующих году вынесения решения о проведении проверки (пункт 2 статьи 89.2 НК РФ). При этом указанный участник проекта в течение шести лет должен хранить данные бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, при исчислении которых были использованы налоговые льготы, предусмотренные для участников проектов. Кроме того, необходимо сохранять и документы, подтверждающие соответствие показателей реализации проекта требованиям к таким проектам и (или) его участникам.
В соответствии с разъяснениями, предоставленными ФНС России в письме от 22.10.2007 N ШТ-6-03/809@ "О направлении письма Минфина России от 19.06.2007 N 03-07-08/160", срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.
В пункте 5 статьи 89 НК РФ закреплено, что налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период (смотрите, например, постановление ФАС Центрального округа от 19.02.2009 по делу N А08-2803/2008-25, постановление ФАС Центрального округа от 15.04.2008 по делу N А36-2862/2007, постановление ФАС Поволжского округа от 18.12.2007 по делу N А65-5017/07).
Также они не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов (смотрите Постановление Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе"), о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.
При определении количества выездных налоговых проверок налогоплательщика не учитывается количество проведенных самостоятельных выездных налоговых проверок его филиалов и представительств (смотрите, например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 27.04.2009 по делу N А56-27517/2008).
|
|
Налоговые органы не вправе проводить выездные налоговые проверки за период, за который проводится налоговый мониторинг в отношении налогов, обязанность по исчислению и уплате которых возложена на налогоплательщика, за исключением следующих случаев:
1) проведение выездной налоговой проверки вышестоящим налоговым органом - в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего налоговый мониторинг;
2) досрочное прекращение налогового мониторинга;
3) невыполнение налогоплательщиком мотивированного мнения налогового органа.
В случае проведения выездной налоговой проверки по основанию, указанному в настоящем подпункте, предметом выездной налоговой проверки являются правильность исчисления и своевременность уплаты налогов в соответствии с мотивированным мнением;
4) представление налогоплательщиком уточненной налоговой декларации (расчета) за период проведения налогового мониторинга, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему Российской Федерации, по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом).
Пункт 6 статьи 89 НК РФ регламентирует, что выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев (смотрите, например, постановление ФАС Поволжского округа от 21.01.2009 по делу N А12-7693/2008).